Вы здесь

Большое сердце врача

Перечень открытий, изобретений, достижений и регалий этого человека, всю свою жизнь посвятившего сердцу и олицетворяющего целую эпоху в отечественной медицине на рубеже XX–XXI столетий, занял бы не одну страницу. Великий ученый-экспериментатор, удостоенный золотой медали «Выдающемуся хирургу мира», В.Шумаков первым в нашей стране осуществил пересадки донорского сердца, печени и поджелудочной железы.

Гениальный врач, который превратил трансплантацию органов из мифа в реальность, переведя ее из экспериментальных лабораторий в клинику, и которому обязаны жизнью многие тысячи наших сограждан, он до последних дней руководил развитием всех направлений отечественной трансплантологии. Звезда в созвездии Скорпиона, названная его именем, продолжает светить и сегодня: звездный свет, как известно, вечен.

Человек-эпоха

Три года назад, около 4 часов утра 27 января, почти через 20 лет после первой в СССР успешной операции по пересадке больному донорского сердца, отказало большое доброе сердце самого врача. Валерия Ивановича, пытаясь спасти, срочно оперировали коллеги. Но не удалось.

На 77-м году жизни В.Шумаков скончался в реанимационном отделении родного НИИ трансплантологии и искусственных органов (ныне Федеральный научный центр трансплантологии и искусственных органов им. В.И.Шумакова Минздравсоцразвития России), который он возглавил в 1974 г. и руководил им до последних своих дней.

Академик РАН и РАМН, Европейской академии наук, Международной академии пионеров искусственных органов. Почетный член многих российских, международных и национальных научных обществ. Заведующий кафедрой «Физика живых систем» Московского физико-технического института и базовой кафедрой трансплантологии и искусственных органов Московского государственного медицинского стоматологического института. Герой Социалистического Труда. Заслуженный изобретатель РСФСР. Лауреат двух Государственных премий СССР, премии Правительства РФ. Кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» II и III степени, Святого апостола Андрея Первозванного, Александра Невского. Почетный гражданин города Москвы. Всё это – он.

Человек тысячелетия, Человек с большой буквы. Даже если бы у доктора Шумакова не было всех этих высоких наград и званий, он всё равно имел бы полное право так называться. Потому что вся его жизнь на протяжении полувека была посвящена служению человечеству на самых передовых, проблемных и острых рубежах медицины. Потому что его всегда отличали упорство и трудолюбие, азарт и фанатичное служение делу, самому сложному и в то же время самому передовому направлению медицины – трансплантологии, а вместе с ней – профессии, людям, Отечеству.

Он не только руководил институтом, он был ученым-творцом, пионером в науке: Валерий Иванович первым провел операцию с подключением насоса-баллончика при сердечной недостаточности, разработал и внедрил в клиническую практику пересадку почки, систему механической поддержки кровообращения, провел первую в стране гетеротопическую пересадку левой доли печени в левую подвздошную область, первую в СССР трансплантацию островковых клеток поджелудочной железы больному сахарным диабетом.

Обычный вид директора института на работе – голубая экипировка, стандартное расписание – 4-5 операций в неделю. Он лично выполнил около 100 пересадок сердца, более 1000 пересадок почки, тысячи других сложнейших операций.

Огромна школа его последователей – медиков, биологов, инженеров, математиков, физиков. Сегодня по методикам академика В.Шумакова, целый ряд которых опережает мировые достижения, работают, спасая жизни людей, тысячи российских врачей, медиков других стран.

Штрихи к портрету

Так получилось, что с Валерием Ивановичем журналистская судьба свела меня уже после того, как 12 марта 1987 г. им была проведена первая в СССР успешная операция по пересадке донорского сердца. Пересаженное им сердце впервые не было отторгнуто человеческим организмом. «Медицинская газета» готовила публикацию о новых работах института В.Шумакова – на «выходе» было искусственное сердце, и мы со специальным корреспондентом Леонидом Загальским поехали в клинику.

…Спасаясь от прессинга прессы, попыхивающий толстенной сигарой, тогда еще член-корреспондент АМН скупо делился задумками и буквально «выдавливал» из себя биографию. Родился 9 ноября 1931 г. в Большом Казенном переулке в Москве, в семье инженера-строителя. Хотя медиков среди домашних «не водилось», с будущим делом своей жизни определился в 14 лет, когда в школе пришлось «зубрить» учебник анатомии. Затем – лечебный факультет 1-го Московского медицинского института им. И.М.Сеченова, аспирантура и разработка методики паллиативного лечения недостаточности митрального клапана сердца.

Молодому аспиранту посчастливилось быть представленным самому академику Б.Петровскому, еще в 1965 г. осуществившему первую в СССР успешную родственную пересадку донорской почки и развивающему это направление. Вчерашнему студенту удалось убедить мэтра в необходимости расширить исследования, и с его приходом в НИИ трансплантологии здесь стали заниматься проблемами не только донорских, но и искусственных органов.

Ученый пригласил молодого специалиста в свою академическую группу и лично использовал его метод в лечении двух десятков больных. Кандидатская диссертация В.Шумакова была посвящена уже хирургической коррекции недостаточности митрального клапана, а докторскую он защитил по протезированию клапанов сердца. В начале 70-х годов Валерий Иванович возглавил совместную советско-американскую группу по разработке искусственного сердца, исследовательским проектом которой с американской стороны руководил знаменитый кардиохирург Майкл Дебейки.

В 1974 г. В.Шумаков встал во главе НИИ трансплантации органов и тканей Минздрава России, и институт быстро превратился в многопрофильный центр, объединяющий лучших специалистов по целому ряду отраслей современной науки. К конструированию первых моделей искусственных органов привлекался даже потенциал оборонной промышленности, в частности знаменитого ОКБ им. П.О.Сухого.

Однако главную свою задачу институту долгое время не удавалось решить: почти два десятка лет Валерий Иванович и его соратники добивались признания диагноза смерти головного мозга достаточным основанием для изъятия органов. Увы, концепция эта не соответствовала нормам морального кодекса строителей коммунизма…

Ситуация зашла в тупик: если почки, взятые у донора после остановки сердца, в принципе пригодны для трансплантации, то сердце, печень и легкие просто необходимо изымать только у донора с работающим сердцем. Поэтому ожидающий пересадки больной может «рассчитывать» только на жертву несовместимой с жизнью черепно-мозговой травмы. Но до остановки сердца их запрещалось считать погибшими…

В 80-е пересадки сердца, печени и других органов в развитых странах производились сотнями, а у нас весьма затратная по своей сути трансплантология сводила концы с концами. Положение несколько улучшилось только с приходом на пост министра здравоохранения СССР академика Е.Чазова. В феврале 1987 г. Минздрав издал «Временную инструкцию по констатации смерти на основании диагноза «смерть мозга». Результат не заставил себя ждать: первая в СССР успешная операция по пересадке донорского сердца была проведена В.Шумаковым.

А за спиной – ангел…

…После операции больной захотелось... клубнички. «Достать» такой продукт, да еще в марте, было совсем непросто. Однако на следующий день доктор Шумаков появился в отделении старательно пряча что-то под халатом. Оказалось, он раздобыл-таки клубнику и, стараясь не привлекать внимания коллег, «транспортировал» ее своей подопечной.

Есть у медиков поверье, что за спиной хирурга стоит ангел. В.Шумаков не скрывал, что, направляясь в операционную, он всякий раз смотрит на картину, написанную его бывшим пациентом. Валерий Иванович изображен на ней рядом с одним из святых покровителей медицины великомучеником Пантелеимоном.

Наверное, он и сам Господь Бог действительно покровительствовали ученому. Все, кто был знаком с В.Шумаковым, работал с ним долгие годы, знали его исключительно добрым человеком. Сам Валерий Иванович считал свою доброту главным недостатком и всячески пытался припрятать ее за нарочито грубоватой манерой общения, мог даже порой кого-то и матерком покрыть. Но это могло смутить или ввести в заблуждение только новичка.

Сам он, на протяжении всей своей жизни боровшийся с непониманием и предрассудками, тормозящими развитие трансплантологии в стране, искренне считал, что обращение к Богу, к Священному Писанию помогает ему. Воистину, «кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога».

В.Шумаков сделал всё возможное и невозможное, чтобы построить и открыть при институте храм. Чтобы православные пациенты не искали перед операцией в окрестностях НИИ церковь, а могли помолиться Господу Богу по месту госпитализации.
А коллеги и пациенты считали, что у В.Шумакова просто «легкая рука».

Свет далекой звезды

Ни на минуту, пока был жив Валерий Иванович, не прекращалась и работа над главным проектом и мечтой всей его жизни – искусственным имплантируемым сердцем, способным сохранить пациенту жизнь и работоспособность в течение нескольких лет. Хотя соперничать с американской трансплантологией, опирающейся, в том числе, и на российские разработки, было ох как непросто! В 2000 г., когда США сообщили о первых операциях по имплантации искусственного сердца AbioCor, в НИИ В.Шумакова не могли найти для продолжения исследований десяток миллионов рублей. И это при том, что ни в одной стране не было и нет такого специалиста, который бы объединил идейно, теоретически и практически два крупных направления – трансплантацию живых органов и тканей и пересадку искусственных органов.

Мало того, инспирированное в апреле 2003 г. московской прокуратурой пресловутое «дело трансплантологов» о том, что якобы в течение 3 лет с некоторых пациентов центра трансплантологии незаконно брали деньги за бесплатные операции, едва не погребло это направление медицинской науки и здравоохранения. Главной целью «доброхотов» был, разумеется, институт В.Шумакова. Ученый тяжело переживал этот удар, он считал делом чести доказать полную безосновательность обвинений и невиновность врачей. В 2006 г. дело было закрыто в связи с отсутствием состава преступления.
 
Но, представьте себе, даже в это время Валерий Иванович, автор более 55 открытий и 500 научных работ, был не только занят поисками путей для ликвидации дефицита донорских органов, их пересадки от животных человеку, созданием искусственных «запчастей» человеческого организма, но и вопросами будущего клонирования органов из собственных клеток человека. Ученый был убежден, что это позволит решить многие проблемы трансплантологии.

Сейчас, кстати, опытные образцы отечественного искусственного сердца не только не уступают по ряду параметров зарубежным аналогам, но и превосходят их. Свет далекой звезды, названной в честь В.Шумакова, продолжает светить людям… Хотя и из-за дефицита донорских органов в нашей стране из тех, кто стоит в очереди в «листе ожидания», доживают до трансплантации лишь около 30% больных.

Но ситуация меняется. И это не просто слова. В новой России меняется отношение к проблеме пересадки органов. Если еще недавно среди основных медицинских специальностей трансплантологов как таковых вообще не значилось, трансплатологию в вузах не изучали, то теперь в 1-м Московском государственном медицинском университете им. И.М.Сеченова есть такая кафедра. База обучения студентов – Федеральный научный центр трансплантологии и искусственных органов им. В.И.Шумакова.

Четко, цивилизованно работает, по признанию сотрудников центра, Московский координационный центр органного донорства. По инициативе Минздравсоцраз-вития России совершенствуется законодательство. Проблема развития отрасли и донорских органов обсуждалась осенью прошлого года на V Всероссийском съезде трансплантологов.

Участники съезда отмечали, что пересадок органов проводится в последнее время заметно больше, целый ряд больниц активно сотрудничает с трансплантологами.

«Но этого, к сожалению, мало, – сетует руководитель Федерального научного центра трансплантологии и искусственных органов им. В.И.Шумакова Сергей Готье. – Не все руководители лечебных учреждений понимают, что умерший человек может стать донором органов как минимум для пяти людей, ожидающих пересадки. Для этого врач, констатировавший смерть больного, не должен отключать его от дыхательного аппарата. Он должен срочно позвонить в службу донорства…»

И тем не менее, дело врача с большим сердцем продолжается. А это главное!

Константин ЩЕГЛОВ, обозреватель «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru