Вы здесь

Лидия МАХОНОВА: Врач должен обладать и высокой человечностью

Об удивительно крепком здоровье, высочайшей работоспособности, человечности этой замечательной женщины - одной из основоположников российской детской онкогематологии, заслуженном враче РФ, докторе медицинских наук, ведущем научном сотруднике отделения химиотерапии гемобластозов НИИ детской онкологии и гематологии Российского онкологического научного центра им. Н.Н.Блохина РАМН Лидии Махоновой ходят легенды. В свои 82 года она активно работает. А главное - за 60 лет трудовой деятельности ни разу не брала больничный лист! Ну как тут не начать интервью с вопроса: «Может ли сам человек влиять на состояние своего здоровья, что нужно для этого делать?»

- Ваши читатели-медики отлично знают, что в моем возрасте могут быть симптомы самых разных сердечно-сосудистых заболеваний, развития атеросклероза, нарушения памяти и т.д. Не скрою, поддерживать собственное здоровье мне помогают знания врача, и они постоянно расширяются и углубляются во всех без исключения сферах. Для того чтобы всегда быть в форме, соблюдала четкий режим жизни. Работа чередовалась с отдыхом, где обязательно были различные виды физкультуры. В молодости - катание на лыжах. Когда училась во 2-м Московском мединституте (с 1943 по 1949 г.) постоянно занимала вторые места в лыжных гонках. Любила кататься на коньках, но главное – постоянно увлекалась бегом, каждый день по 30 минут, каталась на велосипеде. Бегать трусцой я закончила, когда мне исполнилось 77 лет. Конечно, помогало то, что живу я в районе близ Коломенского парка, и у меня больше 30 лет были собаки, сопровождавшие меня во время пробегов по парку.

Встаю я и сегодня не позже 6 часов утра и примерно час занимаюсь собой. Как минимум час хожу пешком. Для себя разработала систему загрузки позвоночника при утренней гимнастике, усиления кровообращения, в том числе в головном мозгу.

На собственном опыте убедилась в важности правильного питания. С годами меняла рацион, исключала отдельные продукты, чтобы не допустить нарушений жирового обмена. В последние годы стала меньше есть мяса, но самое главное, считаю, нужно не реже трех раз в неделю есть вареную рыбу, предпочтительно морскую. Само собой - нужны овощи и фрукты. Я, например, люблю есть лимоны. Курсы приема аскорбиновой кислоты улучшают функционирование надпочечников. Обязательно ежедневно ем чеснок.

- Уверен, что вредные привычки обошли вас стороной...

- Конечно, не курю. А что касается «выпивки», то помню, как во время возрастной консультации у академика Е.Чазова он сказал, что не больше 50 мл чистой водки не помешает (не ежедневно, конечно) -это стимулирует обменные процессы, улучшает настроение.

- И конечно, на здоровье влияет и моральный климат, семейная жизнь...

- Нужно, чтобы работа доставляла удовольствие. Не скрою, что все 60 лет моего трудового стажа для меня такие. Написано и опубликовано 300 научных работ. А как вдохновляет работа с молодыми учеными - под моим руководством 8 из них стали докторами, 25 - кандидатами медицинских наук.

Ну и конечно, очень важен моральный фактор - семейная жизнь. Мне повезло, в молодости я полюбила человека, с которым счастливо прожила до конца его жизни. Мой покойный супруг Борис Александрович работал в авиации, участвовал в испытаниях реактивных самолетов, что вредно отразилось на его здоровье. Он умер 6 лет назад от рака головного мозга. Моя дочь - Наталья Борисовна, по профессии врач-педиатр, уже на пенсии. А внучка, Светлана Станиславовна, будучи врачом, защитила кандидатскую диссертацию и сейчас работает в фармацевтической фирме. Занимается анализом употребления онкологических препаратов. Мои мама и сестра тоже были врачами - все женщины нашей семьи связаны с медициной. Из нас можно было бы составить коллектив поликлиники...

- И поэтому выбор профессии, вуза для вас не был проблемой?

- В 1949 г. окончила 2-й Московский мединститут, была старостой своего курса педиатрического факультета. Учиться, особенно во время войны, было нелегко. Оказывая помощь фронту, работали и в госпиталях с ранеными, и на заводе, где делали химическое покрытие гильз.

- Как вы выбрали медицинскую специальность?

- Меня всегда интересовали проблемы биологии, человеческой жизни. Мы сначала делали операции на животных. Потом углубилась в изучение патологии человека. Выбор педиатрического факультета был не случаен - мне всегда хотелось знать, что представляет собой человек с рождения? Как развиваются все системы его организма.

После окончания мединститута ректор предложил мне поступить в аспирантуру, но я решила - сначала нужно поработать врачом. И начала свою трудовую деятельность в Балашихе, куда мы переехали после того, как папу, Алексея Михайловича Зиновьева, в 1937 г. расстреляли как врага народа. А он был замечательным строителем-архитектором.

Я стала главным врачом детских яслей, а через 3 года перешла на работу в поликлинику, потом в клиническую ординатуру Морозовской детской больницы в Москве. Шел уже 1956 г. В 1958 г. стала заведующей 50-коечным терапевтическим отделением. В Морозовской больнице я проработала около 20 лет. И там впервые столкнулась с проблемами лечения детей с лейкозами, раком крови.

В 1959 г. меня послали на учебу в клинику к известнейшему в стране гематологу, академику АМН СССР Иосифу Абрамовичу Кассирскому. В числе его учеников был и академик РАМН Андрей Иванович Воробьёв, он был там ассистентом, когда я, рядовой врач, пришла познавать гематологию. В этом процессе мне очень помогло и общение с профессором Марком Соломоновичем Дульциным.

В середине 70-х годов мы приступили к организации специального гематологического отделения в Морозовской детской больнице. Заведуя отделением, я заочно обучалась в аспирантуре 2-го Мединститута, у заведующего кафедрой профессора Полины Афанасьевны Пономарёвой.

В 1963 г. защитила кандидатскую диссертацию «Лечение острого лейкоза у детей». Моим руководителем был Кассирский. Время шло, опыт прибавлялся, так как число больных детей не уменьшалось. Мы активно использовали и мировые достижения. В 1972 г. созрела и моя новая научная работа «Материалы и методы лечения острого лейкоза у детей», по которой я защитила докторскую диссертацию. К тому времени я была уже доцентом кафедры во 2-м мединституте.

- А как же вы оказались в рядах многотысячного крупнейшего в России онкологического коллектива - РОНЦ им. Н.Н.Блохина РАМН?

- В 70-е годы мы активно сотрудничали с ведущим гематологом онкоцентра Юрием Ивановичем Ла-рье. А когда Николай Николаевич Блохин решил организовать в РОНЦ НИИ детской онкологии и гематологии, то его директором стал тоже сотрудник Морозовской больницы хирург Лев Дурнов, а меня пригласили организовать и стать заведующей гематологическим отделением. Ведь у детской онкологии есть существенное отличие от взрослой - до 50% больных детей страдают онкологическими заболеваниями крови. Шел 1976 г.

- Прошло уже 33 года...

- Я набирала сотрудников, учеников, с годами они стали докторами наук, до сих пор работают в нашем институте: Светлана Александровна Маякова, Ирина Евгеньевна Гаврилова, Георгий Людомирович Менткевич - ныне заместитель директора института и многие другие.

- В чем вы видите основные успехи детской онкогематологии?

- Прежде всего, в улучшении диагностики заболеваний крови у детей - лейкозов и лимфом. Она стала более точной, с учетом прогностических факторов. Делаются характеристики опухолей. А главное - лечение каждой формы опухоли стало программным. Программы всемирные, но мы их, естественно, «подгоняли под себя». Возможно, особое умение лечить. Известно, что химиотерапия, уничтожая опухоль, способствовала и снижению всех показателей крови, возникновению инфекционных процессов, других побочных отрицательных эффектов. Надо было точнее их диагностировать, думать об их профилактике.

С помощью анализов клиницисты уточняли процессы, происходящие в органах, применяли иные антибиотики, всевозможные стимуляторы кроветворения. Речь идет о повседневной оценке состояния больного. И если 30 лет назад выживаемость детей при остром лейкозе была в среднем 40-50%, то сейчас - 70-80%. Те же цифры и при тяжелых неходжкинских лимфомах (лимфосаркомах).

- Отстаем ли мы от Запада?

- В отношении клинического мышления, квалификации специалистов, по моему мнению, мы на одинаковом уровне. Были трудности в снабжении препаратами, сейчас и в этой сфере произошли значительные улучшения. У нас более индивидуальный подход к лечению каждого больного ребенка, лекарственная терапия назначается в зависимости не только от формы опухоли, но и от агрессивности ее роста. По новой классификации (2008 г.) как для диагностики, так и для оценки прогностических факторов, кроме морфологического и иммунологического исследования опухолевых клеток, будут применяться генетические исследования с использованием этих данных для программ лечения.

К химиотерапии могут в ближайшее время добавиться и различные биологические препараты, вакцинотерапия, антитела. Я думаю, они помогут улучшить результаты лечения и ликвидировать рецидивы.

- А каким вы видите будущее детской онкогематологии?

- Нужно лучше познать само развитие опухоли и особенности агрессивности опухолевого роста. Нужно научное изучение - речь идет и о теоретическом оформлении, и об иммунологических исследованиях. Этими проблемами сейчас занимаются, во всемирной классификации опухолей об этом уже сказано. Должно улучшиться программное и сбалансированное лечение, которое, с одной стороны, уничтожит опухолевые популяции, а с другой - не навредит иным тканям. Думаю, что результаты лечения будут зависеть не только от химио-, но и от биотерапии опухолей.

Необходимо объединить усилия всех ученых мира. Ну а что касается сотрудников нашего НИИ детской онкологии и гематологии, то, являясь частью РОНЦ им. Н.Н.Блохина РАМН, они могут в своей работе опираться на огромный опыт и онкологов, работающих со взрослыми, их исследования и разработки.

- Заканчивая интервью, хотел бы спросить: кроме науки «физкультуры» есть ли у вас другие увлечения в жизни?

- Познаю мир. Раньше - бывая в служебных командировках, а сейчас с наслаждением просматриваю дома на экране интереснейшие фильмы о морях и океанах, о жизни животных, о достопримечательностях нашей планеты. Очень люблю слушать музыку, в первую очередь классическую. А еще одна моя страсть - бывать на даче, которая находится на берегу Волги, в деревне Абрамово Тверской области. Последние годы отдыхаю только там.

- Традиционный вопрос - ваши пожелания коллегам-медикам.

- Главное - относиться с сознанием к своей работе, повседневно, не теряя самообладания, повышать свои знания, углублять их. Без этого невозможно сегодня быть врачом. А главное - будучи медиком, нужно обладать и высокой человечностью. Особенно тем, кто лечит детей. Коллеги, проявляйте познания в психологии, к каждому пациенту подходите индивидуально. Нужно не просто назначать химиопрепараты, а осуществлять многогранную функцию по избавлению пациентов от их осложнений. Успехов вам в этом деле!

Беседу вел
Леонид ПЕРЕПЛЁТЧИКОВ,
обозреватель «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru