Вы здесь

Воспитание мозга

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 172 от 21.03.2007 к приоритетным направлениям государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации относятся охрана и укрепление здоровья детей и подростков; профилактика и снижение детской и подростковой заболеваемости, инвалидности и смертности, а также развитие интеллектуального и творческого потенциала России. Вместе с тем данные о здоровье детей и подростков продолжают удручать, а страна прочно обосновалась на ведущих позициях по распространенности курения и объемам употребления алкоголя, преждевременной смертности и инвалидизации населения.

Переломить ситуацию

Судя по материалам исследований и публикациям в средствах массовой информации, преждевременная смертность и ин-валидизация населения России обусловлена в немалой степени осложнениями артериальной гипертонии, мозговыми инсультами, инфарктами миокарда, токсическим (алкогольным, наркотическим) поражением мозга. Их причины и факторы риска, в свою очередь, связаны с вредными привычками: курением, употреблением алкоголя, наркотиков. Переломить эту ситуацию, по нашему твердому убеждению, может раннее информирование учеников общеобразовательных школ, начиная с 9-10-летнего возраста, их родителей и педагогов о причинах преждевременной смерти и инвалидизации населения в России – инсульте, токсической энцефалопатии, связи из развития с вредными привычками (курением, алкоголизацией, наркотизацией). Для этого нами разрабатывается программа «Воспитание здорового мозга», предусматривающая предоставление информации ученикам, их родителям и учителям, дифференцированной по объему и степени сложности, с учетом специфики и уровня образования. Нелишне было бы подросткам узнать и о последствиях травм головы, вреде систематического недосыпания при ночных бдениях.

Ложные представления
По результатам наших исследований, школьники и даже студенты не представляют себе те опасности, которые поджидают их на жизненном пути. Учась в школе, они не осознают, что уже к окончанию ее определенная их часть станет зависимой от табакокурения, алкоголя, наркотиков, что у многих из них через какие-то 10-15 лет будут разрушены здоровье, семьи, карьера, жизнь. Увы, юность обычно бездумно относится к здоровью.

С помощью собственных анкет мы провели анонимный опрос примерно 200 учеников третьих, седьмых и десятых классов в двух городах и 400 студентов двух вузов. Результаты не шокировали только потому, что они были прогнозируемы, так как информированность и культура населения в медицинском плане имеют очень низкую планку. Многолетние совместные усилия средств массовой информации и психопатизированных представителей «псевдоэлиты» по внедрению образа «успешной» жизни с бутылкой, сигаретой и кулаками увенчались полным успехом (с чем и поздравляем заинтересованных лиц).

Так, до 80% третьеклашек, 45% семи- и 20% десятиклассников убеждены в преувеличенности представлений о вреде курения. Даже на уровне третьего класса часть учеников имеет сформированное ложное мнение о безвредности энергетических напитков, спиртного, в том числе пива, и даже наркотиков. Считают, что всегда смогут бросить курить, стоит только им захотеть, не менее 60% учеников. Частота предложений покурить со стороны курящего окружения, как и частота попыток начать курение, ступенеобразно нарастает от третьего к десятому классу; эта тенденция продолжается на первых курсах вузов. Доля курящих в третьих классах доходит до 6%, седьмых – до 55%, десятых – до 73%.

Среди студентов-первокурсников, которые, по идее, должны стать со временем проводниками здорового образа жизни, 10% тех, кто еще не курит, планирует этому научиться. Полезным напитком называют пиво от 20 до 95%. Ежедневно пьют алкоголь 6% студентов 1-го курса, раз в неделю – 16%. Доля считающих похмелье обычным состоянием здорового человека составляет 20-30%.

От 8 до 32% студентов полагают, что можно употреблять наркотики и не стать наркоманом. Около 60% студентов уверены, что всегда смогут прекратить прием алкоголя по собственному желанию; 70% полагают, что смогут решить эту проблему с помощью врача.

Всё это создает питательную среду для формирования вредных привычек – предикторов алкоголизма, наркомании и курения, а в перспективе – гипертонии, атеросклероза, пороков развития нервной и сосудистой системы, инсульта и энцефалопатии. При этом на всех этапах взросления некурящие и непьющие подвергаются атаке со стороны курящих и употребляющих алкоголь и наркотики одноклассников, однокурсников, друзей и подруг.

Наша оценка здоровья детей и подростков школьного возраста, юношей и девушек рисует негативную картину в виде высокой вегетативной стигматизации, психоэмоциональной нестабильности. Поэтому вопрос – какие опасности ожидают молодое поколение в период взросления, что (по статистическим выкладкам) приведет сегодняшнего первоклашку через 20-30 лет к утрате здоровья, а кого-то и к смерти? – вполне правомерен. Ответ известен – это во многом вредные привычки.

Понятным языком
По нашему мнению, бороться с факторами риска инсульта и прочих болезней, надо не тогда, когда у подростка уже сформировалось устойчивое и нередко извращенное представление о приемлемости вредных привычек (5-7 класс), а тогда, когда он еще достаточно юн и поддается разумному корректирующему воспитанию и обучению; это возраст третьего класса (возможно, последняя четверть второго, ведь впереди – каникулы, лето соблазнов). Для этого мы разрабатываем программу-концепцию «Воспитание здорового мозга», знакомящую школьника: 1) с причинами и факторами риска преждевременной смерти и инвалидизации; 2) причинами и механизмами развития инсульта и энцефалопатий; 3) с последствиями вредных привычек и нездорового образа жизни применительно к развитию инсульта и энцефалопатий (мультимедийные лекции). Эта программа – часть нашего проекта «Неврологическое сопровождение растущего мозга» по нейрокогнитивной поддержке учащихся на различных этапах их обучения. Проект согласован с базовой школой, отделами здравоохранения и образования Курска, региональным этическим комитетом. Цели – повышение качества жизни и ранняя диагностика, и коррекция мозговой дисфункции; формирование приверженности здоровому образу жизни, критического отношения к вредным привычкам.
 
Мы разрабатываем мультимедийные лекции для школьников о механизмах развития инсульта и других повреждений мозга и их связи с вредными привычками; о пагубности для мозга гипоксиче-ских «игр» типа «Собачий кайф» и подобных увлечений. На лекциях речь идет об общих тенденциях и путях их преодоления, но, ни в коем случае, не о конкретных учениках. Самое трудное здесь – доступным языком разъяснить очевидные неврологу опасности и реальные последствия непродуманного, нездорового образа жизни. Но только таким путем можно попытаться противостоять деструктивным примерам «успешного поведения», обволакивающих молодежь. Конечно, необходима востребованность обществом профессиональных знаний и умений молодого человека, наличие реальных мест для достойного труда и заработка, но с этим не к неврологу.

Отличительной особенностью наших выступлений перед учениками, родителями, учителями является то, что они интерактивны (так как созданы с учетом исходных представлений аудитории о вредных привычках, гипертонии и инсульте) и дифференцированы по содержанию и языку для учеников разного возраста и взрослых. Ребенок-третьеклассник уже знаком с понятием смерти, и тема вредных привычек и болезней, ускоряющих ее наступление, не становится для него психологическим потрясением.

Если мы говорим ребенку: «Не трогай огонь – обожжешься!», «Не прыгай с обрыва – разобьешься», «Переходи улицу на «зеленый», иначе погибнешь», то, очевидно, точно так же надо знакомить его с частыми причинами возможной гибели, давать основные, но реальные представления о том, что такое инсульт, о его причинах, о роли вредных привычек в его формировании и последствиях. Концепция «Воспитание здорового мозга» разрабатывается нами для общеобразовательных школ, первых курсов высших и средних учебных заведений; работа эта системная, с подкреплением на разных возрастных этапах.

Семья в нашей стране, как ни печально, нередко имеет жесткие питейные традиции или характеризуется благодушно-снисходительным отношением к алкоголю и курению, выступая как дополнительный и мощный фактор риска вовлечения детей во вредные привычки. Сам народ, надо согласиться с мнением В.Костикова («Аргументы и факты», 2010), сегодня не в состоянии ни понять уровень катастрофы, обусловленной алкоголизацией, наркотизацией, курением, ни справиться с ней самостоятельно. Добавим – этому еще и мешает демонстрация деструктивных, психопатических вариантов поведения на экранах телевизора и кино, а также в быту. Поэтому нередко дети не имеют толерантности к вредным привычкам. Таким образом, в определенных случаях воспитание здорового образа жизни должно идти вопреки семейным традициям, а это возможно в младшем школьном возрасте, когда слово учителя и наставника-невролога имеет особый вес.

За «парту воспитания здорового мозга» должны сесть не только ученики, но и их родители и учителя – именно они в будущем смогут стать союзниками и создать тот «магический круг», в котором подросток будет чувствовать себя эмоционально, психологически и информационно комфортно, противостоя многочисленным соблазнам. Приобретая осознанную приверженность здоровому образу жизни, он будет лучше защищен от формирования вредных привычек и их страшных осложнений.

Разрабатывая концепцию «Воспитания здорового мозга», мы хотим в перспективе сформировать методическую основу образовательных программ для школ, вузов и колледжей. В школах в будущем эти программы логично преподавать в рамках Основ безопасности жизнедеятельности или с помощью школьных психологов.

Подобную же работу с поддержкой руководства Курского государственного медицинского университета мы начали среди первокурсников лечебного факультета. О факторах риска инсульта и роли вредных привычек в его развитии они должны узнать лишь 4 года спустя, когда курение и прием спиртного (и не только) станет для некоторых уже необходимой, неодолимой привычкой. Между тем их представления, по данным опроса, по этой проблеме немногим отличаются от мнения десятиклассников. Среди некурящих 10% опрошенных собираются научиться курить; значительная часть будущих врачей считает, что «всё держат под контролем» и всегда смогут отказаться от курения и употребления спиртного. На худой конец, помогут врачи.

Поэтому наш проект «Школа неврологического здоровья» для студентов-первокурсников (образовательная программа профилактики вредных привычек – факторов риска инсульта и других социально значимых неврологических заболеваний, способствующих ранней смертности и инвалидизации населения) был поддержан и реализуется в рамках концепции университета по пропаганде здорового образа жизни «Убедись, что ты здоров!». Подобные образовательные программы могут стать эффективным дополнением к деятельности «Центров здоровья».

Мы хотели бы привлечь внимание медицинской общественности, всех заинтересованных и неравнодушных лиц к этой проблеме и были бы рады сотрудничеству. С учетом междисциплинарного характера нашего исследования, социальной и медицинской составляющей мы направили эту информацию в Минздравсоцразвития и Министерство образования и науки России и надеемся на позитивный отклик и сотрудничество.

Виталий ЛАСКОВ,
заведующий кафедрой неврологии
и нейрохирургии,
доктор медицинских наук,
профессор.
Курский государственный медицинский университет.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru