08 ноября 2024
Валерий Крушницкий - типичный фельдшер. Около 20 лет возглавляет ФАП в сельской глубинке Черновицкой области. Работает на три села, радиус обслуживания - 10-15 км. На вызовы отправляется пешком или на своем стареньком велосипеде. Типичны и проблемы: отсутствие автотранспорта, острая нехватка средств - ФАП на сельском бюджете.
А что может сельсовет выделить местной медицине? Давно нужно бы обновить медоборудование, помещение нуждается в ремонте. Хотя Валерию Крушницкому еще повезло: он «аристократ» среди своих коллег, в числе лучших представителей сельской медицины был удостоен чести быть принятым самим Президентом Украины Виктором Ющенко, отмечен им, и ему стала помогать райгосадминистрация. Подсобили с ремонтом помещения. А в последний наш разговор фельдшер радостно сообщил: ФАПУ выделен мопед. Теперь уже совсем хорошо.
Наш фельдшер - прирожденный оптимист. В бедственном положении сельское первичное звено? «Государство же не бездонная бочка, на всех не напасешься», - заметил он по поводу этого не то серьезно, не то с легкой иронией.
И действительно - если вдуматься, госбюджет же не резиновый. Но по-хозяйски он хотя бы используется?
Быть экономистами? Идея не прививается
Надо отметить, что государство из года в год финансирует здравоохранение всё щедрее. Если в 2004 г. отрасли было выделено 12 млрд гривен, то уже в 2007-м - 24 млрд, вдвое больше. Это только за последние 3 года.
Если следовать элементарной логике, дополнительные вложения должны бы соответственно улучшить и хронически высокий уровень заболеваемости и смертности населения. А в действительности наоборот: заболеваемость неуклонно возрастает, в частности, по столице (которая, по идее, должна быть образцом украинской медицины) - 4-6% ежегодно. Примерно такая же картина и в целом по государству. Не уменьшается смертность населения. И еще один парадокс: самая высокая заболеваемость не в захудалой глубинке, как следовало бы ожидать, а в крупнейших центрах - Киеве, Днепропетровске, Донецке, Одессе, Харькове, где больше, чем где-либо, медицинских учреждений, где и кадровый потенциал вдвое мощнее, чем в целом по Украине, и возможности диагностики, лечения - не сравнить.
Так каким же путем идти нашей многострадальной медицине? По пути дальнейшего увеличения финансирования, о чем только и толкуют многие организаторы здравоохранения? Но, как убедил опыт прошлых лет, это же всё равно, что лить воду в песок. А может, пора уже открыть у себя ту самую хозяйственную жилку? Стать наконец не только целителями, но и экономистами, элементарными хозяевами? Идея не прививается. Как-то один статистик-любитель подсчитал, сколько за последнее десятилетие было принято официальных бумаг, касающихся системы здравоохранения: указов Президента, постановлений Кабинета министров Украины, приказов Минздрава. И насчитал их несколько сотен. Со значительной частью их и мне пришлось ознакомиться. Всё традиционное, шаблонное есть в тех бумагах («обязать исправить», «покончить с...», «больше внимания уделять...»). И лишь редко, да и то в виде общих фраз, о необходимости повернуть лицо к вопросам профилактики, что дало бы миллиарды экономии средств отрасли и вместе с тем ощутимые результаты по снижению заболеваемости и смертности населения, о чем убедительно свидетельствует опыт всех цивилизованных государств. В тех правительственных бумагах лишь походя упоминается об оптимизации коечного фонда лечебных учреждений, совершенствовании управления, экономике отрасли, которая бы способствовала ликвидации расточительности и бесхозяйственности и работала на пациента, а не лиц с глубокими карманами.
Поскольку всех путем финансового обескровливания отрасли не охватить, остановимся лишь на одном - на широко практикуемой организации закупок нового, преимущественно импортного медоборудования и его использовании.
Главное – закупить
На приобретение новой медицинской техники государство ежегодно расходует огромные средства. Но деньги должны работать, давать отдачу. Собственно, дело даже не в деньгах. Назначение закупленного оборудования - помогать лечить больных. А в действительности? Как показали проверки, с 2004 г. по сегодня - четыре года! - лежат мертвым капиталом, не введены в эксплуатацию гамотерпевтические аппараты для лечения онкобольных на сумму 4,2 млн гривен в Киевском и Кировоградском онкодиспансерах. В течение 3 лет ржавеют от бездействия гамотерапевтический аппарат в одном из специализированных лечебных учреждений Мариуполя и флюорограф во Всеукраинском центре туберкулеза общей стоимостью 3,8 млн гривен. Общая же стоимость новейшей техники по онко-патологии и туберкулезу, которая годами не вводится в действие, -10,5 млн гривен. И это в условиях, когда Украина опередила все государства Европы по распространенности туберкулеза, когда неуклонно растет онкозаболеваемость.
Высока в Украине и заболеваемость сердечно-сосудистой системы. В некоторых столичных высокоспециализированных медицинских учреждениях образовалась очередь на хирургические операции на несколько лет вперед. В то же время в Киевском городском кардиоцентре закупленное оборудование стоимостью в десятки миллионов гривен вот уже более 3 лет ржавеет на складе.
Что же имеем в конечном итоге? В 2007 г. только в системе Минздрава Украины было закуплено на средства госбюджета нового оборудования на общую сумму 347 млн гривен. И не введено в действие - на 201 млн гривен, 70% закупленного не работает!
Это только в системе Минздрава. К сожалению, нет данных по учреждениям АМН Украины, Минобороны, МВД, Минтранспорта, то есть ведомственным учреждениям. А они тоже закупают новейшую технику, как правило, дорогостоящую, на государственные средства. Какие миллионы «ржавеют»! Тогда как даже малая толика - к примеру, 200 тыс. гривен - это стоимость создания на селе 4-5 современных врачебных амбулаторий семейной медицины, сеть которых так медленно расширяется.
Приведенные выше сведения - не потолочные данные, они были обнародованы на заседании Национального совета по вопросам здравоохранения при Президенте Украины.
Хоть кто-нибудь из медицинских чиновников наказан за вопиющую бесхозяйственность и безответственность? Да никто!
Выгодная кому-то непрозрачность
Анализ использования огромных государственных средств, выделяемых на закупку медицинского оборудования, раскрывает истинную картину. Она начинается с устоявшихся губительных для государства тенденций самого процесса закупок. Это - их непрозрачность, что особенно выгодно для любителей половить рыбку в мутной воде. Обращает на себя внимание дороговизна приобретаемой техники: навар жирнее. А еще - неподготовленность медицинских учреждений к эксплуатации приобретенного.
Не коварный ли умысел в том - приобретать, принимать заморскую аппаратуру, когда знаешь, что ее некуда даже поставить!
А дальше начинаются очередные проблемы. Одна из серьезнейших -отсутствие послегарантийного техобслуживания. И зачастую - профессиональная неподготовленность персонала, который должен работать с новой техникой. Вот и имеем: только по Львовскому кардиоцентру из-за отсутствия специалистов, неподготовленности помещений не используется техника на 10 млн гривен. В том же Львове по профилю онкологии не используется новейший линейный ускоритель известной фирмы стоимостью в 30 млн гривен.
По мнению экспертов, приведенные данные подтверждают, что срочно необходимо наводить порядок в отрасли. Специалисты указывают и конкретные пути изменения положения с закупкой и использованием медицинской техники. Начать предлагается с предоставления хозяйственной самостоятельности учреждениям здравоохранения. На местах - ввести заказ на оборудование из средств местных бюджетов под гарантию председателя совета или госадминистрации. А еще элементарно ясно: нужно же готовить и кадры, способные работать со сложной техникой, а не надеяться на авось. И еще неувязка: как же можно заказывать, приобретать, тратить миллионы на модернизацию оборудования и не предусмотреть его послегарантийное обслуживание? Специалисты считают, что в бюджете нужно заложить 8-10% средств на эти цели.
Как не согласиться и с другим предложением компетентных людей: обратиться к правительству с рекомендацией провести аудит эффективности использования оборудования в медицинских учреждениях государственной и коммунальной форм собственности за последние 5 лет и только по результатам этого планировать для отрасли бюджет на 2009 г.
Вместо послесловия
Я спросил у знакомого уже нам сельского фельдшера Валерия Крушницкого: чего ему как специалисту, не хватает для полного счастья? «Эх, дали бы нашему ФАПу вместо давно устаревшего новое оборудование тысяч на десять...»,-ответил он мечтательно. Трудно было удержать печальную улыбку: о какой малости мечтает человек, когда в государстве из-за разгильдяйства и вопиющей безответственности, а еще и личного интереса неких должностных лиц, на ветер выбрасываются сотни миллионов гривен...
Василий КАЛИТА, соб. корр. «МГ».
Киев.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru