Вы здесь

Михаил ПУГОВКИН: В памяти зрителей останусь жизнелюбом

Сокольники. Над кронами деревьев - этажи. Где он, нужный мне дом? Спрашиваю случайного прохожего, а тот уточняет: что именно я ищу?

- Да вот,   иду к Михаилу Пуговкину...

- Так бы сразу и сказали! Видите 11-этажный красный дом? В нем он и живет. Обязательно передайте привет от незнакомца.

Такое вот импровизированное народное признание в любви. Зная о тяжелом недуге артиста, который только что отметил свое 85-летие, я тем не менее не предполагал, что окажусь последним его интервьюером.


 ...Открытое, чуть простоватое лицо, строгий, с лукавинкой взгляд. Такой знакомый и обаятельный. Народный артист СССР. Артист, за плечами которого 100 фильмов!

Ему было, что вспомнить, о чем рассказать.

- У каждого своя малая родина...


- Моя родина - деревня Рамешки Ярославской области. Страницы детства - это озеро, щедрое на карасей, походы в поле с обедом для работающих там мамы и братьев. Отец работал мясником. Семья была набожной. Бабушка Александра Яковлевна была церковной старостой. С батюшкой стоял на клиросе, держал кадило...

В 1936-м маме потребовалась операция, и мы переехали в Москву. Прибавив к своим 13 несколько годков, я устроился учеником электромонтера на Тормозной завод. И вот здесь-то, в драмкружке впервые выступил на сцене. Однажды меня увидел руководитель Московского драматического театра на Сретенке Фёдор Каверин, позвал к себе в театр. И хотя на новом месте я должен был получать едва ли не в 7 раз меньше, чем на заводе, мудрая мама благословила меня. Лишь вздохнула: «С таким лицом разве берут в артисты?»

Позже режиссер театра Григорий Рошаль утешил: «Миша, у вас не лицо, а целая кинобудка...» Именно он в 1941 г. пригласил меня сняться в роли купца Степаши Барского в фильме «Дело Артамоновых». В картине играли Михаил Державин, Любовь Орлова, Вера Марецкая, Владимир Баланов...

Началась Великая Отечественная. И я, прибавив себе год, ушел следом за отцом и двумя братьями на фронт. Воевал в пехотной разведке. В августе 1942-го под Ворошиловградом меня ранило в ногу. В госпитале началась гангрена, и мне решили ее ампутировать. Я взмолился: «Доктор, нельзя мне без ноги: я артист!» По сей день благодарен ему.

- Вы ведь два десятка лет отдали театру?

- После возвращения с фронта в Москву я постучался в драматический театр (ныне - Московский академический театр им. Вл.Маяковского). Режиссер Н.Горчаков доверил мне главную роль - Петра Огонькова в пьесе «Москвичка». На радостях я за один день выучил все роли - и свою, и чужие. А потом был «Фронт» А.Корнейчука. Чувствовал - не хватает знаний и, услышав об открытии Школы-студии при МХАТе им. М.Горького, подал заявление. Вроде бы успешно прошел конкурсные испытания. Однако члены приемной комиссии тяжко задумались, узнав, что у меня лишь три класса сельской школы. Выручил Москвин. В Управлении высшей школы он заявил, что мой аттестат об образовании утерян на фронте. Святая ложь Ивана Михайловича спасла меня.

Я продолжал дружить с кино. В 1943 г. в фильме В.Петрова «Фельдмаршал Кутузов» сыграл солдата Федю, который погибает в Бородинском сражении. До мелочей помню съемки чеховской комедии «Свадьба» И.Анненского. Моими партнерами были Эраст Гарин, Вера Марецкая, Фаина Раневская, Сергей Мартинсон, Алексей Грибов, Михаил Яншин, Зоя Фёдорова, Татьяна Пельтцер. Я ходил еще с палочкой. Во время танца из раны пошла кровь. Пришлось делать перевязку. И я доплясал сцену.

Мне крупно повезло: в дни учебы в Школе-студии МХАТ я видел спектакли с первым составом артистов театра. И даже играл с ними в массовых сценах.

В 40-е годы довелось поработать на подмостках театра Северного флота, в Вильнюсском театре русской драмы. Вернувшись в столицу, я 8 лет прослужил в Театре Ленинского комсомола. Сыграв в 20 спектаклях, понял: мое призвание всё же - кинематограф. Так в 1960 г. я пришел на «Мосфильм».

- Наиболее значимые этапы кинобиографии?

- По-своему памятна каждая съемка, хотя, конечно же, случались и явно проходные роли. Такова профессия актера: он не всегда волен в своем выборе.

Жизнь подарила встречи с талантливыми режиссерами - Михаилом Роммом, Александром Роу, Иваном Пырьевым, Михаилом Калатозовым, другими мастерами. Золотым временем для меня стала работа с Леонидом Гайдаем, у которого я снимался в 6 картинах подряд - прораб в «Операции Ы», отец Фёдор в «12 стульях», режиссер Якин - «Иван Васильевич меняет профессию»...

Кстати, играя отца Фёдора в сцене шторма, я 6 часов рубил стулья. Меня здорово просифонило, несколько месяцев потом болел, рука висела, как чужая. Но съемки нельзя было прерывать. И мне пособляли подняться на фанерную гору, откуда я кричал: «Снимите меня! Я отдам колбасу!..»

В Алуште на съемках «Спортлото-82» случилось другое ЧП. Меня подвела любовь к горячему чаю. Я опрокинул на себя бидон кипятка. В больнице лечили пеной из немецкого пульверизатора.

В 1952 г., работая в киноэпопее «Адмирал Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы», впервые увидел Черное море. И заболел им. Моими персонажами надолго стали моряки, боцманы, морские офицеры. 26 лент сняты в Ялте, 6 - в Севастополе.

«Звездными»» для меня стали фильмы «Солдат Иван Бровкин» и «Иван Бровкин на целине». Съемки проходили в оренбургских степях. Зрителям полюбился мой герой -бывший моряк Захар Силыч. Память о тех днях - медаль «За освоение целинных земель».

На телеэкране снова и снова можно увидеть «Девчата», музыкальную кинокомедию «Шельменко-денщик», «Ах, водевиль, водевиль»... Мне дорог образ Яшки-артиллериста в «Свадьбе в Малиновке» Андрея Ту-тышкина. Казалось бы, крошечная роль, две сценки всего. С партнершей Зоей Фёдоровой мы репетировали танец «В ту степь» почти 1,5 месяца. Еще раз убедился: главное в кино - это детали.

- Особое место в вашем творчестве занимают сказки...

- Это заслуга Александра Роу. Он редложил мне быть царем в сказках «Огонь, вода и медные трубы», «Варвара-краса», атаманом разбойников в фильме «Золотые рога», воеводой - в картине «Финист - ясный сокол». На этих сказках выросло не одно поколение. А я всегда помнил завет К.С.Станиславского: играть для детей надо так же, как для взрослых, только еще лучше.

В Звенигороде в фильме «Огонь, вода и медные трубы» я должен был предстать верхом на коне. Как нарочно, случился сильнейший приступ радикулита. Но не подводить же съемочный коллектив!.. Меня на руках принесли на площадку, посадили на коня. А после съемок таким же образом вернули в постель...

Детвора до сих пор хохочет, наблюдая «Новые приключения капитана Врунгеля» (режиссер Геннадий Васильев).

После длительного простоя перестроечных 90-х годов мне выпала счастливая возможность в 1999 г. сняться в роли короля в мюзикле «Бременские музыканты» Александра Абдулова.

- В обойме сыгранных вами персонажей предостаточно отрицательных героев - уголовников, пройдох, чинуш...

- Один лишь эпизод в связи с этим. Съемки сериала «Визит к Минотавру» проходили в Бутырской тюрьме.Арестанты узнавали меня. Один из них гмыкнул: «Вот и Пуговкин с нами!» Не скажу, что это меня очень порадовало.

Впрочем, должен заметить: играя даже явных мерзавцев, я пытался обрисовывать их не одной черной краской, добиваясь человеческой достоверности. Но и не пытался сотворить из них героев, в отличие от нынешних кинокиллеров, которые нередко выглядят притягательными для юных зрителей. Не приемлю бутафорского искусства, патологии на экране.

- Как бы вы определили свое профессиональное амплуа?

- Я называю себя характерным артистом со склонностью к комедии. Смех в зрительном зале - результат трудной, напряженной работы актера. Это непросто - понять характер персонажа, отыскать черточку, которая бы высветила изнутри героя. Роль лишь тогда состоялась, когда есть судьба, даже в маленьком эпизоде. Должно быть и серьезно, и смешно. Это умели делать Эраст Гарин, Аркадий Райкин, ныне Геннадий Хазанов.

- Почему сегодня мало хороших, берущих за сердце кинокартин, не говоря уже о добрых комедиях?
 

- Такое время... Время ностальгии по старым фильмам, которые объявляют золотым фондом. Я - за добропамятность. Не понимаю тех, кто готов перечеркивать нашу историю. В ней много такого, чем мож
но гордиться. Сносить памятник Дзержинскому или Ленину - большого таланта не надо. Посмотрели бы на немцев. В бункере Гитлера они открыли музей, чтобы молодежь знала, как всё было. У нас же не устают переписывать учебники истории.

Сегодня дефицит фильмов, пробуждающих добрые чувства. Нет режиссеров, способных поставить хорошую комедию. Работают в основном на фестиваль, чтобы получить призы...

Но я верю - переболеем, всё встанет на свои места. Как бы ни было трудно, надо чиркнуть спичками, зажечь свечу, фитилек какой-нибудь, и это позволит пройти до конца черный туннель.

- Как вы относитесь к своим «звездным» титулам?

- Горжусь ими. В 1996 г. в Адлере на I Всероссийском кинофестивале меня «короновали» - присвоили звание Короля отечественных кинокомедий. А спустя год в циркуляре малых планет Международного астрономического союза за номером 4516 была зарегистрирована новая планета «Михаил Пуговкин». Находится между Марсом и Юпитером. Моими соседями кружат планеты Есенина и Чехова. Где еще сыщешь такую компанию?

- Вы когда-то мечтали о «своем полуострове»?

- Было такое. В июле 1991 г. я поменял московскую квартиру на Ялту. И вот он - «мой полуостров Крым»! С женой Ириной Константиновной организовали «Центр Михаила Пуговкина», проводили встречи со зрителями. Но 90-е годы окатили холодным душем. Ялтинская студия на мели. Что ни день - разочарования. В 1997 г. потребовали сдать экзамен по украинскому языку. Я смог ответить лишь одной фразой: «Шо це таке?»

Так что не вышел из меня олигарх. Рад, что снова москвич.

- Есть ли секреты долголетия?

- Возможно, и имеются, но я их не знаю. Если говорить о еде, то питаюсь дома. Люблю борщи, рассольники и, конечно, картошку с капустой, грибочками. А еще я -чаевик. Даже на съемках не расставался с термосом. Приглашений к застолью хватало всегда, но в этом деле главное - вовремя остановиться.

- Груз лет - он очень тяготит?

- Старость неизбежна. Я делаю всё для того, чтобы пройти ее красиво, с достоинством. Хотя это и непросто. Как заметил один остряк: нелегко «собирать камни», когда они сыплются из собственных почек... Но чего нет, так это уныния. Хочу остаться в памяти людей таким, каким они привыкли видеть меня на экране: жизнелюбом, лукавым, ироничным.

К тому же мы с Ириной Константиновной не порываем с искусством. По договоренности с управой «Сокольники» работает «Киноцентр Михаила Пуговкина». В зале муниципалитета - кинотеатре «Орленок» регулярно организуем встречи артистов со зрителями, проводим кинофестивали «Виват, комедия!»...

Согревает забота детей, внуков. Утро расцветает, когда слышу голоса ангелочков - правнуков Евы, Германа и Маринки. Жизнь - она продолжается.

Беседу вел
Михаил ГЛУХОВСКИЙ,
корр. «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru