23 декабря 2024
Среди основных приоритетов государственной политики Президент РФ Дмитрий Медведев называет внедрение новых технологий в фармацевтическом производстве и медицинскойпрактике. По его мнению, это важнейшая составляющая безопасности страны.
К числу самых перспективных направлений прогресса современной мировой и, соответственно, отечественной медицины относятся клеточные технологии. К сожалению, их крайне неудачное и явно преждевременное использование в косметологии и других сферах коммерческой деятельности нанесло большой вред имиджу серьезнейшего направления. Между тем в практической медицине, где эти технологии используются уже более 50 лет, намечены новые пути применения.
Об этом мы беседуем с директором Югорского НИИ клеточных технологий с банком стволовых клеток доктором медицинских наук Владиславом РАБИНОВИЧЕМ.
- Владислав Ильич, вы недавно побывали на XXXVI конгрессе Европейской ассоциации по пересадке костного мозга в Вене. Что вы могли бы сказать о нем?
- В течение трех дней ученые и врачи из разных стран мира представили множество презентаций и докладов. Замечу, Европейская ассоциация по пересадке костного мозга создана для координации работы в этом разделе трансплантологии. Ее существование более 30 лет говорит о важности темы, которая связана с заболеваниями крови и кроветворной системы. Последние достижения ученых в этой области науки подтверждают, что трансплантация костного мозга имеет огромные перспективы.
На ежегодных конгрессах специалисты обсуждают актуальные проблемы лечения гемо-бластозов и связанные с ними направления исследовательской работы. Кроме того, в программе мероприятия - обучающие семинары и симпозиумы, выставка производителей лекарственных препаратов и медицинской техники. Поскольку интересы нашего института связаны с формированием банка стволовых клеток, я общался со специалистами, которые имеют большой опыт в области заготовки и хранения стволовых клеток, полученных из различных источников, их использования при лечении всевозможных гематологических заболеваний.
Пожалуй, главное впечатление от конгресса - ощущение того, что в этой области исследований есть огромное поле для научной и практической деятельности. Например, инновационные проекты в сфере клеточных технологий, которые сегодня вызывают немало споров.
- Как вы оцениваете ситуацию, сложившуюся в России в области трансплантологии и клеточных технологий? Что препятствует развитию и внедрению инновационных технологий в нашем здравоохранении?
- Трансплантология - сложная и довольно дорогостоящая область медицины. Современен-ные методы трасплантации костного мозга, которые применяются в мировой клинической практике в виде отработанных регламентов, стали обыденным явлением и постоянно совершенствуются. Сегодня ученые-медики очень близко подошли к получению материала для трансплантации практически из любых клеток человека с помощью генной инженерии, так называемому репрограммированию. Возможно, в перспективе отпадет необходимость содержать дорогостоящие банки. Но не берусь утверждать, насколько быстро это произойдет.
В настоящее время в России существует несколько центров, которые выполняют операции по пересадке костного мозга.
К сожалению, количество таких операций в несколько раз меньше, чем, например, в Германии. Качество же трансплантаций зависит от уровня развития многих взаимосвязанных областей медицины. В России до сих пор нет национального регистра доноров костного мозга, мы пользуемся международными, и на это вынуждены расходовать колоссальные средства. Сегодня не создан и единый национальный регистр образцов, где должны быть «паспортные данные» всех хранящихся в наших банках стволовых клеток. Не разработаны единые регламенты по заготовке и хранению материала для трансплантации. Поэтому главная проблема заключается даже не в финансировании и оснащении, а в том, что нужен системный подход к развитию клеточных технологий. Давно пора создать законодательную базу.
Почему мы собираем пожертвования для лечения детей за рубежом, направляем пациентов в Европу и Америку, а развитие современных медицинских технологий в нашей стране оставляем на будущее? Ведь все эти проблемы не новы, они хорошо известны специалистам и озвучены президентом страны. Надеюсь, в ближайшее время они найдут свое решение.
Сегодня медики и ученые прилагают серьезные усилия для развития новых медицинских технологий. Наш институт, созданный по инициативе правительства Югры, не испытывает недостатка внимания, хотя становление учреждения нельзя назвать легким. И одна из сложностей - вполне объяснимое недоверие к клеточным технологиям. Тот ажиотаж с коммерческим привкусом, который раздувался в последние годы вокруг стволовых клеток в средствах массовой информации, обещание скорого исцеления от всех болезней начали давать закономерную обратную реакцию. Обманувшиеся в своих ожиданиях тяжело больные люди перестают делать различие между добросовестными врачами и дорогостоящими «целителями» человечества. В итоге недоверие, посеянное «коммерсантами» от медицины, возникло и в медицинских кругах. Полагаю, что нужно просто целенаправленно работать, и всё встанет на свои места.
- В настоящее время совместно с Сургутской окружной больницей вы начали подготовку к проведению операции по трансплантации стволовых клеток. С какими столкнулись проблемами?
- Действительно, эту работу мы только начали. Первые трудности, с которыми столкнулись, - это отстутствие четкой нормативной базы в трансплантологии. Много времени уходит на поиск решений с привлечением юристов, имеющих опыт работы в здравоохранении, и коллег, которые прошли аналогичный путь. Большую помощь нам оказывает Сургутский медицинский институт, международный медицинский центр «АВА-Питер-Скандинавия».
Однако необходимость проводить разнообразные и четко не сформулированные согласования часто замедляют нашу работу. В научно-методическом и техническом плане мы готовы к проведению трансплантации и уже могли бы начать лечение пациентов.
Для этого в Югорском НИИ клеточных технологий организована мобильная бригада, оснащенная оборудованием для выделения стволовых клеток, есть оборудование для крио-консервации и краткосрочного хранения. В Сургутской окружной клинической больнице созданы необходимые условия для трансплантации и интенсивного лечения пациентов в посттрансплантационном периоде. Методическую поддержку осуществляет Институт детской гематологии и трансплантологии им. P.M.Горбачёвой СПб государственного медицинского университета им. И.П.Павлова - там сегодня проводят больше половины всех операций по трансплантации в России, а значит, накоплен богатый опыт. Первые операции по трансплантации планируем совместно со специалистами этих учреждений.
- В Ханты-Мансийске создается банк стволовых клеток. Насколько успешно идет работа в этом плане? Ведь для проведения трансплантаций необходимо иметь материал.
- Повторю, здесь мы снова сталкиваемся с рядом типичных проблем. Причем материальные вопросы я бы назвал вторичными. В настоящее время в России работает несколько банков стволовых клеток: публичных и приватных, но все они созданы на региональном уровне и не объединены в общую сеть. Сложность в том, что они различны по технологическому обеспечению и имеют разные возможности. Кроме того, количество образцов, хранящихся в российских банках, пока недостаточно для гарантированного подбора материала для трансплантации. Решение о создании Югорского НИИ клеточных технологий с банком стволовых клеток было принято в «докризисный» период. Во время становления нашего учреждения бюджет секвестрировали и учреждение не могло развиваться. Сейчас ситуация с финансированием начала нормализовываться, хотя потеряно много времени. На мой взгляд, основная причина наших трудностей - сложный механизм административного функционирования, инерция сложившейся психологии.
В настоящее время завершаем работу по проектированию современного научно-исследовательского центра, которую ведем совместно с Германской ассоциацией исследователей стволовых клеток. При этом наша главная задача - создать условия для проведения исследований в сфере клеточных технологий по международным стандартам. Часто несоблюдение этих параметров становится препятствием для признания результатов исследований корректными. Мы хотим избежать такой ошибки.
- На ваш взгляд, каковы перспективы развития клеточных технологий?
- Вопрос довольно непростой. С одной стороны, есть опасность посеять необоснованные надежды и оказаться в одном ряду с косметическими салонами, гарантирующими «вечную молодость» с помощью стволовых клеток. С другой стороны, нельзя не признать тот факт, что
успехи в сфере клеточных технологий и генной иженерии способны изменить лицо современной медицины. А возможно, и всего человечества.
Попытки управлять функциями не только организма, но и клеточных органелл при помощи фармакологических препаратов оказались безуспешными. Сегодня очевидно - фармакологическая коррекция отдельных звеньев патологического процесса, которые нам казались ключевыми при данном заболевании, к сожалению, приводит к запуску других патологических механизмов, пока непонятных нам. К тому же, это не всегда способствует выздоровлению пациента. В результате появления множества лекарственных препаратов многие болезни стали более управляемы, однако принципиального излечения не происходит. Поэтому всё более востребованными становятся современные методы лечения в хирургии (кстати, весьма дорогостоящие), но и это зачастую радикально не меняет исход заболевания.
Словом, клеточные технологии - это новая, регенеративная медицина. Она еще не нашла широкого практического применения, но когда мы сможем восстанавливать любые дефекты органов и тканей, возникающие в результате патологических процессов, будет решена проблема наследственных заболеваний и старения.
Последние успехи в области репрограммирования стволовых клеток дают возможности управления их дифференцировкой и «анитидифференцировкой» при помощи определенного количества генов. Однако найденный набор «инструментов» оказался далеко неполным. Тем не менее очевидна значимость исследований стволовых клеток.
По мнению журнала Science, одного из самых авторитетных мировых научных изданий, открытие стволовых клеток стоит в одном ряду с такими великими достижениями человечества, как открытие двуспиральной цепочки ДНК и расшифровка генома человека.
Очевидно, что в России есть научный потенциал для работы в области изучения клеточных технологий. Надеюсь и наш Югорский НИИ клеточных технологий с банком стволовых клеток будет осуществлять эту деятельность на достойном уровне.
Беседу вела
Алёна ЖУКОВА,
спец. корр. «МГ».
Ханты-Мансийск.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru