Вы здесь

Маэстро и Маргарита

Французский композитор Шарль Франсуа Гуно в течение длительного времени колебался в жизненном выборе между путем католического священника и церковного музыканта и дорогой светского композитора. Эти колебания приводили маэстро к высокоамплитудным перепадам его биографии и содержания его музыкального творчества, сопровождаясь длительными периодами мистически ориентированной меланхолии, которая неоднократно принимала размах клинического масштаба, что отмечают и многочисленные биографии композитора. 1857 и 1869 гг. сопровождались у Гуно приступами выраженной и клинически яркой депрессивной симптоматики, с ее скорбью, подавленностью, ажитированной тревогой, сменяющейся периодами мучительной тоски, чувством безысходности и глобальным пессимизмом. Композитор Г.Берлиоз писал в октябре 1857 г.: «Бедный Гуно сошел с ума. Он теперь в Maison de Sainte, доктор Бланше потерял надежду на его душевное выздоровление». Депрессии же меньшего уровня (стертые) посещали композитора гораздо чаще, став для него привычным и даже рутинным, почти обыденным явлением.

В 1843-1848 гг. Шарль Гуно служил регентом и органистом в церкви Иностранных миссий Парижа. В течение этого времени он сочинял только духовную музыку и всерьез задумывался о дальнейшей духовной карьере. Он исправно и внимательно слушал проповеди члена ордена доминиканцев - адвоката А.Лакордера, посещал курс богословия в семинарии Сен-Сюльпис, какое-то время жил в кармелитском монастыре и даже уже носил сутану аббата. Однако, несмотря на столь выраженные и отнюдь не случайные устремления, Гуно все же не принял религиозный сан. Впоследствии композитор периодически возвращался к сочинению церковной музыки, но эти произведения так и не стали вершинами мирового искусства.

Экзистенциальные колебания и сомнения Гуно с превалирующим в них депрессивным радикалом время от времени повторялись, вновь и вновь ввергая композитора в печальное настроение, но с определенного времени он всё же писал  преимущественно светскую музыку, снискав известность оперного маэстро. Большинство его опусов скорее знакомы музыковедам, нежели любителям оперы, но два его творения - «Ромео и Джульетта» и «Фауст» стали постоянными спектаклями мировой оперной сцены. Особенно популярной стала опера «Фауст».

Практически всё это произведение Гуно, как выяснилось уже в ХIX в., состоит из абсолютных шлягеров. Это касается и партий второстепенных персонажей, и арий главных героев; и среди основных действующих лиц оперы едва ли не самые «ударные» номера принадлежат Мефистофелю - посланнику Сатаны, оказавшемуся у композитора умным, остроумным, искрометным и почти обаятельным персонажем. (Пожалуй, лишь М.Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» сделал дьявола и его подручных столь же обаятельными - едва ли не положительными героями.) Гуно попал во власть магнетического блеска и притяжения этого существа, написав для него, быть может, самую известную в мировой оперной музыке партию (не считая «Хабанеры» Кармен из оперы Ж.Бизе и «Песенки герцога» из «Риголетто» Дж. Верди) - «Куплеты Мефистофеля» с их залихватским текстом о «златом идоле», «презирающем небо».

Но «пока не требует поэта к священной жертве Аполлон...», слишком часто находится иная сила, призывающая поэта возложить приношение на свой жертвенник. Ведь только Труффальдино из комедии К.Гольдони мог служить одновременно двум господам. В реальной жизни можно быть адептом лишь одной из сторон мирового баланса сил. И если творца не требует «к священной жертве» бог гармонии, то находится другой персонаж, которому нужен талант созидателя, мастера искусств. И в таком случае этот дар используется уже в интересах дисгармоничного бога Диониса. В мистико-меланхолическом смятении, выбирая между Аполлоном и Дионисом, Гуно в итоге склонился к последнему, заплатившему маэстро вечной мировой славой в светском обществе и двумя орденами Почетного легиона (один из них высшей степени - Grand Officier). Шарль Гуно, сочинив оперу о дьявольском искушении, увенчавшемся торжеством темных сил, не вступился в ней за Маргариту, судьбу которой сделал главной сюжетной линией своего творения. (В Германии опера «Фауст» так и называется - «Маргарита».) Французский композитор не оказался на стороне слабого и беззащитного, «униженного и оскорбленного», «отверженного», не стал ходатаем по делу Маргариты на Высшем Суде. В романе Булгакова его Маргарита оказывается заступницей (хотя бы и перед дьяволом), попросив за Фриду, убийцу собственного ребенка (такой же грех совершила и Маргарита Гёте - Гуно). Но французский композитор, едва не сделавшийся католическим священником, и вовсе никого не просит о снисхождении, оставив свою героиню тогда, когда стражники приходят в ее темницу, чтобы вести на позорную казнь, которая суждена матерям-детоубийцам. Опера «Фауст» стала торжеством победы Мефистофеля: им совращены и Фауст, и Маргарита...

Композитор К.Дебюсси сказал о музыке Гуно: «Его искусство... запечатлело мгновение французской чувствительности». Эта фраза более содержательна и многозначительна, чем может показаться на первый взгляд: чувствительность -это телесно ориентированное свойство и качество человека, вследствие чего оно является противоположным по отношению к человеческой духовности. Шарль Гуно, так и не ставший аббатом, в своей опере отвернулся от духовности и трагического катарсиса персонажей Гёте, предпочтя такой направленности «Фауста» сантимент и мелодраму.

Такого рода уступок темным силам можно не заметить сознательно, но их нельзя не ощутить. Быть может, именно эти приношения композитора на жертвенник Диониса и оказались теми факторами, которые так влияли на эмоциональное состояние Гуно, вызывая у него приступы депрессии? Древнегреческий философ Эпикур сказал, что наиболее точная самооценка правильности какого-либо поступка -это субъективное внутреннее ощущение его правильности. И это ощущение пока что не поддается анализу точных, объективных наук. Однако оно существует, и, наверное, каждый человек понимает, о чем идет речь. Неправильный поступок оставляет после себя тяжелое внутреннее чувство несправедливости, несоразмерности, дисгармоничности, приводящее к формированию чувства вины и, как следствие, к клинической депрессии, которая стала пожизненным спутником Шарля Франсуа Гуно.

Игорь ЯКУШЕВ,
доцент Северного государственного
медицинского университета.
Архангельск.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru