Вы здесь

Школьная служба здоровья: быть или не быть?

Профилактическое направление здравоохранения декларируется практически везде и всюду. Но на практике мало что делается. Иначе показатели, характеризующие состояние здоровья подрастающего поколения, выглядели бы по-иному.



Больше отсутствия, нежели присутствия



Первичная заболеваемость детей в возрасте 0-14 лет за последние 5 лет выросла на 10%, а подростков в возрасте 15-17 лет – на 21,4%, что свидетельствует, в том числе, и о неэффективности профилактической работы, проводимой сотрудниками ЛПУ. В силу своей загруженности лечебной деятельностью у них руки не доходят до полноценной профилактики. Вот тут бы и выручила школьная медицина. Однако она на сегодняшний день находится под угрозой исчезновения. Так, в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (статья 32) говорится, что «медицинская помощь может оказываться в следующих условиях: вне медицинской организации – по месту вызова бригады скорой помощи и на дому; амбулаторно; в дневном стационаре; стационарно». Оказание ее в образовательных учреждениях не значится. Это касается как неотложной и экстренной медицинской помощи, так и всей профилактической деятельности.



Между тем, по мнению специалистов, проводить работу по уменьшению распространенности факторов риска здоровью детей легче через образовательные учреждения и семью, нежели через участковых педиатров, поскольку дети пребывают в стенах образовательного учреждения 5-6 дней в неделю в течение продолжительного времени (от 4 до 12 часов и более).



К сожалению, в образовательных учреждениях на сегодняшний день практически не осталось медицинского персонала. Зарплата настолько низкая, что и врачи, и медицинские сестры ушли из школ. Если посмотреть сайт любой школы, там значится расписание присутствия медицинской сестры – 2-3 раза в неделю по 2-3 часа. Хотя специалисты отделения профилактики заболеваний учащихся должны постоянно находиться в образовательном учреждении в течение всего времени его работы. Число обращений за разными видами медицинской помощи в медицинский кабинет школы достигает 25-30 за учебный день. А с учетом того, что в мае Президентом РФ подписан Федеральный закон о ратификации конвенции по правам инвалидов, количество обращений может увеличиться, поскольку всё больше детей с ограниченными возможностями здоровья станут учиться в общеобразовательных классах (в минувшем учебном году, по данным Минобрнауки России, около 130 тыс. детей-инвалидов училось в обычных школах), а значит, им в любую минуту может понадобиться помощь.



Кроме того, как считает профессор Ирина Рапопорт, в школе возможна не только первичная профилактика (устранение факторов риска развития так называемых «школьных болезней»), а также вторичная (в ходе профилактических осмотров в образовательных учреждениях выявляются сотни тысяч детей с отклонениями от нормы артериального давления, со сколиозом, нарушениями осанки, понижением остроты зрения, функциональными расстройствами и хроническими заболеваниями системы пищеварения и т.д.), но и третичная профилактика некоторых заболеваний.



Как отмечает директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков член-корреспондент РАМН Владислав Кучма, современные научно-практические исследования убедительно свидетельствуют о необходимости школьного здравоохранения, то есть медицинского обеспечения учащихся в образовательных учреждениях силами специального подразделения детского лечебно-профилактического учреждения.



– Мы полагаем, такое отделение детской поликлиники должно называться отделением профилактики заболеваний, что подчеркивает основное его предназначение, – считает И.Рапопорт.



По ее мнению, основными функциями сотрудников отделения профилактики заболеваний, работающих в образовательных учреждениях, должны быть, помимо оказания экстренной и неотложной медицинской помощи в случаях острых состояний, травм и т.д., организация профилактических осмотров для решения вопроса о допуске к соревнованиям, турпоходам; профилактические медосмотры для динамического наблюдения за ростом и развитием обучающихся, выявления ранних и скрытых форм хронических заболеваний и функциональных отклонений, комплексная оценка состояния здоровья, составление индивидуальных рекомендаций; обеспечение иммунопрофилактики, а также профессиональной ориентации учащихся с учетом состояния здоровья, индивидуальное консультирование по выбору профессии и, конечно же, организация медицинского контроля за условиями и технологиями обучения, питанием, трудовым обучением, работа по формированию здорового образа жизни. Вот тут и возникают разногласия.


Не параллельно, а вместе

По словам директора Института возрастной физиологии РАО академика Российской академии образования Марьяны Безруких, организация здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях определена стандартом образования и включает несколько модулей, в число которых входит работа по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни, и отдельный блок – медицинское обслуживание.



– Медицинское обслуживание в системе здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений, как это определено сегодняшним стандартом образования, – один из пунктов, но очень важных, – заметила М.Безруких.



На сегодняшний день врач и медицинская сестра в школе не являются ее сотрудниками. И никакого влияния директор или завуч на их работу оказать не могут. Они не отчитываются перед администрацией школы. Школа не имеет реальных данных о состоянии здоровья детей. Так, мониторинг Института возрастной гигиены показал существенное различие в цифрах. Физкультурные спецгруппы в школах практически не функционируют (они есть лишь в 5% случаев), хотя контроль за этим должны осуществлять медицинские работники.



– К сожалению, оба ведомства (образования и здравоохранения) работают параллельно, нет истинной координации их деятельности, – констатировала М.Безруких.



По ее словам, формирование культуры ценности здоровья, здорового образа жизни – задача в большей степени школы, а не столько медиков, это ежедневная системная работа, которую могут и должны вести педагоги. Однако она требует объединения усилий на уровне образовательного учреждения.


– Да, мы не можем изменить ситуацию со статусом медработника в образовательном учреждении, – говорит М.Безруких. – Но создание в школе общественного совета по здоровью, куда входят врач, завуч, педагоги, родители и т.д., не только возможно, но и уже реализуется во многих регионах. Если мы, разделив задачи, но, объединив усилия, будем работать, то получим желаемый результат.


Вот такая арифметика…

Школа без медицинского обслуживания существовать не может, – таково резюме членов координационного совета президиумов РАМН и РАО. Как отметил В.Кучма, школьное здравоохранение необходимо, но оно должно трансформироваться. В первую очередь в модернизации нуждается подготовка школьного врача. Его нужно больше ориентировать на профилактическую составляющую.



Уповать на участкового педиатра, на то, что он решит все проблемы, не приходится. Сотрудники НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков провели исследование в 4 школах, и выявилось, что, несмотря на рост заболеваемости, в поликлинику в течение последних 12 месяцев обратились только 31% опрошенных школьников (69% ни разу не были). Из обратившихся лишь 23% получили какие-то рекомендации профилактического плана. То есть около 8% охвачены профилактической работой. Упрекнуть участкового педиатра в недостаточном внимании к вопросам профилактики, когда к нему мама привела ребенка в острой ситуации, язык не повернется. Педиатры действительно загружены. Профилактическая составляющая в их работе очень низкая.



К тому же вряд ли они смогут оценить, например, технологию обучения и то, как она влияет на функциональное состояние учащихся.



А кто будет контролировать условия, в которых обучаются дети: температура в классе, освещение, питание и т.д.? Санэпидслужба не в состоянии проверить каждодневную жизнь конкретной школы. А вот школьные врачи могли бы. Сегодня совершенно очевидно, что нужно не только говорить о распространенности факторов риска (таких как курение, ожирение и т.п.), но и влиять на них. Так, в Москве количество детей с избыточной массой тела достигает (в разные возрастные периоды и по разным оценкам) от 10 до 20%.Однако имеются регионы в России, где преобладающим нарушением физического развития детей является дефицит массы тела. В отдельных школах его частота составляет 30-35%. Это также требует пристального внимания медицинских работников. Не отслеживая, не мониторируя, что происходит в школьной среде, трудно выстраивать профилактические программы. Словом, у школьного врача и участкового педиатра разные виды профессиональной деятельности, и это нужно учитывать.


Как полагают гигиенисты, отделения профилактики заболеваний учащихся не только должны существовать, но и быть укомплектованы медицинскими работниками по нормативам не выше участковой педиатрической службы (800 детей на ставку врача и 400 – на ставку медицинской сестры), иметь необходимое современное оборудование и условия работы, а также возможность постоянно повышать свою квалификацию. Сейчас в Министерстве юстиции РФ находится на утверждении проект приказа Минздрава России «О порядке оказания педиатрической помощи». В нем нагрузка на врача, работающего в образовательном учреждении, составляет 1000 детей, на медицинскую сестру – 500 детей.


– Считаем, что это слишком большая нагрузка, что скажется на качестве работы, – выразила позицию коллег И.Рапопорт.


По мнению энтузиастов школьного здравоохранения, необходимо распространить положения о повышении оплаты труда участковым педиатрам и медицинским сестрам педиатрических участков на врачей и медицинских сестер детских амбулаторно-поликлинических учреждений, работающих в образовательных учреждениях. Сделать это надо срочно, так как из-за низкой зарплаты укомплектованность кадрами резко упала.



Сохранение и развитие школьного здравоохранения позволит снизить заболеваемость учащихся и будет способствовать формированию культуры здоровья подрастающего поколения.



Валентина ЕВЛАНОВА, 
корр. «МГ».




P.S. Пока материал готовился к печати, приказ Минздрава России «О порядке оказания педиатрической помощи» вступил в действие.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru