Вы здесь

Почему кровь не наше кровное

Дело

На 3-ю Всероссийскую конференцию «Организация донорства и эффективное использование крови» в Москву съехались представители 72 регионов страны. С чем же связано такое внимание к, казалось бы, традиционной встрече узких специалистов? Наболело! Почти 20 лет служба крови в России буквально терпит бедствие. От недостатка и растущего риска зараженности компонентов крови инфекциями, нередкой некомпетентности медперсонала, а большей частью из-за изношенности и без того устаревшего оборудования станций переливания крови (СПК) и бездействия властей трансфузиологическую помощь не получают тысячи и тысячи людей: раненые, пострадавшие в авариях и катастрофах, роженицы, младенцы, онкологические и онкогематологичес-кие больные.

Локальные победы на фоне общего поражения

Онкогематология достигла настолько значительных успехов, что сейчас можно говорить о биологическом выздоровлении большинства пациентов с ранее смертельными заболеваниями. Кривые выживаемости, которые демонстрировал участникам конференции директор Гематологического научного центра РАМН академик РАН и РАМН Андрей Воробьёв, наглядно показывают, как в последние годы растет число излеченных от лимфомы Беркитта, диффузной В-крупноклеточной лимфосаркомы, лимфосаркомы желудка, причем без резекции или гастроэктомии.

- Наши показатели небывалые! - с нескрываемой гордостью сказал А.Воробьёв. - Конечно, мы не испытываем недостатка в противоопухолевых препаратах. Но для того, чтобы проводить эффективные лечебные программы, я должен быть обеспечен компонентами крови так же, как хирург - шовным материалом.

Не хуже результаты и в других крупных медицинских учреждениях страны. Многоцентровые исследования, в которых участвуют 29 ведущих гематологических отделений России, показывают, что сейчас при соответствующем лечении выздоравливают около 30% больных острыми лейкозами, 80% - промиелоцитарным лейкозом, 45% - лимфобластным лейкозом взрослых (у детей эффективность лечения достигает 80-90%). После трансплантации аллогенных гемопоэтических стволовых клеток выздоравливают 60-80% людей, страдающих хроническим миелолейкозом, но во время лечения они нуждаются в трансфузиях больших объемов тромбоцитов и других компонентов крови.

Беда в том, что не все граждане России живут рядом с крупными медицинскими центрами и могут воспользоваться их достижениями, и компонентов крови при такой трансфузионной нагрузке с каждым годом требуется всё больше. А наша медицина, по данным НИИ гематологии и трансфузиологии (С.-Петербург), в 2006 г. была обеспечена плазмой на 68,4%, эритромассой - на 37,5%. В основном из-за спада донорства. За последние 15 лет число доноров в стране сократилось вдвое (с 4,2 млн в 1991 г. до 1,9 млн в 2006-м) и продолжает снижаться. В Европе на каждую тысячу населения приходится 30-35 доноров, в США и Канаде - 40, у нас - 12,7, а нужно как минимум 20-25. Но это в среднем. На самом деле картина очень пестрая: в одних регионах нужды в донорской крови нет (Самара, Липецк, Нижний Новгород), другие бедствуют. Причем богатый «полнокровный» сосед, в соответствии с нашим несовершенным законодательством, не может поделиться излишками компонентов крови, не рискуя попасть под суд. И он их просто списывает. А «непослушные» главврачи СПК, которые кровью всё же поделились, теперь за свою доброту ходят под следствием.

Решение переложить заботу о службе крови на плечи субъектов Федерации привело к тому, что в техническом и технологическом оснащении между различными региональными СПК пролегла пропасть. Иначе и быть не могло. Ведь по официальным данным, «в 2005 г. субъекты различались по уровню экономического развития в 281 раз». Устаревшее оборудование приводит к большим потерям донорской крови, снижению ее качества, эффективности и росту риска передачи инфекций при переливании. В 2006 г. доля списанной эритромассы составила почти 25%, это при том, что в крупных городах эритроцитов хронически не хватает. В то же время материально-техническое оснащение службы крови в России полностью зависит от импорта. Всё современное высокотехнологичное оборудование и расходные материалы к нему мы закупаем за границей. Даже 70% пластиковых контейнеров везем «из-за бугра»!

- Этих одноразовых контейнеров каждый год требуется 2 млн, а единственный отечественный производитель в Кургане производит не более 300 тыс... Мы не сможем восстановить и модернизировать службу крови, если у нас даже собственных контейнеров для крови не хватает! - сокрушался Андрей Иванович.

Диагноз ясен...

В общем, болевых точек у российской службы крови не счесть. Без серьезной государственной поддержки, мудрого реформирования и достаточного финансирования ей не встать на ноги - таково мнение всех участников конференции. Оно подтверждается и результатами недавней проверки Росздравнадзором более 80 станций переливания крови.

- К сожалению, не всё здесь благополучно. Наряду с серьезными достижениями выявлен ряд системных недостатков, связанных с организационно-методической работой в службе крови, ее структурой, материально-технической, информационной и нормативно-правовой базой, организацией сборадонорства крови, подготовкой персонала, обеспечением инфекционной безопасности, - сообщил руководитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Николай Юргель. - Анализ выявленных недостатков лег в основу аналитической записки Росздравнадзора министру здравоохранения и социального развития РФ, в которой отмечены проблемы и сформулированы предложения по развитию службы крови. С нашей точки зрения, на переходный период роль координатора должен взять на себя созданный при министерстве координационный совет по вопросам службы крови. Необходима также программа действий, принятая на уровне правительства, а может быть, и реализация первоочередных мероприятий по модернизации службы крови в рамках Национального проекта «Здоровье» на среднесрочный период.

Конкретные меры по решению этих проблем в очередной раз были зафиксированы в решении 2-й Всероссийской конференции по безопасности переливания компонентов крови в 2006 г. Что было сделано за истекший год? Хорошего - ничего. На это обратил внимание президент В.Путин и поручил министру Татьяне Голиковой - правда, пока устно - подготовить федеральную целевую программу по реформированию службы крови.

Какова стратегия лечения?

Что же предлагают специалисты, которых наконец-то привлекли к разработке проекта реформирования? (Все нововведения и изменения законодательных актов в последние годы проводились исключительно чиновниками.)

В первую очередь - внести необходимые изменения в Закон «О донорстве крови и ее компонентов», переработать существующую, изрядно устаревшую нормативную базу и создать единую систему взаимосвязанных документов, регулирующих деятельность всей службы крови. Это обеспечит единообразие требований к переработке, хранению и безопасности компонентов крови в организациях различных ведомств с учетом современных научно-технических достижений.

Следует также структурировать службу крови. Создать единую информационную систему, включающую региональные регистры доноров, лиц, отведенных от донорства, запасов компонентов крови, осуществленных трансфузий, посттрансфузионных осложнений и т.д., и контролировать достоверность информации.

Надо создать в Минздравсоцразвития России федеральный информационно-аналитический центр крови, курирующий проблемы развития и модернизации службы, а также анализирующий проблемы организации донорства. Этот центр должен опираться на филиалы в федеральных округах со специализированными лабораторными комплексами, оснащенными современным оборудованием и диагностическими материалами.

Из федерального бюджета предстоит выделить субвенции на техническое оснащение СПК депрессивных регионов, налаживать отечественное производство препаратов крови, широко пропагандировать и поддерживать донорское движение, перевести станции переливания крови на 7-дневную рабочую неделю и формировать пул элитных доноров.

По предварительным оценкам экспертов, затраты на весь проект составят около 3,5 млрд долл. На первом этапе на модернизацию каждой крупной станции переливания крови потребуется немало денег.

- Совершенно очевидно, что оснащать современным оборудованием и вирусинактивационными технологиями маломощные станции переливания в отдаленных уголках страны экономически нецелесообразно, - считает директор НИИ переливания крови ГНЦ РАМН член-корреспондент РАМН Владимир Городецкий. - Их надо превратить в трансфузиологические отделения, которые будут заниматься пропагандой, организацией донорства и подготовкой контингента доноров. А выездная бригада трансфузиологов, к примеру из Якутска, будет регулярно приезжать или прилетать в улусы и забирать необходимые компоненты крови, оставляя неснижаемый запас - протестированный. Как это сделать быстро и без лишних затрат? Американцы, например, везут собранные в небольших поселениях компоненты крови в крупную городскую лабораторию, тестируют, а результаты проверки отправляют по электронной почте. Нам для этого нужно компьютеризировать службу крови.

В этом году, по утверждению Н.Юргеля, в России планируется открыть 9 плазмоцентров. Если они заработают, показатели сбора плазмы, наверное, повысятся, а пока отечественные препараты из плазмы крови составляют всего 5-15% от потребности. Техническое оснащение и уровень технологий наших производств не соответствует современным требованиям, которые предъявляются к производству лекарственных средств. В ГНЦ РАМН разработаны технологии производства вирусбезопасных факторов свертываемости крови из донорской плазмы, уже выпускается IX фактор и на подходе VIII, однако на промышленные партии мощности не хватает. «Но технологии есть, так давайте создавать параллельные производства и обеспечивать страну отечественными препаратами плазмы», - призывает Андрей Воробьёв.

Человеческий фактор

Модернизировать службу крови, закупать дорогостоящую технику, налаживать отечественное производство препаратов необходимо - это очевидно. Но без развития массового донорского движения и создания пула безопасных доноров никак не обойтись. А с этим у нас положение аховое. Надежные, заслуженные доноры стали не в чести. Их сменяют те, у которых основной стимул - деньги, и число безвозмездных донаций сокращается в пользу платных и, увы, не всегда безопасных услуг. По данным ГНЦ РАМН, вероятность передать вирус гепатита С через проверенную всеми возможными способами кровь у нас в 1000 раз выше, чем в США и Канаде. Немудрено: там заболеваемость в донорской популяции - примерно 3 человека на 100 тыс. в год, а в России - 350. Это наша большая беда! Часто на сдачу крови людей толкает нужда...

В развитых государствах альтруистическое стремление людей к донорству всячески приветствуется и поддерживается как гражданами, так и властями. Поэтому у них есть возможность проводить тщательный отбор доноров. В Австралии, например, 2009 г. объявили Годом донора крови и выделили 2 млн долл. на пропаганду и привлечение австралийцев к донорскому движению. В России день 20 апреля провозглашен Национальным днем донора крови. Правда, на мероприятия по такому случаю пока не выделено ни копейки.

Ложка меда

Но есть и реально действующий отечественный опыт. Например, в Самарской области. Я спросила главного врача Самарской областной станции переливания крови Александра Косова, как они добились небывалого подъема донорства, и вот что он рассказал:

- Произошло это не вдруг. Очень помог ректор Самарского государственного медицинского университета академик РАМН Геннадий Петрович Котельников. Когда он узнал о наших проблемах, то собрал ректоров всех вузов и сказал: помогать надо, участвовать самим и привлекать студентов. Студенты - хорошие молодые ребята, как правило, отзывчивые, и процент зараженности среди них небольшой. Вместе с руководством вузов мы создали им хорошие условия и всячески поощряем. Студенту-донору выдается официальная справка, освобождающая его от занятий на 2 дня - день сдачи крови и день отдыха. Обязательно выплачиваются деньги - от 200 до 700 руб. в зависимости от компонента крови, который мы забираем. После процедуры доноры получают питание. Причем с 2008 г., по распоряжению губернатора области, расходы на него увеличатся в 2 раза. Конечно, служба крови живет не только за счет студентов - их процентов 70. Остальные - люди, которые просто хотят исполнить свой долг.

Большую помощь и поддержку оказывают власти, средства массовой информации. На радио, телевидении, в печатных СМИ для нас всегда зеленый свет. Проводятся крупные пропагандистские акции и мероприятия. Например, в начале прошлого года губернатор распорядился, чтобы все члены правительства сдали кровь. И министры вместе с чиновниками всех рангов отправились на станцию переливания и легли под сепараторы. Телевидение это транслировало. После этого мероприятия доноров заметно прибавилось, резюмировал А.Косов.

Вывод напрашивается сам: любые, даже самые сложные вопросы можно решить, будь на то желание и политическая воля.

Ирина ВИЛКОВА,
внешт. корр. «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru