Вирусная природа рака шейки матки (РШМ) доказана. Более того, за открытие вируса папилломы человека (ВПЧ), который повинен в возникновении рака шейки матки, немецкий ученый Харальд Цур Хау зен удостоен в 2008 г. Нобелевской премии в области медицины. И этот факт подтверждает особую значимость данного научного исследования.
Что показала конференция
Дело за малым – грамотно распорядиться полученным знанием, использовать его в целях ранней диагностики, а еще лучше – профилактики онкологического заболевания у женщин. Согласно данным статистики, в структуре онкологических заболеваний в России у женщин РШМ вышел на первое место в возрастной группе от 15 до 39 лет и на второе место в группе от 40 до 54 лет.
Сибирские ученые-онкологи взяли на себя роль организаторов информационно-просветительской работы по данной проблеме. В Томске на базе НИИ онкологи СО РАМН прошла масштабная научно-практическая конференция «Папиллома-вирусная инфекция и вакцино-профилактика в онкологии». В ее работе приняли участие более 230 человек из регионов Сибири и Дальнего Востока, а также Москвы и Республики Беларусь.
Примечательно, что среди участников форума были не только ученые и ведущие специалисты в области онкологии и гинекологии, но также медики других специализаций, а именно педиатры, терапевты, семейные врачи, то есть представители первичного звена здравоохранения. Именно они составили большинство аудитории, и не случайно. Если говорить о раке шейки матки, то здесь ранняя диагностика визуальной формы опухолевого процесса зависит в первую очередь от врача поликлиники, женской консультации, смотрового кабинета.
Тревожные данные
Вирусассоциированные заболевания стали одной из наиболее актуальных проблем современной онкогинекологии. Это подтверждают данные по эпидемиологии РШМ, приведенные руководителем лаборатории эпидемиологии НИИ онкологии СО РАМН кандидатом медицинских наук Ириной Одинцовой:
– В России ежегодно раком шейки матки заболевают более 14 тыс. женщин. РШМ удерживает второе место в структуре онкогинекологической заболеваемости (13,4 на 100 тыс. женщин) после рака тела матки, оставаясь важной проблемой клинической онкоги-некологии. До 1995 г. в нашей стране наблюдалось снижение показателя заболе ваемости, однако в настоящее время отмечается увеличение, причем темп прироста с 1995 по 2009 г. составил 21%. Максимальное число заболевших и умерших от РШМ приходится на возраст 25-49 лет. В структуре заболеваемости у женщин в 30-34 года РШМ составляет 26,4%, то есть каждая четвертая онкобольная имеет эту патологию. Актуальна проблема РШМ и для регионов Сибири и Дальнего Востока. Он занимает пятое место в структуре онкозаболеваемости женской популяции территории, а среди гинекологических раков является абсолютным лидером. Показатели заболеваемости здесь выше среднероссийских: в СФО – 16 на 100 тыс. населения, в ДВФО – 17,1. К территориям повышенного риска относятся Забайкальский край, Республики Ал тай, Тыва, Сахалинская, Магаданская, Томская области.
На форуме отметили неблагоприятную тенденцию, связанную с ростом заболеваемости среди молодых женщин. Средний возраст за болевших за 15 лет снизился с 55 до 51 года, а в Забайкальском крае он еще ниже – 44 года. По данным Института онкологии СО РАМН, в динамике прогнозируется дальнейший рост заболеваемости.
И еще: стандартизованный показатель смертности женщин Сибирско-дальневосточного региона от РШМ – 6,3 на 100 тыс. человек, что выше среднероссийского. И здесь можно и нужно говорить о вероятных проблемах ранней выявляемости патологии и доступности адекватной специализированной медицинской помощи.
В ходе конференции был затронут и такой важнейший аспект оказания медицинской помощи, как система профилактических осмотров. Применительно к онкологической патологии это особенно важно, а в отношении РШМ еще и возможно: имеется распознаваемая фаза предрака шейки матки, которая может длиться несколько лет. При этом, подчеркивает Ирина Одинцова, в СФО только 28,4%, а в ДВФО – 14,6% (по РФ – 28,9%) случаев заболевания выявляются активно, то есть в ходе профилактических осмотров. Показатель запущенности данной визуальной формы рака составляет 43,3 и 37,8% случаев соответственно.
К вопросу о прививках
Проблема злокачественных новообразований шейки матки в регионах Сибири и Дальнего Востока является неблагоприятной в связи с ростом заболеваемости и высоким уровнем смертности. При этом данные о состоянии онкологической помощи больным РШМ свидетельствуют о недостаточном объеме проводимых лечебно-профилактических мероприятий. Всё это обусловливает актуальность не только ранней диагностики данной патологии, но и первичной профилактики РШМ – вакцинопрофилактики, убеждена руководитель отделения гинекологии Томского НИИ онкологии СО РАМН, доктор медицинских наук, профессор Лариса Коломиец:
– В России вопрос включения ВПЧ-вакцинации в национальный календарь прививок всё еще рассматривается, пока проблему можно решать исключительно на уровне регионов, формируя соответствующие целевые программы. В Томской области такая программа – «Профилактика онкологических заболеваний и реабилитация женщин, перенесших их» действует с 2008 г. Увы, не все российские территории могут похвастать подобным. Самая большая сумма, выделенная на эти вакцины, – 120 млн руб. в Московской области. Около тысячи девочек прошли вакцинопрофилактику в Смоленской области, практикуется это в Якутске. Всего в России сегодня вакцинированы против ВПЧ только 18 тыс. девочек.
В сравнении с 22 млн привитых юных особ в странах Европы и Америки наши «успехи» – мизер. При таких темпах вакцино-профилактики коллективный иммунитет к вирусу папилломы человека мы будем формировать очень и очень долго, а это невыгодно государству ни с клинической, ни с экономической точек зрения: лечение одного случая РШМ обходится бюджету здравоохранения в среднем более полмиллиона рублей.
Вновь и вновь участники форума подчеркивали: в России охват населения прививками крайне низок и недостаточен для управления эпидемиологическим процессом на популяционном уровне. Кроме того, в стране отсутствуют регистры ВПЧ-скрининга, цервикального скрининга, ВПЧ-вакцинации, что является необходимым условием для развития интегрированной системы профилактики ВПЧ-инфекции и онкологических заболеваний, ассоциированных с ВПЧ.
За прошедшее время в нашей стране получила широкое развитие лабораторная диагностика ВПЧ-инфекции, что позволило подойти к разработке федерального методического документа о создании системы скрининга на ВПЧ. Это необходимо, так как существующая в России система цервикального скрининга нуждается в оптимизации и интеграции с развивающейся системой ВП Ч-скрининга.
ВПЧ: сибирские варианты
Особенностью папиллома-вирусной инфекции является большое количество известных генотипов вируса – более 120, многообразие клинических проявлений, преобладание бессимптомных и хронических форм, а также наличие высокой канцерогенной активности у 12 подтипов (16,18,31,33,35,39,45, 52,58,59,66).
В своем сообщении руководитель лаборатории онковирусологии НИИ онкологии СО РАМН доктор медицинских наук Людмила Уразова привела данные о некоторых региональных и этнических особенностях течения ВПЧ-инфекции, полученные в ходе исследований в НИИ онкологии СО РАМН:
– Проведено обследование здоровых, а также с патологией шейки матки женщин, проживающих в Томской области и республиках Тыва и Саха (Якутия). Средний возраст обследованных женщин, проживающих в Томской области, составил 37 лет. Около половины из них были инфицированы вирусом папилломы человека, при этом мы отметили классическую тенденцию увеличения числа инфицированных женщин с утяжелением патологии шейки матки. Так, количество положительных находок среди больных РШМ в 3,5-4 раза превышало число инфицированных ВПЧ здоровых женщин.
Следует отметить, что здоровые тувинки инфицированы ВПЧ в 2 раза чаще жительниц Томской области, в то время как среди больных фоновой патологией шейки матки наблюдалась обратная картина: инфицированность томичек практически в 2 раза превышала соответствующий показатель женщин в Туве.
На всех изученных территориях значительно превалирует цирку ляция ВПЧ 16/18 и родственных им подтипов. Интересно и то, что 36% обследованных женщин в Томской области инфицированы сразу несколькими типами вируса папилломы. В то же время среди корен ных жительниц Республики Тыва практически не встречается смешан ной инфекции, а в случае ее выявления, как правило, пациентки оказываются европеоидной расы.
В ходе исследования проанализирован и такой значимый показатель, как вирусная нагрузка. Установлено, что у больных с предраком и РШМ процент встречаемости клинически значимой вирусной на грузки в 4,3 раза выше, чем среди женщин здоровых.
Итогом исследований томских ученых-онкологов стал вывод о влиянии региональных и этнических особенностей на частоту и спектр ВПЧ высокого онкогенного риска. По мнению профессора Людмилы Уразовой, более полные эпидемиологические исследования распространенности ВПЧ позволят выделить преобладающие типы вируса и смогут стать основой для создания экономически адекватных про грамм профилактики и лечения РШМ в обследованных регионах.
Елена БУШ, соб. корр. «МГ».
Томск.