05 ноября 2024
Семинары по деонтологии
Мы проводим проблемно-проектные семинары, деловые игры, совместные обсуждения видеоматериалов, медико-деонтологических задач на смысл и т.д. Эти формы обучения, на наш взгляд, способствуют развитию нравственного сознания у будущих и уже практикующих врачей. Основной упор делается на то, что высокогуманный смысл врачевания реализуется как в квалифицированном клиническом мышлении врача, так и в его психологически и нравственно безупречном поведении.
Осознанное и нравственно верное разрешение ценностно-смысловых проблем медицины поддерживает духовное, психическое и физическое здоровье врача. А ведь ему нередко приходится вступать в сложные, мучительные переживания и конфликты с самим собой из-за невозможности по техническим, экономическим или иным причинам обеспечить полноценное лечение пациента.
Студенты по-разному реагируют на предложение участвовать в подобных дискуссиях. Зачастую это отказ под предлогом того, что в данной области якобы нет этических проблем, но иногда и наоборот: стремление к серьезному анализу для дальнейшей «профилактики» возможных ошибок. Интерес обусловлен тем, что медико-деонтологические казусы в практике врачевания весьма многогранны, возникают повседневно, безотлагательно требуют своего разрешения и имеют глубокие исторические корни.
Цель исследования: формирование у студента-медика деонтологически грамотного профессионального отношения к пациенту, а также необходимых коммуникативных навыков (умения точно выражать мысли, сотрудничать с пациентом).
Мы ставим перед собой задачу помочь студентам освоить основные принципы ценностно-смыслового подхода к пациенту; понять роль ценностно-смысловых и этических факторов в медицинской деятельности; осознать значение духовно-нравственной культуры врача в формировании концепции «я – врач» и профессиональном самоопределении; осмыслить взаимосвязь личностного и профессионального роста врача; использовать принципы ценностно-смыслового подхода к пациенту в разрешении медико-деонтологических казусов и задач на смысл.
Споры в этических дискуссиях, а следовательно, наибольшее число медико-деонтологических казусов преимущественно связаны с вопросом определения начала и конца человеческой жизни. Конфликт технических возможностей и этических принципов драматичнее всего развертывается в сфере воспроизводства человеческой жизни. В России до сих пор официально не определен моральный статус человеческого эмбриона. Внедрение в практику новейших биомедицинских технологий, в частности контрацепции и стерилизации, ведет к падению ценности человеческой жизни.
Также очень остро медицина сталкивается с вопросами морального отношения к смерти. Имеются в виду формирование нового надежного критерия смерти, эвтаназия, право на «лжесвидетельство» в онкологии, право на донорство в трансплантологии и т.д. Современные реанимационные мероприятия могут не только «возвращать» больных из состояния клинической смерти и предотвращать биологическую смерть, но и обрекать на длительное продление умирания. Активная и пассивная эвтаназия входит в здравоохранение как особое медицинское «лечение». Это объясняется двумя факторами: во-первых, прогрессом реаниматологии, работающей уже в режиме «управления умиранием», а во-вторых – обесцениванием прежних духовных ценностей и моральных приоритетов и появлением новых, в центре которых стоят права человека (в том числе «право на смерть»).
Помимо вышеназванных медико-деонтологических казусов, существует ряд других. Они связаны с этическими проблемами, возникающими при половом воспитании, технологических вмешательствах в геном человека (клонирование), злоупотреблении психиатрическими методами лечения, экспериментах над людьми и т. д.
Облегчая страдания больного
Древнейшие трактаты, в которых излагаются моральные требования и права врача, – это свод законов вавилонского царя Хам му ра пи (XVIII в. до н.э.), древнеиндийские медицинская энциклопедия «Аюрведа» (IX-III вв. до н.э.) и постановления Ману (II-I вв. до н.э.), труды древнегреческих врачей-мыслителей Гиппократа, Асклепиада, Галена, римского врача Цельса и т.д.
На становление моральных принципов медицины повлиял также ислам в лице средневековых арабских мыслителей и врачей Ибн-Сины (Авиценны) (X-XI вв.), Ар Ра зи (X в.), Ибн-Аль-Тал ми да (XII в.) и др. Кроме того, упомянем западноевропейские модели врачебной этики Парацельса (XV-XVI вв.) и Канта (XVIII в.).
В 1834 г. английский философ и правовед И.Бентам в книге «Деонтология, или Наука о морали» впервые употребил термин «деонтология» (от греч. de-ontos – должное, надлежащее; lo gos – наука). В дальнейшем совокупность нравственных норм профессионального поведения медицинских работников стала называться медицинской деонтологией. Последняя включает в себя круг вопросов, входящих в рамки служебных обязанностей медперсонала: соблюдение врачебной тайны, ответственность за жизнь и здоровье больных, характер взаимоотношений с коллегами, пациентами, их близкими и т.д. В отличие от медицинской этики, деонтология имеет черты узкой специализации, например, деонтология терапевта, педиатра, стоматолога. Основной принцип деонтологии – это фактически «золотое правило» христианской этики в приложении к врачеванию: от но сись к больному так, как хотелось бы, чтобы в аналогичной ситуации относились к тебе.
В 1969 г. американский биолог В.Поттер вводит в употребление два новых термина – «биомедицинская этика» и «биоэтика». Первый призван отделять традиционные взгля ды на этические проблемы от подходов, привнесенных в биологию и медицину научно-технической революцией; второй – проецировать все эти воззрения непосредственно на медицинскую теорию и практику. Впоследствии одни исследователи отождествляют данные термины, другие – видят в биомедицинской этике часть биоэтики. В последнем случае под биоэтикой понимается систематическое изучение поведения человека, в частности врача, в области наук о жизни и медицине в свете моральных принципов и ценностей.
Зарубежный ученый Р.Мур отмечает, что медицинская этика есть общечеловеческая этика, касающаяся медицинской деятельности, без каких-либо особых принципов, методов или правил. Это – «старая этика, пытающаяся найти свое место в новых, час то трудных обстоятельствах».
Традиционно принято считать, что врач просто обязан выполнять свой служебный долг. Поэтому проблемы биоэтики и деонтологии в медицинских вузах до последнего времени оставались «в тени» как не требующие специальной подготовки студентов. Верная постановка диагноза, выбор методов лечения, адекватность прогнозирования отодвинули моральные аспекты врачевания на второй план, слов но некое подспудное приложение к собственно диагностическим и лечебным действиям. Здравоохранение, увы, накопило немало вопиющих примеров игнорирования требований врачебной этики.
Врач действует деонтологически грамотно тогда, когда он самостоятелен (сам ставит цели), свободен (сам выбирает средства их достижения), сознателен (способен осознать то, что делает) и совестлив (выражая себя, не нарушает прав и свобод других людей). Эти параметры фиксируются в качестве целей-ценностей образования на базе культурологической доктрины. Подчеркнем: свободное, самостоятельное и сознательное поведение, не ограничивающее прав других людей, – это поведение совестливого человека.
Что лежит в основе
Совесть, правда и справедливость лежат в основе чувства сострадания. В недавнем прошлом словосочетание «врачебное милосердие» официально у нас было принудительно забыто и заменено на «по мощь людям». Но по мо гать можно без жалости и понимания, даже ненавидя. Возродить в душе чувство милосердия – означает не только уберечь будущего врача от «духовной анестезии», от «эмоционального выгорания», но и научить его эмпатии, сопереживанию, сочувствию нуждам и внутреннему состоянию пациента, глубокому пониманию внутренней картины болезни.
Совесть и сострадание – проявления духовно-нравственного начала в человеке. Их воспитание имеет огромное значение. Особенность этого воспитания заключается в формировании положительных духовно-нравственных ценностей путем воздействия на эмоциональную и мотивационную сферу личности. Здесь край не важно создать подходящие условия для раскрытия и изменения личности в ответ на определенные переживания.
Исходя из вышеизложенного, мы полагаем, что самое главное в духовно-нравственном воспитании студентов-медиков – привить им такие ценностные ориентации и личностные смыслы, благодаря которым в своей жизни и практике они руководствовались бы принципами совести и сострадания. Именно это позволит будущему врачу ви деть в боль ном че ло-веке неповторимую, духовную и при этом страдающую личность с правом выбора собственной позиции, а не просто бездушный материал для научно-исследовательской или лечебно-диагностической работы.
В этой связи духовно-нравственная культура врача призвана отстаивать право его личности действовать не только по закону или различным критериям биомедицинской этики, но и по со вести, чувству сострадания. На наш взгляд, исключительно с позиций совести нужно анализировать биоэтические ситуации, в частности медико-деонтологические казусы и такие понятия, как «право на жизнь», «право на смерть», «право врача», «право пациента», «информированное согласие», «клонирование», «эвтаназия» и т.д. Следовательно, воспитание врачебной совести является стержнем этизации профессионального сознания и деятельности врача, а значит, целью преподавания биоэтики и деонтологии.
Врачебная совесть позволяет действовать и по букве закона, и в соответствии с духом врачевания. Лишь тогда снимается противоречие между медициной как профессией и медициной как искусством. Устранив это противоречие, врач может правильно ответить на ключевые вопросы о смысле своей жизни и профессии. Поэтому содержание духовно-нравственного воспитания должно выходить на самые существенные, экзистенциальные проблемы человеческого бытия, чтобы компенсировать отсутствие в учебных программах тех мотивов, ценностей и смыслов, которые предельно значимы для личностного и профессионального роста. Усиление духовно-нравственных и культурологических аспектов необходимо для воспитания чистого нравственного облика врача и осмысления избранной им профессии.
Колоссальная важность такого осмысления проходит лейтмотивом в исследованиях ряда авторов. Например, крупный отечественный патологоанатом И.Давыдовский придавал огромное значение философскому осмыслению сущности болезни. Именно благодаря этому он, в отличие от своих научных оппонентов, изучал болезнь не просто как сбой в организ ме, но как од ну из сторон жизни человека со всеми присущими ей основополагающими принципами (единство организма и среды, приспособление к среде, саморегуляция, целостность, самодвижение, биологическая целесообразность и т.д.).
Итак, в осмыслении сути врачевания и в нравственном развитии студентов-медиков биоэтика и деонтология играют первостепенную роль. Они призваны стать полноправной частью духовно-нравственной культуры и гуманитарного образования врача, поскольку напрямую влияют на эффективность учебного процесса, а также формирование профессионально-мо раль ных ценностей и менталитета врача XXI века.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru