Вы здесь

Грех не может перейти в добро

Справедливо говорят: отношение к мертвому телу характеризует наше отношение к живым людям. Между тем существует расхожее мнение, что судмедэксперт в силу того дела, которым он занят, денно и нощно встречаясь со смертью, - неисправимый циник, а еще что это человек, не очень-то склонный к состраданию, не привыкший и не умеющий идти на компромиссы. В штате Бюро судебно-медицинской экспертизы С.-Петербурга, например, состоит более 400 сотрудников, все они очень разные люди, и именно поэтому я бы поостерегся от однозначных оценок. Ангелов среди них не больше и не меньше, чем в другом трудовом коллективе.

Зато конфликтные ситуации в стенах нашего БСМЭ случаются уж точно нередко. Возникают они обычно при выполнении судебно-медицинских экспертиз, где стороны преследуют диаметрально противоположные интересы. В ходе исследования причин таких межличностных, а иногда и межведомственных конфликтов зачастую приходишь к выводу: в основе их лежит вольное или невольное забвение нравственных постулатов либо вовсе незнание оных. Тревожит и тот факт, что коллеги-судмедэксперты по-разному понимают содержание самого слова «нравственность», а самые молодые из них часто полагают, что оно синонимично термину «профессиональная этика».

Именно эти обстоятельства и подвигли меня порассуждать о месте нравственности в нашей жизни.

Для начала вспомним, как российская Конституция расставляет по местам приоритеты общества. Статья 2-я Основного закона гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Ограничение прав и свобод человека предусмотрено 55-й статьей Конституции РФ «...только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Итак, лишь в 55-й статье впервые появляется термин «нравственность». Но если обратить внимание на место нравственности в строю приоритетов прав и свобод этой статьи Конституции, то нравственность идет на втором месте, а затем уж только следуют здоровье, интересы граждан, обороны, безопасности государства. Случайно ли это? Конечно же нет! Еще философ Кант утверждал: нравственные законы должны быть выше всех нормативных актов, так как они являются постулатами «практического разума». Аксиомой можно считать то, что нравственность государственных законов, которые принято считать официальным мерилом добра и зла, вины и невиновности, находится в абсолютной зависимости от нравственности законодателей.

Что же рассматривает как нарушение нравственности самый грозный из кодексов - уголовный? Это видно из его задач: «Охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя РФ от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений». Как видно, в кодексе нет ни слова о нравственности, хотя каждый из обозначенных пунктов подразумевает нравственность как обязательную базовую составляющую.

Заострим внимание читателя на одной из задач - предупреждении преступлений. Не ошибусь, если скажу, что все противоправные деяния и обычные поступки людей находятся в непосредственной зависимости от их нравственности либо безнравственности.   До совершения каких-либо действий человек принимает решение (как ему поступить?) на основании закрепленных и усвоенных им правил поведения с определенной нравственной концепцией (в соответствии с уровнем его нравственных ценностей).

Семейный кодекс РФ разрешает ограничение прав граждан в семье только «в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан» (ст.1). Таким образом, ценность нравственных критериев в семейных отношениях россиян ставится на первое место.

Общеизвестно, что нравственные основы ребенок начинает получать в семье от родителей и близких, а в дальнейшем их формируют и закрепляют в детской душе воспитатели, педагоги. Однако не всё однозначно и просто. Например, человек без образования из глухой деревни нередко может быть намного нравственнее дипломированного инженера. Всё дело в окружающей среде и жизненных ценностях (быть достойным уважения окружающих людей, быть порядочным человеком).

Президент фонда «Русский мир» известный политолог Вячеслав Никонов выделяет характерную особенность россиян - жить по совести, не уничтожать чужие народы, а «цивилизировать» их, создавать высшие культурные эталоны. А как не согласиться с протоиереем Кириллом, убежденным в том, что моральные и религиозные ценности, предложенные православием, не могут изменяться с течением времени - грех не может превратиться в добро, но грязь всегда останется грязью?

Толковый словарь русского языка С. Ожегова слово «нравственность» поясняет как «правила, определяющие поведение: духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения». Генрих Гейне называет нравственность разумом сердца.

Многие авторы рассматривают нравственность, мораль и этику как синонимы. Однако этика - это «всего лишь» философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность. Уже упомянутый Иммануил Кант характеризовал этику как науку о должном, то есть как систему нравственного долга. Существует множество толкований этики: профессиональная, предпринимательская, джентльменская, рыцарская... Для всех такие варианты по понятным причинам не могут быть приемлемы, а общую этику порядочного воспитанного человека рассматривать следует. Все взаимоотношения между людьми выстраиваются на взаимном уважении. Отсутствие уважительного отношения либо раздражительность при обращении к собеседнику подсознательно вызывает отрицательные эмоции и внутренний протест вместо обычной адекватной реакции.

Ну а что же считать источником нравственных знаний? Конечно, жизненный опыт людей, который передается из поколения в поколение в виде наставлений, советов, заветов, заповедей, как жить в мире и согласии, избегать зла и несправедливости.

Тысячелетия существуют религиозно-нравственные предписания у каждого народа, которые составляют культурные ценности всемирного наследия. Независимо от национального своеобразия все эти заветы и заповеди, светские и религиозные, дополняют общечеловеческие нормы нравственности, которые собраны и отражены у христиан в Библии, у мусульман в Коране. Нарушение их приводит к вседозволенности, раздорам, убийствам и другим преступлениям. Историками доподлинно установлено, что основной причиной распада всех существовавших когда-либо великих империй и государств было отсутствие либо попирание именно нравственности.

Нравственность - справедливость - демократия - всё это звенья одной цепи.

Носителями нравственности традиционно являются духовенство, медицинские работники, педагоги, органы правопорядка, деятели науки и культуры, средства массовой информации и др. Учебник «Основы религиоведения», рассматривая религию в качестве всеобщего феномена культуры, поясняет образование ее как необходимый продукт для жизнедеятельности общества. Духовно-нравственные основы верующих и нерелигиозных людей близки либо едины в понимании того, что есть добро и зло, хорошо и плохо.

Без твердых нравственных позиций в жизни трудно самореализоваться, достойно строить свою судьбу, быть честным с самим собой и оставить что-то хорошее, доброе ближним. Казалось бы, эта прописная истина должна быть путеводной звездой в работе каждого уважающего себя телевизионного канала или периодического издания, но, к сожалению, дело обстоит не совсем так, как хотелось бы. Среди соотечественников найдется сегодня крайне мало людей, кого бы удовлетворяло количество передач и публикаций, влияющих на формирование и укрепление нравственного стержня. Опосредованной рекламы правильных взаимоотношений в семье, трудолюбия, честности, бережливости, скромности, чистой совести и непорочной мысли на телеэкране и газетных страницах сегодня крайне недостаточно. Зато здесь в избытке другое: агрессивная пропаганда праздного образа жизни, пьянства, похоти, прикрытой и открытой наркомании, насилия, лжи в чистом виде и, как ее варианта, двойных стандартов жизни... И вся эта грязь выдается за достижения истинной демократии и свободы.

Самое страшное, что происходит подмена не только понятий, но и жизненных ценностей, разрушительное воздействие которой на личность, общество, государство трудно переоценить. Согласитесь, что безнравственный человек легко податлив порокам и априори склонен совершить преступление.

Но всё же нравственность неизменна! Все, кто сознательно покидает ее берега, обречен на открытое или завуалированное непонимание, протест, противодействие со стороны окружающих людей. Большинство из нас стремится в жизни найти для себя духовный комфорт, а без нравственности это невозможно.

Одна из основных категорий нравственности - совесть. Словарь по этике трактует совесть как способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и проводить самооценку совершаемых поступков, а еще как субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом. По существу, человек судит свои поступки от своего имени. Многим ли нужно пробудить свою совесть, дабы жить полной грудью для себя и людей? Я думаю, очень многим. Не только беспробудным пьяницам, самодовольным тунеядцам или неунывающим жрицам коммерческой любви, но и вполне респектабельным обладателям врачебных и прочих дипломов. Да-да, и нам с вами тоже...

Человеческие пороки находятся не извне, а в нас, поэтому борьба с ними - это борьба самих с собой за свое совершенство. Моральный статус человека определяется как его поступками, влечениями, так и адекватной оценкой качества этих влечений, проявляющейся в готовности прислушаться к голосу собственной совести.
Пожалуй, в настоящее время понятия нравственности и морали дистанцировались между собой. Нравственность стала подразумевать базовые незыблемые нормы, регулирующие взаимоотношения между людьми, которые не зависят от политических, финансовых, экономических, правовых и других норм. Мораль же - это нравственные нормы, используемые на уровне существующих общественных отношений между людьми, их группами, классами. По существу, понятийная нагрузка значимости принципов, составляющих нравственность, оказалась выше, более глобальна и значима, чем мораль.

Предвижу вопрос: но каким же образом на практике можно привить обществу нравственные категории? Думаю, что в учебный процесс средней и высшей школы -медицинских колледжей и университетов в первую очередь! - стоит включить вопросы, рассматривающие базовые нравственные нормы. Нужно как можно быстрее ввести нравственную (неполитическую) цензуру и избавить тем самым население, особенно детей, от рекламы насилия и разврата.

Не лишней будет и система контроля соблюдения нравственного долга, прежде всего, в учреждениях государственной службы и в образовании. Вместе с тем для пущей эффективности борьбы с преступностью и профилактики преступлений следует анализировать поступки граждан не только с точки зрения законности, но и с точки зрения морали. Кстати, во многих странах мира существует такая практика.

Высочайшая же мораль - это нравственность, доступная каждому человеку. Поэтому примерить на себя и других «костюм нравственности» никогда не поздно.

Георгий ЛАВРЕНТЮК,
начальник Бюро
судебно-медицинской экспертизы
С.-Петербурга,
профессор,
заслуженный врач РФ.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru