Вы здесь

«Свидетели» против медицины

Сектантство помимо всех своих прочих нелицеприятных сторон имеет одну архинегативную и общественно опасную: руководствуясь мало кому понятными собственными догматами, отдельные религиозные организации не приветствуют и даже запрещают оказание определенных видов медицинской помощи своим адептам. К числу таковых относится секта «Свидетели Иеговы».

Главной проблемой взаимоотношения иеговистов с системой здравоохранения остается отказ от переливания крови и некоторых инвазивных методов лечения даже тогда, когда они являются витально необходимыми. И полбеды, если речь идет о человеке взрослом, способном самостоятельно принимать решения в отношении собственной жизни. Но когда подобные запреты действуют в отношении ребенка, по закону не имеющего право на собственное волеизъявление, возмущению нет границ.

Каждый приверженец секты «Свидетели Иеговы» оформляет не только на себя, но и на своего ребенка документ «Никакой крови», подписанный еще двумя адептами, запрещающий переливание крови и ее компонентов больному, даже если он находится в бессознательном состоянии.

За два последних года в Новосибирской областной клинической больнице было 8 случаев, когда врачи имели дело с представителями организации «Свидетели Иеговы». По словам заместителя главного врача больницы по хирургии, главного хирурга Новосибирской области Анатолия Юданова, среди пациентов были и дети. Так вот, чтобы иметь возможность оказать детям неотложную медицинскую помощь, врачам пришлось пригрозить судом родителям маленьких пациентов. На уговоры и разъяснения, оформление необходимых письменных документов об информированном согласии было потрачено драгоценное время, которое у хирургов в экстренных ситуациях и без того в дефиците.

Нужно ли говорить, с какой надеждой восприняли новосибирские медики официальный запрос из органов прокуратуры о случаях отказов членов организации «Свидетели Иеговы» от медицинских вмешательств. Неужели правоохранительные органы всерьез возьмутся за секту, в идеологии которой гибель человека считается меньшим злом, чем принятие им помощи врачей? Почему имеет право на существование в России религиозная организация, которая ставит под сомнение самое святое из всех прав человека - право на жизнь?

-    Я хотел бы заострить внимание на моменте оказания неотложной помощи детям иеговистов, когда кроху привозят в тяжелом состоянии в больницу, и мы должны срочно выполнить ему операцию. В этих ситуациях перечень необходимых юридических действий со стороны врачей, я думаю, надо сузить до минимума, потому что важна каждая секунда. И у нас очень мало времени на то, чтобы обращаться в какие-то организации, чтобы те разрешили нам оказывать вопреки воле родителей правильную медицинскую помощь, - говорит Анатолий Юданов.

Учитывая, что с 1989 г. существует Конвенция о правах ребенка, в которой записано, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, государство должно всеми доступными методами отстаивать и защищать это право ребенка. Эту точку зрения поддерживает начальник отдела родовспоможения и оказания специализированной помощи детскому населению Главного управления здравоохранения мэрии Новосибирска Ольга Белецкая:

-    Если мы считаем жизнь высшей ценностью, то врачи должны иметь право вопреки желаниям родителей оказать ребенку неотложную помощь, в том числе и выполнить переливание крови. Кроме того, в статье 65 Семейного кодекса «Осуществление родительских прав» записано: «Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей и их нравственному развитию. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке».

В ситуации, критической для здоровья ребенка, врач должен действовать по тщательно продуманному и законодательно подкрепленному алгоритму действий, максимально короткому и упрощенному. Говоря о защищенности самого медработника в такой ситуации, новосибирский юрист Людмила Плеханова подчеркивает: важно не то, что врач пошел вопреки воле родителей, а то, насколько квалифицированно помощь была оказана:

- Анализ судебной практики по медицинским делам показывает: нет ни одного случая, когда врача привлекли бы к ответственности, хотя бы частично, за то, что он вопреки воле родителей оказал помощь ребенку. А вот если помощь оказана не будет, врача могут судить. И те же иеговисты будут иметь право обратиться в суд, потому что медики не оформили отказ как полагается. Прежде всего на защиту врача должны встать органы управления здравоохранением. В ряде регионов РФ разработаны и действуют методические рекомендации, что делать врачам в подобных ситуациях, есть бланки отказа от медицинского вмешательства и, наоборот, согласия на медицинское вмешательство, инструкции по заполнению этих бланков.

В то же время, по мнению юриста, корректировки Основ законодательства об охране здоровья граждан все-таки должны быть. Например, в статье 32 написано: если родители отказываются от медицинской помощи ребенку, доктор имеет право подать на них в суд. «Я считаю, должно быть записано: не имеет право, а обязан, - говорит Людмила Плеханова. - Что значит «имеет право»? То есть, захочет - оставит ребенка умирать, а захочет - подаст на родителей в суд? Здесь, конечно, нужны изменения и дополнения. «Основы законодательства» были приняты в 1996 г., за эти годы в медицине столько всего произошло! Как бы ни «латались» законодательные акты, они устарели давным-давно. Поэтому их нужно не только подрабатывать, нам нужны совершенно новые документы!»

А пока в дискуссии о иеговистах звучат и такие предложения: если все-таки идти на соглашение со «Свидетелями Иеговы» и уважать их весьма странные чувства верующих, можно в качестве альтернативы переливанию донорской крови и ее компонентов предлагать таким пациентам трансфузию кровезаменителей. Для этого в каждом лечебном учреждении соответствующего профиля необходим - за рамками Программы госгарантий - запас дорогостоящих кровезаменителей, применение которых члены секты должны оплачивать самостоятельно. 450-500 тыс. руб. - такова, по оценкам моих собеседников, может быть в данном случае цена спасения ребенка с массивной кровопотерей.

Можно быть на сто процентов уверенными в том, что сектанты не станут тратить такие суммы на лечение своих адептов. В системе ценностей секты траты на спасение жизни человека вряд ли предусмотрены.

В 2009 г. суды Ростова-на-Дону и Горно-Алтайска приняли решение о причислении ряда изданий религиозных организаций к разряду экстремистских источников, в числе которых была и брошюра «Как может кровь спасти твою жизнь» 1997 г. выпуска.

- Я надеюсь, что со временем наше законодательство посредством таких судебных решений сможет упреждать и искоренять этот порок в нашем обществе, -вступает в разговор Олег Заев, руководитель информационно-консультативного центра по вопросам сектантства при соборе во имя Александра Невского (Новосибирск). - Если говорить о «Свидетелях Иеговы», жизнь каждого члена такой организации регламентирована 63 ограничениями, среди которых не только запрет на переливание донорской крови, но также на обращение к врачу-психиатру или психологу, запрет на чествование флага и гимна страны, работу на предприятиях оборонного значения, участие в ополчении и какие-либо действия помощи своему государству во время войны и т.д. Это ли не доказательство тому, что «Свидетели Иеговы» - деструктивная секта?

По словам священнослужителя, отказ от переливания крови иеговистами основывается на неверном прочтении Священного Писания в той части, где речь идет о Ноевом запрете на вкушение крови животных. Сектанты интерпретируют это таким образом, что не только вкушение крови, но и введение крови в организм человека является грехом, что переливание крови - аналог питания: кровь питает тело. «Неверное толкование Священного Писания - тот же непрофессионализм, профанация, с которыми мы сталкиваемся в той или иной степени в разных сферах жизни», - подытоживает Олег Заев.

Пока схематично алгоритм действий врача в ситуации угрозы жизни пациента, когда необходима экстренная медицинская помощь, но родственники или иные близкие не дают согласия на медицинское вмешательство, может выглядеть так: забрать больного и оказать ему помощь; незамедлительно обратиться в органы УВД, по возможности быстро - в органы прокуратуры и опеки; отразить всё это в медицинской документации. При этом сами медики делают акцент: основная тенденция развития современной трансфузиологии заключается в том, чтобы избежать гемотрансфузии во всех случаях, когда это возможно. Постоянный пересмотр показаний к переливанию крови в сторону их ужесточения -процесс, оправданный вне связи с какими бы то ни было сектантами.

Елена БУШ, соб. корр. «МГ».
Новосибирск.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru