Вы здесь

Что волнует малайзийцев?

Автору посчастливилось побывать в столице Малайзии Куала-Лумпуре и Сингапуре, где за прошедшие годы вновь прибавилось сверкающих небоскребов и пусть незначительно, но поднялись цены. Но всё так же людей волнуют проблемы здоровья и его сохранения в условиях ускоряющегося ритма жизни и нарастания всякого рода стрессов. В силу определенной специфики этих двух восточных стран медицинские проблемы не могут обсуждаться слишком откровенно, но в качестве «отдушины» используется информация из других стран, спектр которой отражает то, что волнует и местных врачей и их пациентов.

На первом месте, конечно, медицинские ошибки. Куала-лумпурская Star опубликовала целую страницу, посвященную этой проблеме. Центральное место занимал рентгеновский снимок, на котором отлично виден зажим Кохера, забытый хирургом в брюшной полости 59-летнего пациента. В тексте статьи приводился ужасный случай, произошедший в детской клинике Индианаполиса, где тысячекратная передозировка гепарина привела к гибели трех младенцев в детской реанимации.

Приводился также случай с детьми киноактера Дэнниса Куэйда и его жены Кимберли, новорожденные близнецы которых со стафилококковой инфекцией стали жертвами подобной же ошибки в лос-анджелесском медцентре «Сидарс Синай». Считается, что только в США ежегодно из-за ошибок медперсонала, которые можно было бы предупредить, гибнет до 100 тыс. человек (данные 1999 г.): примерно столько же в США ежегодно гибнет от ДТП, рака молочной железы и СПИДа!

Сложившаяся практика заставила изменить позицию даже в профессиональной среде. Если в середине 90-х, когда ошибки привлекли внимание широкой публики и стали широко обсуждаться в СМИ, Американская медицинская ассоциация ответила публичной кампанией, направленной на внушение того, что ошибки носят «изолированный» характер и не являются системой. Однако через несколько лет она была вынуждена смириться с неизбежным и сама же основала Национальный фонд безопасности пациента, признав то, что ошибки носят «обычный» характер.

Специалисты приводят 6 наиболее частых причин медицинских ошибок: внутрибольничные инфекции, «недосмотр» за перенесшими инфаркт миокарда, пропущено начало кризиса у больного и т.д. Хорошим критерием доказательства ошибки является расхождение между действительным количеством смертельных исходов данной больницы за год ее работы и среднестатистической     ожидаемой смертностью. Людей может успокоить тот факт, что, согласно данному показателю, ежегодно 123 тыс. человек покидает госпитали и палаты интенсивной терапии, не догадываясь, что им потенциально грозила смерть. И это на фоне 5 млн пациентов, ежегодно проходящих каждый год через американские госпитали. Если верить такой статистике, то все-таки усилия врачей и медсестер компенсируют их ошибки - важно попасть или не попасть не в ту категорию...

В США с нетерпением ожидают 1 октября 2008 г., когда в действие вступят новые стандарты системы здравоохранения Меdicare, направленные на возможно полное исключение медицинских ошибок. В частности, федеральный бюджет больше не будет оплачивать расходы госпиталей по «изъятию» забытых в пациентах зажимов, скальпелей и ножниц. Исключена оплата в случае переливания крови не той группы или «обретения» язвы во время пребывания в больнице. Впервые также категорически запрещается включение подобных расходов в конечный счет пациента по выходе его из госпиталя. То же относится и к частным страховщикам, которые могут следовать новым федеральным правилам. Пациент признается в таких случаях пострадавшим со всеми вытекающими отсюда легальными последствиями. Делу также помогают тщательнейшая компьютеризация процесса лечения и регистрация всех принимаемых мер, главным образом на стадии прописывания лекарственных средств, что дисциплинирует медработников.

Последние возражают, что компьютеризация слишком замедляет работу и абсолютно невозможна в экстренных случаях, когда счет времени идет на секунды (взять хотя бы пример с миллионом жертв различных ДТП в год). Отчет системы здравоохранения Калифорнии, опубликованный в январе 2008 г., показывает, что лишь 13% госпиталей штата используют стандартную компьютерную регистрацию предпринимаемых мер, а считывание штрих-кодов лекарств производится лишь в 11% случаев. Проблема осложняется многоуровневой «шкалой» предпринимаемых действий: не то лекарство, не та доза и не тому больному (скептики также указывают и на не ту медсестру, но это уж слишком). В случае ошибки компьютер должен «поднимать тревогу», но ведь и он может давать сбой или попросту зависать, а ведь человек должен принимать лекарство еще и по времени. Кстати согласятся ли сами пациенты оплачивать дорогостоящую компьютеризацию?

Неудивительно, что та же Star рассказывает о более традиционных подходах к сохранению бодрости и здоровья, опубликовав отчет о встрече с пожилым, но полным сил йогом Свами Йогананда, который каждое утро начинает с промывания носа, вставляя длинный носик чайника в ноздрю, после чего добавляет «прочистку» носовых ходов с помощью довольно толстого хлопкового шнура. После подобных санитарных процедур он закидывает ноги за голову, складывает молитвенно кисти рук и некоторое время качается в такой позе.

Сохранность здоровья 99-летнего йога, вес которого всего 40 кг, подтверждается тем, что у него в целости сохранились все 32 собственных зуба! «Хочу прожить до 150 лет! - говорит йог. - Занимаюсь щадящей йогой, доступной даже 10-летнему ребенку. В ней главное - растяжки и способность расслабляться, что достигается с помощью дыхательных и неутомительных физических упражнений». Свами, отец 10 детей, в юности случайно прочитал одну из духовных книг, после чего ушел из дома и 2 года провел в одном из уединенных ашрамов в Гималаях. Именно там он научился «сутранети»  - ежедневному прочищению носа и горла. Он желает всем людям быть счастливыми, поэтому обязательно говорит им что-то приятное, чтобы поднять их настроение. В 90-е он вновь оказался в небольшом гималайском городке Ришикеш, считающемся столицей йоги. Все его дети уже умерли, «потому что не занимались йогой», но оставили ему много правнуков. Стремление передать свое знание йоги привело его в Бангалор, что на самом юге Индии, где к нему на уроки записалось более 2,5 тыс. людей.

Они не имеют ничего против того, чтобы встать чуть ли не ночью, первым делом прополоскать горло и почистить зубы веточкой особого лекарственного дерева, чтобы санировать их и полость рта. После этого полагается выпить стакан кипятка с соком половины лимона. Еда, естественно, вегетарианская и лишь раз в день - утром или в полдень. Ест Свами 2-3 дня, после чего постится в течение недели, хотя и признает, что голодание подходит не для всех. Он верит в то, что если бы нормально питался в юности, то не облысел бы, однако также и в то, что благодаря йоге его седая борода начала снова темнеть: «Если вы действительно уважаете свое тело, то вам легко поддерживать здоровье и даже обратить вспять старение». В свои без малого 100 лет он начал изучать английский и надеется написать книгу о йоге.

Не менее традиционным является и использование пиявок, которых специально разводят под Куала-Лумпуром для использования в медицинских целях. Считается, что новая мода на них пришла в связи с распространением пластической и реконструктивной хирургии. Каждая из пиявок может высосать от 5 до 20 мл крови. В июне 2004 г. Управлением по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных средств они были отнесены к разряду «устройств», используемых в медицине.

Ферма по разведению пиявок Нirudo medicinalis экспортирует их даже в Великобританию. Разведение требует постоянного скармливания здоровой живой рыбы, из которой три десятка пиявок высасывают всю кровь за какие-то минуты, и чистой воды. Чтобы «оторвать» присосавшуюся пиявку, достаточно полить на нее из бутылочки с минеральной водой.

Четырежды в течение жизненного цикла пиявки дают потомство. Отпускная цена килограмма пиявок составляет 20 долл. Почему же их не разводят в самой Европе, если процесс такой простой? Пиявки водятся и на этом континенте, но у малайзийских есть фермент, ген которого отсутствует у европейских. Считается, что «азиатский» ген как-то связан с почвой окружающих Куала-Лумпур холмов. Так ли это на самом деле или речь идет о разных геномах вроде бы одинаковых существ, сказать трудно, но разница действительно существует.
После пиявки на коже остается след, который очень похож на трехлучевую эмблему «мерседеса». Ранка легче заживет, если на нее наложить немного сигаретного табака, смоченного в воде, и заклеить полоской бактерицидного пластыря. Табак, как считается, необходим для ускорения свертывания крови, поскольку ранка из-за «впрыснутого» в нее гирудина может кровоточить в течение 10 часов! В больницах пиявки должны использоваться лишь однократно и после применения «обеззараживаться» в спирте, так как с ними могут передаваться вирусы гепатитов и ВИЧ. Тем не менее эти вполне понятные меры предосторожности не снижают ценности и привлекательности медицинского использования пиявок.

Игорь ЛАЛАЯНЦ, кандидат биологических наук.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru