11 ноября 2024
На базе Института медико-биологических проблем завершился самый масштабный по продолжительности и научно-технической обеспеченности эксперимент в истории космонавтики – имитация полета на Марс длительностью 520 дней. Об этом грандиозном научном мероприятии нам рассказали заместитель директора проекта «Марс-500» Марк БЕЛАКОВСКИЙ и ответственный исполнитель эксперимента профессор Александр СУВОРОВ.
По нашему мнению, реальный пилотируемый полет на Марс должен быть международным. Всё человечество будет участвовать в его подготовке. Когда мы проводили набор испытателей, откликнулось более 6 тыс. человек из 40 стран. Наряду с Европейским космическим агентством, которое включает в себя 18 стран, были Китай, Мальта, США, Канада, Малайзия, Южная Корея.
В плане финансов, которых всегда не хватает, всё было по-честному – каждая страна входила в эксперимент со своей аппаратурой, обеспечивая таким образом материальную сторону исследований. Одни бы мы это не потянули – общая стоимость проекта составила около 15 млн евро.
Вся программа состояла из трех частей. На первом этапе прошло два эксперимента по 14 суток, в которых участвовали исследователи из России – мужчины и женщины, на базе макетов, которые были созданы по чертежам С.П.Королёва с современной внутренней отделкой и аппаратурой. Очень важным был второй этап эксперимента со 105-суточной изоляцией – здесь уже участвовали иностранцы, прежде всего мы обращали внимание на профессиональные качества и здоровье испытуемых. Эксперимент дал нам очень большой опыт работы с новым космическим объектом, результаты взаимоотношений машина – человек, помог определить стратегию и тактику проведения 520-суточного «полета».
Эксперимент стартовал 3 июля 2010 г. В исследовании приняли участие трое россиян – командир экипажа Алексей Ситев, Сухроб Камолов (Научный центр сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н.Бакулева РАМН), он выполнял роль клинического врача, вторым врачом был Александр Смолеев-ский, на которого легли две задачи – медика-исследователя и командира экипажа, «высаживавшегося» на марсианскую поверхность. Роль бортинженера выполнял Шарль Роман из Франции. Еще два волонтера – высококлассный инженер из Италии Диего Урбина и физиолог из Китая Ван Юэ, которым мы остались очень довольны.
Конечно, не обошлось без сложностей – ребята к «полету» готовились 4 месяца и самым непростым оказалось освоить «русско-английский» разговорник, поскольку наши ребята не очень хорошо знали английский, а иностранцы – русский. При этом английский ни для кого из европейцев не был родным. Поэтому пришлось нанимать учителей, но всё равно участники входили в эксперимент, не имея широких знаний в обоих языках. Но, как ни странно, уже с первого дня команда заработала как слаженный профессиональный коллектив, говорили на том языке, который все понимали. Контроль за участниками был очень жесткий, стояло 38 камер постоянного слежения, за исключением зон туалета и личных кают. Но записи разговоров не велись, так что как звучал этот «русско-английский», сказать трудно. Похожая ситуация была и во время русско-американского полета «Союз-Апполон», экспедиций «Ра» и «Тигрис». Кстати, врач Юрий Сенкевич во время экспедиций с Туром Хейердалом использовал языковую методику именно нашего института.
Если говорить о физическом состоянии участников эксперимента, то сразу же по его окончании был проведен медицинский осмотр группой специалистов клинического отдела института. Потом участники в течение 3 суток находились в Центральной клинической больнице РАН, где были применены уже инструментальные методы оценки их состояния с одновременным осмотром специалистами Института медико-биологических проблем. По единодушному мнению всех врачей, физическое состояние «космонавтов» не вызывает серьезных опасений. Есть небольшие функциональные изменения, потому что все-таки была перенесена довольно длительная изоляция, тем не менее все признаны практически здоровыми.
Что касается изменения веса, его потеря произошла только у одного испытателя, но это было спланировано по его просьбе благодаря специальной диете – «космонавт» посчитал, что у него избыточный вес. Так что и эта задача была успешно выполнена.
Конечно, все члены экипажа нуждаются в некоторых реабилитационных мероприятиях, оздоровительных процедурах, но вскоре их физическое состояние будет таким же, как и в прошлом году, когда за ними закрылся люк «космического корабля».
По поводу психического состояния и социальной реабилитации испытуемых можно отметить, что во время всего периода изоляции с ними на связи находились психологи, были приватные конференции. Благодаря слаженной работе команды наших и международных специалистов удалось сохранить хорошую психическую работоспособность, эмоциональное состояние, о чем свидетельствуют многочисленные тесты. О том, что эксперимент прошел практически бесконфликтно, уже широко известно, но показательно и то, что сохранились межличностные связи между всеми членами экипажа. То есть внутри команды не возникало группировок, разделения на русских и иностранцев. А Ван Юэ после эксперимента просто заявил, что все они стали друзьями.
Некоторые трудности возникали из-за того, что было предложено очень много методик, и участникам приходилось пользоваться инструкциями, которые также составили на русском и английском языках. Не обошлось без проблем и с питанием – извечной неприятностью во время полетов. То, что казалось приемлемым во время дегустаций на Земле, в процессе изоляции не всегда было приятным, быстро приедалось, особенно сладости и десерты. А ведь во время реального полета еда иногда выходит на уровень основного воздействующего негативного фактора. У нас этого не произошло, но вопрос разнообразия в рационе космонавтов всегда надо учитывать – на последние 250 суток некоторые продукты мы заменили.
После эмоций, полученных во время моделирования выхода на искусственную поверхность Марса, наступил самый монотонный этап эксперимента – 250 суток возвращения на Землю. Время стало тянуться дольше, и здесь одно из важных умений, которое проявили члены экипажа, – терпение, умение найти себе применение, новые увлечения – скрасило серые космические будни. Каждый находил свое решение – чем заниматься, что читать, в какие компьютерные игры играть. Многие увлекались «смежными» профессиями – Алексей Ситев, например, освоил методику традиционной китайской медицины. Была возможность посылать письма домой, получать ответы, видеообращения – разумеется, с соответствующей задержкой во времени связи (она доходила до 40 минут), но по объему и количеству сообщения никто не ограничивал.
Наш корабль представлял собой небольшую современную клинику, где оценивалось всё, что можно оценить в организме человека (центральная нервная система, зрение, слух, вкусовые ощущения, дыхание, легкие, печень, мышцы, выделительная система). Было много медицинских приборов, начиная от кардиографа, ультразвуковых сканеров, анализа крови, мочи. Все анализы исследователи делали сами. Медицинская программа включала более 20 различных методик и тестов. Каждый месяц на специальном манекене проводились реанимационные мероприятия – все участники межпланетного полета должны быть немножко врачами.
Отметим, что у всех ребят была очень высокая мотивация – они считали, что своим участием в эксперименте внесли существенный вклад в решение вопросов дальнейших полетов в космос, и это придавало сил и уверенности. Российским испытателям в дальнейшем предстоит работа в области космической и авиационной медицины, Шарля Романа и Диего Урбину ждет Европейское космическое агентство, Ван Юэ вернется в Центр подготовки космонавтов Китая.
Поскольку реальный полет на Марс планируется в 30-е годы нашего века, скорее всего, те из технических приемов, которые применяли здесь, будут в дальнейшем востребованы на Международной космической станции. Там продолжатся эксперименты на увеличение длительности полета, повышение автономности работы экипажа, которому в дальнейшем предстоит высаживаться на Красную планету. Повысится и количество внештатных ситуаций, которых у нас было всего две – на сутки отключали электроэнергию и на неделю полностью оставили испытуемых без связи.
Подводя итоги, можно сказать, что эксперимент «Марс-500» прошел удачно – об этом говорит успешное выполнение всех 106 запланированных научных программ. Наши испытатели сохранили здоровье, психическую и физическую работоспособность – во многом благодаря новой системе тренировок, которая станет хорошей профилактикой на МКС. И техника ни разу не подвела, что тоже важно.
Подготовил
Вячеслав СВАЛЬНОВ,
корр. «МГ».
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru