Вы здесь

Зачем спорить с Гиппократом?

Он вырос в семье офицера и вместе с родителями поколесил по миру. Начинал учиться в Витебском мединституте, а окончил воен но-медицинский факультет в Куйбышеве (Самара). Жизненная дорога привела его сначала на факультет руководящего состава медицинской службы Военно-медицинской академии в Ленинграде, а затем на факультет управления персоналом. В послужном списке Виктора Нахаева, военного анестезиолога и хирурга, – служба в Южной группе войск, Приволжском военном округе, Воронеже, Подмосковье. И сотни сложнейших операций. Сегодня он – полковник медицинской службы в отставке, глав ный врач Московской городской клинической больницы № 54, профессор Московского государственного медико-стоматологического университета, заслуженный врач РФ. А еще он настоящий поэт.

– С чего, Виктор Иванович, началась ваша поэтическая стезя?


– Это произошло как озарение, даже выбор профессии получился неожиданным. Проснулся как-то утром и вдруг решил, что пойду не в летчики, не в космонавты, а в доктора, хотя в семье медиков никогда не было.

Что касается стихов, то писать начал рано. Тогда мы жили на берегу Каспийского моря, поэтому первая песня на мои стихи была на веяна прибоем и называлась «Морская». Многие стихи связаны с вой ной, и этому есть причина. Отец, надев солдатскую шинель в суровом 42-м, прошел непростой путь от рядового артиллериста до генерал-майора. Ему сейчас 85 лет, живет в Самаре.

– Кто на вас, Виктор Иванович, оказал наибольшее влияние?

– Наверное, отец, от него унаследовал твердый характер. У меня также был изумительный дед, боевой офицер царской армии, полный георгиевский кавалер. Он родился в 1880 г., четыре года не дожил до столетия. В био графии деда есть интересная страница: он бронзовый призер Международного автомобильного пробега 1904 г. Москва – Берлин – Париж.

– А кто был для вас музой?

– Моя муза – медицина, и всё, что связано с ней. Медицина – это ведь тоже искусство. Так сказал Гиппократ. Зачем спорить с Гиппо кратом? Чтобы с ним спорить, надо стать им, или по крайней мере в своем деле быть Пироговым. Кстати, Николай Иванович великолепные сти хи писал. Великий Боткин прекрасно играл на скрипке. Для врача важ но иметь тонкий слух, часто правильный диагноз можно поставить и до инструментальных исследований, просто прослушав больного. Абсолютный слух дает возможность слышать, например, шумы сердца и находить, как в музыке, фальшивые ноты.
 
– Среди вашего творчества встречаются и стихи о боли, о потерях, о смерти...

– Спасение человека – это величайшая победа над болезнью, несчастьем. Это я особенно прочувствовал, когда в составе мобильно го отряда попал в Армению после землетрясения в Спитаке. Почти 25 лет прошло с тех пор, а не стирается из памяти горе людское, борьба за жизнь каждого извлеченного из-под обломков. Это страшно, это не забывается никогда. К горю нельзя привыкнуть. Поэтому телевизор я не смотрю – там постоянно идут «сводки с военных действий»: убий ства, кровь. По совету профессора Преображенского из «Собачьего сердца» не читаю до обеда газет. За исключением «Ме дицинской».

– Кто ваши друзья? Врачи или не только?

– Я не обделен друзьями. Больше хороших знакомых среди творческих людей, с которыми приятно провести ве чер, просто поговорить по душам. Это артисты Александр Михайлов, Римма Маркова, Борис Галкин, Марина Яковлева, Мстислав Запашный. Прекрасная была женщина Наталья Юрьевна Дурова. Мы с ней были родственные души: она любила животных, и я их люблю. Дома у меня живут две охотничьи собаки, так как сам – любитель-охотник, и две служебные. Еще умнейший рыжий кот, которого я подобрал в Смоленской области.

Однажды судьба свела меня еще с одним хорошим человеком – Сергеем Сиделем, известным исполнителем, работающим в жанре авторской песни. Вместе с ним мы выпустили альбом «Ностальгия», в который вошло несколько песен на мои стихи. Сейчас готовим другой. Недавно с Ольгой Стельмах записал песню «Мой-чужой».

– Творчество не заслоняет от вас медицину?

– Я люблю свою работу, больницу, которая является базой трех кафедр московских вузов. Каждый день, как и всегда, начинаю с отделения общей реанимации, где осматриваю са мых тяжелых больных. А накануне сложной операции обязательно подольше общаюсь с пациентом. Это нужно, чтобы человек почувство вал надежду на выздоровление.

– Виктор Иванович, у вас на столе лежит сборник афоризмов. Как часто вы его раскрываете, и что вам дают мысли великих людей?

– О, это моя настольная книга! Видите, в ней закладки. (Открывает книгу.) Как вам, например, такое: «Врачу не обязательно верить в медицину, больной верит в медицину за двоих». Или: «Поликлиника – ускоренные курсы по обмену опытом между больными». А вот Жванецкий: «Врачи удивляются, как при таком лечении больные еще живы. Больные удивляются, как при такой зарплате врачи еще живы».

– Виктор Иванович, я знаю, что вы иногда знакомым даете советы по лечению травами. Поделитесь, пожалуйста, некоторыми с коллегами – нашими читателями.

– Природа действительно бесценная кладовая лекарственных трав. По большому счету, лекарственная терапия базируется на их целебных свойствах. Возьмите ту же наперстянку – лучшего средства для лечения сердечных дел не найти. А из молодых побегов одуванчи ка получается прекрасный салат, где есть все полезные компоненты. Выкопайте его корень после цветения, вымойте и высушите. И долгими зимними вечерами пейте как чай. Там есть всё, что нужно: он стимулирует иммунитет. Банальная лесная земляника тоже очень по лезна, особенно зимой. Для этого в конце июля надо выдернуть кустик вместе с корешком, промыть, просушить, и никаких противогриппозных средств не потребуется. Разумеется, собирать любые травы надо в экологически чистых местах.

– А есть ли, по вашему мнению, рецепт, как стать успешным человеком?

– Вообще-то, считается, что признак успешного человека – уверенность в себе и будущем, что и ведет к цели. Что касается меня, то я считаю, что мне многое удалось в жизни. Мой де виз: «Знаешь – значит, можешь».
Жаль только


… не вернуть тех ушедших
Раньше времени лет,
По вискам разошелся
Белым цветом рассвет.
Ночи стали короче,
Дни быстрее бегут…

Беседу вела Галина ПАПЫРИНА.
 
Кистью художника
 
 
Венера с палочкой Коха
Сюжет древнегреческий: обнаженная богиня Афродита плывет к берегу в раскрытой раковине, подгоняемая ветром. В левой части картины Зефир (западный ветер) в объятиях своей супруги Хлориды (в римской мифологии Флора) дует на раковину, принося ветер, наполненный ароматом цветов. На берегу богиню встречает одна из Граций.
Здесь каждая деталь имеет смысл. Пурпурная мантия в руках у Грации означала границу между двумя мирами, а роза и раковина ассоциируются с Девой Марией. Ко всему раковина символизировала плодородие, чувственные удовольствия и сексуальность. Ну и так далее. Гораздо интереснее сама жизнь, которая стоит за чертами итальянской Венеры.
Историки искусств, ссылаясь на «Жизнеописания» биографа Сандро Боттичелли Джорджо Вазари утверждают, что это про-
 
изведение хранилось на вилле Кастелло под Флоренцией и принадлежало Козимо Медичи. Картина была написана для Ло-
 
ренцо ди Пьерфранческо Медичи, владевшего виллой в 1486 г. Но есть версия, что это заказ одного из знатных родственников
 
Боттичелли, а в собственность Медичи полотно попало позже.
А вот моделью для Венеры послужила Симонетта Веспуч-чи, родившаяся на лигурийском побережье. Она была супругой одного из банкиров правящего семейства Медичи, чьего расположения добивались все без исключения, включая правителя города Лоренцо Великолепного и его младшего брата Джулиано. Говорят, именно он расположил к себе сердце Симонетты. Причем в тот куртуазный век прославлялось платоническое отношение к даме своего сердца. Интимная часть этого поклонения навсегда останется в тайне.
Сандро родился в 1445 г. во Флоренции, умер в 1510 г. в возрасте 65 лет, причем всеми
 
забытый и одинокий. Однако, по утверждениям свидетелей, он сам искал одиночества, тишины и покоя.
Печально, что в жизни Симо-нетта, ставшая Венерой, умерла в возрасте 22 лет от туберкулеза. Правитель города сказал тогда: «Душа этой дивной дамы превратилась в новую звезду…»
Диагноз, который поставили врачи, рассматривая обнаженную женщину, суров: бледное лицо, припухшие глаза, деформация пальцев ног – типичные симптомы начинающегося туберкулезного артрита. К тому же это происходило в условиях эпидемии туберкулеза. Как и сейчас в России.
Владимир ХРИСТОФОРОВ, спец. корр. «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru