23 декабря 2024
Никто не станет оспаривать, что в борьбе с тяжелыми, угрожающими жизни состояниями, возникающими от внезапных травм и тяжелых заболеваний, решающую роль играет фактор времени. Недаром латинская пословица гласит: «Bis dat, qui cito dat!» («Дважды помог, кто скоро помог!»). Эту необходимую, подчас самую важную функцию в борьбе с тяжелыми состояниями выполняет служба скорой медицинской помощи «03», столь популярная в Москве. У этой службы на счету тысячи спасенных жизней, возвращенных в строй пострадавших и больных. Это сотни белоснежных с красным крестом, мигалками и сиренами автомобилей, несущихся по часто забитым автомашинами улицам нашего многомиллионного города. Но мало кто знает, что у истоков этого необходимого людям дела стоял человек, 120 лет назад появившийся на свет. В эти дни медицинская Москва и коллектив Московской станции скорой помощи отдают дань памяти незабвенному Александру Сергеевичу Пучкову - выдающемуся организатору российского здравоохранения и общественному деятелю.
Пригодился военный опыт
А.С.Пучков родился в августе 1887 г. в Москве в семье врача-общественника. В 1906 г., окончив 4-ю мужскую гимназию, он твердо решает пойти по стопам отца и поступает на лечебный факультет Московского университета, который оканчивает в 1911 г. в звании «лекарь с отличием». По окончании университетского курса практикует в ряде московских клиник в качестве врача-экстерна. В 1912 г. сдает экзамен на звание «доктор медицины».
В 1914 г. в связи с началом Первой мировой войны Александр Пучков мобилизуется в армию и откомандировывается в распоряжение Российского общества Красного Креста, где проходит службу в качестве военного врача и представителя Красного Креста при 2-й армии. Уже в те годы Александр Сергеевич по отзыву Н.Н.Бурденко, работавшего вместе с ним, проявил себя блестящим организатором.
После Октябрьской революции он был избран председателем армейского комитета Красного Креста, где прослужил до марта 1918 г., когда по болезни был эвакуирован в Москву. После болезни Александр Сергеевич продолжал свою деятельность в Красном Кресте и в августе того же года пошел добровольцем на поля сражений Гражданской войны.
Здесь пригодился опыт, приобретенный в годы Первой мировой войны: он назначается начальником военно-санитарных поездов.
В 1921 г. в Москве разразилась сильнейшая эпидемия сыпного тифа. Особым приказом по Военному санитарному ведомству с фронта для борьбы с эпидемией срочно были откомандированы санитарные автомобильные отряды, способные проводить быструю эвакуацию сыпнотифозных больных, а для организации этого дела были отозваны 6 опытных врачей-организаторов. Создать и возглавить это важное для страны дело было поручено А.Пучкову.
В те тяжелые годы, когда было трудно с продовольствием, топливом, медикаментами, транспортом, Пучковым создается новый тип лечебно-эвакуационной службы. Первоначально это был отдел перевозки больных при Мосгорздравотделе, затем организовали Центральный городской пункт перевозки больных (Центропункт).
Центропункт в то время располагался на углу Тверской улицы и Охотного ряда. Здание почти не отапливалось, улицы были завалены снегом. Работали в шубах, получая скудный паек военного времени. Но Центропункт сыграл громадную, если не решающую роль в ликвидации эпидемии. Им было перевезено свыше 700 тыс. больных.
В этом же 1921 г. по просьбе заместителя наркома здравоохранения З.П.Соловьева Пучков в течение 5 лет совмещает свою основную работу с деятельностью в Российском Красном Кресте. За свой плодотворный самоотверженный труд он заслужил глубокое уважение и благодарность народного комиссара здравоохранения.
В 1919 г. комиссия врачебно-санитарного отдела Моссовета под председательством Н.А.Семашко приняла решение об организации в Москве cтанции cкорой медицинской помощи. Она была создана при Шереметевской больнице. Ей были переданы кареты бывшего Добровольного общества скорой помощи, а возглавил ее доктор В.П.По-морцов, бывший губернский врачебный инспектор, врач Почтамта.
Доктор Поморцов с большим энтузиазмом принялся за организацию станции, сделав все возможное и невозможное: разыскал полуразрушенные трофейные автомашины, отремонтировал их, снабдив санитарными кузовами. Машины начали работать. Гараж был выделен на Миусской площади, и, получив вызов, врач звонил туда и вызывал автомобиль.
Генерал без армии
Доктор Поморцов в 1920 г. тяжело заболел и вынужден был оставить работу. В течение двух с половиной лет служба была без руководителя и нуждалась в лидере. Выбор пал на Пучкова. Два учреждения - Центропункт и Скорая помощь были слиты в одно, и с января 1923 г. Александр Сергеевич становится начальником Московской станции скорой медицинской помощи. Однако, по выражению самого Пучкова, он оказался «генералом без армии». Слишком плачевное состояние являла станция, и только его кипучая энергия и энтузиазм помогли появлению новшеств. В 1926 г. стала работать неотложная помощь при внезапных заболеваниях на дому; в 1927 г. появилась еще одна служба, созданная Пучковым, - неотложная психиатрическая помощь. Особенно надо отметить изобретательность Александра Сергеевича, направленную на совершенствование службы. Он внедрил контрольный аппарат, фиксирующий число разговоров, быстроту ответа и сам ответ оперативных работников обращающимся на «03». Был налажен контроль быстроты выезда бригады при помощи специально сконструированных часов, начинавших идти при получении вызова и дававших сигнал об отбытии бригады.
Однако начиная с 1926 г. Пучкова беспокоило, что бригады не могут быстро добраться до места происшествия, так как проделывают долгий путь от Большой Сухаревской площади до отдаленных мест города. Жизнь заставила рассредоточить бригады, дабы приблизить помощь к населению. Потребовалось много времени, пока 1 ноября 1930 г. Пучков смог открыть подстанцию на территории 1-й Градской больницы. Первые же недели показали, насколько быстрее стала подаваться помощь. В последующие годы - с 1933-го по 1940-й - было открыто еще 6 подстанций. Получено много благодарностей за своевременное прибытие и оказание помощи. В 1941 г. предполагалось открыть еще две подстанции и построить новое здание центра. Но планы были сорваны - началась Великая Отечественная война.
Великий придумщик
Во время первых вражеских налетов на Москву, когда было много загораний от зажигательных бомб, часто оказывалась перегруженной пожарная связь. Население в таких случаях обращалось на «03». Станция первой узнавала об образовании очагов поражения, и туда сразу направляли бригады скорой.
Московская станция была единственной станцией в стране, работавшей в военное время бесперебойно и с тем же количеством бригад, что и в мирное время.
Станция скорой помощи обычно раньше всех получает сообщения о происшествиях и неполадках, происходящих в городе. Пучков с самых первых дней своей работы в должности начальника скорой помощи включил в план работы проблему профилактики несчастных случаев, уличного травматизма.
Он добился, чтобы были заделаны подножки трамвайных вагонов и нельзя было на них стоять на ходу. Со временем по его настоянию на высоком уровне было принято решение, чтобы заводы, выпускающие трамвайные вагоны, делали только автоматически работающие двери.
По настоянию Пучкова была запрещена езда по городу автомашин с яркими, ослепляющими фарами и были запрещены звуковые сигналы транспорта, рассеивающие внимание прохожих.
В первые же месяцы Великой Отечественной войны в утренних докладах старших дежурных врачей стали часто появляться сообщения о случаях обмороков в магазинах. При анализе этого явления было установлено, что причиной является потеря (или воровство) продовольственных карточек. Это угрожало голодом семье в течение месяца. Как помочь людям в такие критические моменты? Этот вопрос не давал Пучкову покоя. И он нашел выход! Он обратился в Московский совет с предложением разделить выпуск продовольственных карточек на три декады. Это давало возможность носить с собой только часть карточки, а не всю ее. Потеря же декадного талона была менее тяжелой психической травмой.
Добрая людская память хранит воспоминания о многих живущих и поныне славных дел Пучкова. Так, например, через Министерство пищевой промышленности он добился, чтобы уксусная эссенция выпускалась только в треугольных флаконах. По его требованию были установлены решетки на околооконных люках подвальных помещений, предотвращая падения туда людей. Снегоочистительные машины были оборудованы красными стоп-сигналами, при буксировке неисправных автомобилей было введено обязательное освещение тросов.
Сейчас мы не можем себе представить, чтобы эскалатор метрополитена не был снабжен прочными никелированными дугами при входе и выходе из него. Эту конструкцию тоже предложил Александр Сергеевич, как предотвращающую травматизм, который был значительным в первое время после открытия метро.
Можно было бы привести много других примеров усовершенствований и рациональных устройств, придуманных и внедренных в жизнь Пучковым. И едва ли сейчас кто-нибудь знает, что эти идеи возникли в голове начальника станции скорой помощи.
Подытоживая труд
В течение длительного времени начиная с 1927 г. из-под пера Александра Сергеевича выходили статьи по различным вопросам организации и оказания экстренной медицинской помощи, публиковавшиеся в различных медицинских изданиях. Его идеи, направленные на совершенствование работы скорой помощи, получили признание и были внедрены не только на московской, но и на ряде других станций в различных городах нашей Родины.
Неоднократно многие ведущие ученые нашей страны настаивали на том, чтобы Александр Сергеевич подытожил свой многолетний труд в виде диссертационной работы. Профессор С.С.Юдин еще в 1924 г. выдвигал кандидатуру Пуч-кова для присвоения ему ученой степени кандидата медицинских наук без защиты диссертации. По неизвестным сейчас причинам этого сделано не было, и только в 1946 г. Александр Сергеевич завершил диссертационную работу на тему «Организация скорой медицинской помощи в г. Москве». 17 мая 1946 г. в Центральном институте усовершенствования врачей состоялась защита этой работы. Все лучшие умы тогдашней медицины собрались в конференц-зале для обсуждения этой диссертации. Выступавшие на защите С.С.Юдин, Н.И.Приоров, Н.Н.Михельсон и многие другие отразили многогранную деятельность и успехи Александра Сергеевича не только в деле организации работы станции, но и его колоссальное влияние на решение проблем шинирования и транспортной иммобилизации, помощи при ожогах, кровотечениях и отравлениях. С.С.Юдин подчеркивал, что вклад, внесенный станцией в работу по консервации и переливанию трупной крови, весьма велик, и отметил в этом большую роль Пучкова. Академик АМН СССР Н.Н.Бурденко, много лет знавший Пучкова, считал, что его диссертационная работа является классической, и предлагал присудить ее автору ученую степень доктора медицинских наук. Высшая аттестационная комиссия утвердила Пучкова в этой высокой ученой степени.
В послевоенные годы Александр Сергевич уделял много внимания работе над новым типом санитарного автомобиля. Созданный еще до войны при его участии, санитарный вариант автомашины ЗИС-101 уже не удовлетворял требованиям, предъявляемым жизнью. Доктор считал, что в комплексе лечебных мероприятий, проводимых бригадой, большую роль играет быстрота, атравматическая транспортировка: машина должна обладать хорошей амортизационной системой. Поэтому Пучков - частый гость конструкторского бюро. Он спорит, доказывает, предлагает варианты санитарного кузова, добивается необходимого внешнего оформления автомобиля. И уже в начале 1947 г. эти белые с красным крестом машины стали появляться на московских улицах.
В 1952 г. 9 июля Александр Сергеевич Пучков скончался. Вот уже 55 лет станция живет и работает по заветам своего создателя. Каждый день на всех подстанциях, а их уже 54, сотрудники скорой помощи, врачи и фельдшера, собираются на утреннюю конференцию, чтобы подвести итоги прожитых суток и начать новые, которые так же надо прожить и так же «спешить делать добро», как это делал незабвенный Александр Сергеевич Пучков.
Александр ВАХРАМЕЕВ,
врач Московской станции
скорой помощи.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru