10 ноября 2024
Как только ее не называли, с кем только ни сравнивали! Французы хвастались, что у них в стране есть три достопримечательности – Триумфальная арка, Эйфелева башня и Сара Бернар. Она – вторая женщина после Жанны Д'Арк, которой поставили памятник. Среди ее могущественных поклонников были наследник английского престола, ставший королем, Эдуард VII, император Австрии Франц Иосиф I, король Испании Альфонс и король Италии Умберто, а также король Дании Кристиан IX. Все они не только восхищались божественным даром Сары Бернар, но и осыпали ее драгоценными подарками.
Головокружительный успех
Когда она впервые приехала на гастроли в Россию, император Александр III в ответ на ее реверанс сказал: «Нет, мадам. Это я должен склониться перед вами». Среди ее близких друзей сверкали такие звезды, как Виктор Гюго, Гюстав Доре, Эмиль Золя, Оскар Уайльд. Немирович-Данченко говорил о Бернар: «Трудно сказать, чего в ней было больше: громадного сценического таланта или мастерицы собственной славы». В начале пути молодой артистке помогал Александр Дюма, драматург Эдмон Ростан и другие светила. В роли Гамлета она покорила самого Станиславского. Он считал искусство Бернар ярким примером сценического совершенства – от отточенности дикции до выверенности каждого движения.
Настоящим даром небес был для Сары Бернар ее голос, полный томления и нежности. Говорили, что в ее голосе спрятана арфа.
А вот Ивану Тургеневу она не понравилась.
Чехов в своих записях не без некоторой иронии написал: «Побывавшая на обоих полюсах, избороздившая своим шлейфом вдоль и поперек все пять частей света, проплывшая все океаны, не раз летавшая под самые небеса (на воздушных шарах. – В.Х.), тысячу раз известная Сара Бернар не побрезговала Белокаменной».
Кстати, Саре нравилась Россия, где ее восторженно принимали все три раза. Она оказала определенное влияние на развитие всего российского сценического искусства. Ей подражали, у нее учились. Показательно, что в 1904 г. вместе с Энрико Карузо она дала ряд благотворительных концертов, сборы от которых направила на помощь раненым русским солдатам, пострадавших в боях с японцами. Еще во время Франко-прусской войны она оборудовала в театре «Одеон» госпиталь, которым успешно руководила, временами выполняя обязанности простой медицинской сестры.
И хотя цель этой публикации совершенно иная – рассказать о медицинской составляющей в жизни великой артистки, – без такого предисловия невозможно было бы начать. Но подробности навеки скрыты от посторонних глаз. То, что удалось собрать – это крупицы жизни волевой и мужественной женщины, преодолевшей свою глубокую инвалидность.
Гроб из розового дерева
Сара была незаконнорожденным ребенком элитной куртизанки Жюли Ван Хард. С самого детства будущая «божественнность» болела туберкулезом, и врачи предрекали ей весьма недолгую жизнь. Девочка знала об этом и даже упросила мать купить ей гроб из розового дерева с атласной отделкой. Этот гроб был с ней до конца жизни, она его возила с собой на гастроли. Спала в нем, учила роли и занималась любовью, фотографировалась и нередко шутила, спрашивая у гостей, не слишком ли износилось это последнее человеческое вместилище. Сара Бернар не только заранее, во всех подробностях, отрепетировала свои похороны, но и не скрывала этого от прессы. Она сама отобрала молодых актеров, которые должны были пронести гроб по улицам Парижа. Девочка сначала воспитывалась в семье кормилицы, затем в монастыре. Четыре раза воспитанницу выгоняли из святой обители «за дерзкий нрав и разные прегрешения». И каждый раз вновь принимали, не умея устоять перед просьбами и раскаяниями маленькой сорвиголовы. Они, наверное, попросту являлись жертвами тех чар, которые со временем будут околдовывать публику в Европе и Америке. Однажды Сара бесстрашно бросилась спасать в пруду тонувшую подругу. Вытащив несчастную и выкарабкавшись на землю со ртом, набитым тиной, спасительница от нервного напряжения тут же упала в обморок. Мать-настоятельница, дежурившая возле ее кровати, сказала врачу: «Эта девочка – лучшее, что у нас есть… Она стала бы самим совершенством, если бы посвятила себя Пресвятой Деве». Но вышло по-другому. Очередной любовник матери герцог де Морни разглядел однажды в юном создании артистическое дарование и определил ее учиться в Национальную академию музыки и декламации. Он же впоследствии помог ей устроиться в Комеди Франсез. Так началась головокружительная карьера. К 49 годам она приобретет театр «Ренессанс», чуть позже – театр «Шатле» (по другим источникам – «Насьон», ныне театр «Сары Бернар») на одной из красивейших площадей Парижа. В этих стенах она сама играла на сцене в течение почти четверти века. Распорядок артистки, которой было пятьдесят с лишним лет, был таков: подъем в шесть утра, начинались репетиции, ежедневно Сара Бернар играла в двух спектаклях, во второй половине дня принимала у себя ближайших друзей, по вечерам давала званые ужины, а потом до трех ночи учила свои роли.
Когда же мы доберемся до первоначального замысла?
Протез выброшен в камин
Однажды, выступая на гастролях в Бразилии, по ходу спектакля Сара Бернар должна была броситься с башни. Ее не подстраховали как следует, и при падении удар пришелся на поврежденное в детстве колено. Возникли мучительные боли, которые не давали актрисе покоя, и она настояла на ампутации ноги в 1914 г., когда ей было 72 года. Врачи протестовали, полагая, что с операцией надо повременить, и тогда не терпящая возражений Сара заявила, что в противном случае она сама прострелит себе ногу. Ампутировали. По другой и не столь эксцентричной версии, у актрисы вследствие тяжелого тромбофлебита возникла гангрена…
Сара Бернар всегда была склонна к эпатажу. Неудобный и громоздкий деревянный протез она выбросила в камин. Решительно отказалась от костылей. На сцену ее выносили в специально изготовленном паланкине, что, естественно, повлияло на репертуар. Она стала играть лишь в одноактных пьесах, неподвижно восседая на возвышенности.
Божественная Сара умерла 26 марта 1923 г. , на 79 году жизни. За ее гробом на всем пути от бульвара Мальзерб до кладбища Пер-Лашез шли десятки тысяч парижан.
«Во что бы то ни стало!»
Эти слова были жизненным девизом Сары Бернар. Ее не могли сломить никакие обстоятельства.
О личной жизни актрисы… В 1864 г. у Сары Бернар от бельгийского принца Анри де Линем родился сын Морис. Принц готов был на ней жениться, но поставил условие - никакой сцены! Сара выбрала сцену. Сын был всегда ее самой большой любовью, эта любовь была взаимной. Он всегда ей активно помогал во всех делах.
Она увлеклась скульптурой и в течение двух десятков лет выставляла свои работы, за одну скульптурную группу – она удостоилась премии. Правда, великий Роден относился к ее творчеству весьма скептически. Кроме того, Сара всерьез занималась живописью.
В 1881 г. в Петербурге Сара познакомилась с дипломатом Аристидом Жан Дамилем и вышла за него замуж. Он был моложе ее на 11 лет. Супружество не принесло Саре ни счастья, ни покоя, Аристид умер в неполных 35 лет от передозировки наркотиками.
Есть свидетельство: «…пока к лицу матери не прижали маску с хлороформом, 59-летний Морис, тихо плача, держал ее руку в своей. Она утешала его: «Перестань, мой мальчик, всё будет хорошо. Во что бы то ни стало!»
Этот девиз, выбранный в детстве, стал не только путеводной звездой великой актрисы и сильной женщины, но и принципом всей ее жизни.
…Для чего написаны эти строки? Еще и как напоминание: в наше время в России есть немало примеров, когда большие артисты, презрев свою глубокую инвалидность, продолжали появляться на сцене или площадке кинематографа – прекрасные актеры Луспекаев, Невинный, у них тоже были ампутированы конечности. В коляске появляется перед зрителями народная артистка РФСФ Любовь Иванова. Они на виду, и потому мы о них знаем. А сколько безвестных! Несмотря ни на что, во что бы то ни стало…
Владимир ХРИСТОФОРОВ, спец. корр. «МГ».
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru