Вы здесь

Что посеешь, то и пожнешь

Чтобы дети рождались здоровыми и желанными, с молодежью надо говорить. И медики в этом разговоре должны принимать самое активное участие, считает педиатр, лауреат Международной премии «Профессия - жизнь» в номинации «Мэтр мировой медицины», дипломант Всероссийского конкурса «Лучший врач года», заслуженный врач Республики Татарстан, человек удивительной судьбы, душою болеющий за будущее последующих поколений, Флюра АХМЕРОВА. Не одно десятилетие отдала она служению на педиатрической ниве. Благодаря ее стараниям в детской поликлинике № 4 Набережных Челнов, которую Флюра Гариповна возглавляла долгие годы, многое изменилось, развернулось в сторону осознанного материнства. Оттого, наверное, этому ЛПУ присвоено ее имя. В 70 с лишним лет Ф.Ахмерова защитила кандидатскую диссертацию, написала книгу. Сегодня полна дальнейших замыслов. «Могла бы защитить и докторскую, материала хватает, - признается она, - но зачем? Уж лучше я отдам это время общению с молодежью».

- Флюра Гариповна, каково оно, проходить мимо учреждения, которое носит ваше имя, работать в нем?

- Скажу честно, сложные чувства испытываю, когда взгляд коснется таблички «Детская городская поликлиника № 4 им. Ф.Г.Ахмеровой»: и гордость, и ответственность, и что-то еще, труднообъяснимое. Но речь ведь сегодня не обо мне, а о том, как помочь женщине, вернее семье, родить и воспитать здорового ребенка. Сегодня, во времена вседозволенности, свободных нравов молодежь как никогда нуждается в том, чтобы с ней доверительно говорили. Ей недостает правдивой, полной информации. Та полуправда, которой пронизан окружающий мир, дезориентирует молодых. Я это чувствую, когда провожу беседы с подростками. Они слушают, широко открыв глаза, а потом начинают задавать вопросы. Именно со школьных лет должна начинаться работа по нравственно-половому воспитанию, по подготовке к осознанному родительству. Мы своим подросткам 9-11-х классов даем сведения о запланированной и незапланированной беременности, об аборте и его последствиях, о внутриутробном развитии ребенка. Прослушанный материал закрепляется просмотром видеофильма «Безмолвный крик». А потом приглашаем всех в кабинет пренатального воспитания. Занятия в этом кабинете готовят молодежь сознательно подходить к роли родителя, что можно определить как ответственное отношение к будущему вынашиванию, рождению и воспитанию ребенка.

- По-моему, такой кабинет открылся первым у вас.

- У нас и еще в детской больнице и женской консультации. Было это больше 10 лет назад (кабинеты организованы на основании приказа горздравотдела), так что первые «сонатальные» дети уже подросли.

- Почему «сонатальные»?

- Потому что в основу работы положена методика «Сонатал», кстати, утвержденная Минздравом России еще в 80-е годы. Ее автором является доктор медицинских наук Михаил Лазарев. Она построена на обучении беременных женщин навыкам общения с ребенком еще до рождения.

В последние десятилетия в педиатрии значительно возрос интерес к изучению психологии младенцев. Доказано, что на психическое и соматическое здоровье ребенка раннего возраста оказывает влияние течение антенатального периода. Причем развитие функциональных систем плода обусловливается не только соматической патологией и нарушением течения беременности у матери, но и ее психическим состоянием. В 1982 г. японские ученые с помощью гидрофона определили, что внутриутробный ребенок слышит все, что происходит как внутри матери, так и вокруг нее. При этом звуки носят приглушенный характер, теряя до 30% своей громкости. В настоящее время доказано, что будущий ребенок внутриутробно улавливает ощущения, чувства, которые вызывает у матери окружающий мир.

- Словом, мать является посредником между миром и ребенком.

- Именно так. Но... рождение ребенка все еще вызывает у женщин страх и тревогу. Многие осложнения беременности усугубляются эмоциональными или психологическими факторами. Поэтому формирование правильного отношения к беременности имеет большое значение. Кроме того, сильное, длительно действующее эмоциональное напряжение может изменить среду, окружающую плод, или гормональный баланс в тонких отношениях между матерью и плодом и тем самым ухудшить развитие плода. Эмоциональные реакции женщины, вызванные чувством тревоги, страха, являются универсальной реакцией функциональных систем адаптивного реагирования, блокируют у плода положительный эмоциональный резонанс, что ведет к замедлению роста и развития, а также к формированию перинатальной патологии. Внедрение дородовой педагогики и пренатального воспитания способствует рождению здоровых детей и сохранению здоровья матерей.

- А вообще что такое «пренатальное воспитание»?

- Пренатальное воспитание - это создание оптимальных условий для нормального развития внутриутробного ребенка, формирование тесной психоэмоциональной связи между женщиной и ее малышом, для адаптации ребенка к условиям жизни после рождения. Если не заниматься с ребенком в период внутриутробного развития, то произойдет атрофия и гибель 50% нейронов, что может не сказаться на его умственном развитии, но обязательно скажется на состоянии его здоровья, главным образом, нервной системы.

Методика основана на способности плода слышать, воспринимать и даже усваивать информацию. В структуре занятий учтены все три основных фактора жизнедеятельности: эмоции (пение, прослушивание музыки, инсценировки сказок и т.д.), дыхание (звуковая дыхательная гимнастика) и движения (музыкальная зарядка).

Рождение здорового и желанного ребенка - задача, которая должна осуществляться в тесном контакте медицинских работников с самой беременной женщиной и ее семьей. Поэтому особое внимание следует уделять совершенствованию родовспомогательной системы, позволяющей более активно вовлекать мужа и других родственников в дородовой, родовой и послеродовой периоды. При этом используются различные методы, направленные на создание в семье благоприятного эмоционального фона и уверенности в благополучном течении беременности и родов, на улучшение психологического состояния женщины, повышение у плода адаптационных возможностей, а также развитие творческих способностей ребенка в дальнейшем.

- Я знаю, вы были одними из первопроходцев в России по внедрению системы пренатального воспитания.

- Это действительно так. В Набережных Челнах более 10 лет назад была разработана городская программа «Перинатология», в реализации которой участвовали детские поликлиники, женские консультации, перинатальный центр. Одним из ее пунктов было создание на базе всех детских поликлиник и женской консультации кабинетов пренатального воспитания (дородовой педагогики). По методике «Сонатал» учатся общаться все члены семьи: папа, старшие дети, бабушки и дедушки. Ребенок воспринимается как личность. Меняется психологический климат в семье, так как все ее члены знают, что ребенок внутриутробно реагирует на их положительные и отрицательные эмоции. И папа уже не может позволить себе повысить голос на маму, поскольку может случиться, что малыш просто откажется общаться потом с ним. По данным анкетирования, 70% опрошенных женщин после занятий отмечали улучшение климата в семье, более бережное и чуткое отношение друг к другу и будущему ребенку. Общими усилиями родители создают пространство любви своему ребенку перед его рождением.

- Те кабинеты, которые открылись в городе в 1995 г., до сих пор функционируют или кто-то уже отказался от этой затеи?

- На сегодняшний день все кабинеты пренатального воспитания функционируют, более того, набирают опыт, ищут новые формы, развиваются дальше. В штате каждого - врач, медицинская сестра, музыкальный работник. Они занимаются собственно пренатальным воспитанием, включающим занятия с беременными женщинами по воздействию на ребенка на всех этапах онтогенеза, начиная с эмбрионального, постнатальным воспитанием (с периода новорожденности до конца первого года жизни) и ведут занятия с детьми от года до 6 лет. За 11 лет работы через кабинеты прошло около 22 тыс. беременных.

- А вы можете в цифрах показать эффективность такой работы? Есть исследования?

- Безусловно. По данным кардиотокографического, допплерометрического, ультразвукового исследований оказалось, что у беременных, занимавшихся в кабинете пренатального воспитания, хроническая внутриутробная гипоксия регистрировалась в 2 раза реже, а дети с задержкой внутриутробного развития вообще не были выявлены (в контрольной группе они составляли 2%), факторы риска пренатальной и акушерской патологии реализовались в 2 раза реже. Проводилось психологическое тестирование среди женщин. После окончания курса занятий в группе пренатального воспитания процент низкой тревожности составлял 65, умеренной - 35, высокая отсутствовала. А в контрольной группе процент высокой тревожности достигал 74.

Анализ заболеваемости детей первого года жизни показал, что острая заболеваемость у малышей, мамы которых занималась в кабинете пренатального воспитания, в 3 раза ниже, чем в контрольной группе. То есть метод дородовой педагогики улучшает адаптацию ребенка к новым условиям жизни после рождения, влияет на иммунный статус, повышает сопротивляемость организма к инфекциям. Комплексное клинико-лабораторное обследование свидетельствует: 89% детей, прошедших пренатальную подготовку, имели физическое развитие, соответствующее нормосомии и нормотрофии, у 11% отмечалось опережение в развитии. В контрольной группе только у 80% детей физическое развитие соответствовало норме, 2% опережали, а 8% детей отставали в физическом развитии.

Показатели грудного вскармливания детей до года составили 84% против 58% в контрольной группе.

На протяжении 8 лет отслеживался процент рождения недоношенных детей у женщин, занимавшихся в кабинете пренатального воспитания. На сегодня этот показатель в 4,5 раза ниже городского уровня.

Многие женщины на деле ощутили благотворность занятий. Они музицировали, сочиняли стихи и сказки, рисовали и отмечали после занятий положительный эмоциональный настрой. Рожденные ими дети в подавляющем большинстве опережали сверстников в своем развитии, в психомоторных реакциях, активно тянулись к музыке.

Еще раз подчеркну, работа кабинетов пренатального воспитания способствует снижению заболеваемости, улучшению показателей грудного вскармливания, улучшению психоэмоционального состояния беременных. Кстати, женщины, прошедшие занятия при первой беременности, как правило, приходят и при повторной, так как видят эффективность.

- А какие формы работы используются при этом?

- Проведение групповых музыкальных занятий, ведение будущими мамами дневников наблюдения за реакцией ребенка на тот или иной вид деятельности, беседы, лекции, консультации специалистов (например, психологов) и т.д. Но главенствует, конечно же, музыка. Как отмечала профессор А.Перевощикова, формирование и развитие человека осуществляется непосредственно в природе. Она давала немалое число раздражителей для различных органов чувств. В современной жизни природа все больше отдаляется от нас. Меняются, например, естественные раздражители слуха. Вместо шелеста листьев, шума дождя, ветра, голосов птиц слышны звуки беспрерывно движущегося транспорта, лязг металла, «механическая музыка», несущаяся из современных игрушек, издающих одинаковые звуки, кого бы они ни изображали.

Для каждого младенца жизненно важное значение имеет голос матери. Однако и он звучит недостаточно. Современная мать редко поет сама, предпочитая слушать музыкальные механизмы. Она и воркует около ребенка меньше. Поэтому в центре нашей работы лежит формирование привязанности матери к ребенку, стимулирование такого поведения, при котором ребенок лучше приспосабливается к окружающему миру. Система дородовой педагогики направлена на создание оптимальных психоэмоциональных взаимоотношений беременной с развивающимся в ней ребенком. Женщины, прошедшие занятия в кабинете пренатального воспитания, психологически готовы к родам, правильному дыханию и поведению, имеют навыки ухода за новорожденным, настроены на грудное вскармливание, благодаря музыкальным занятиям знают о соблюдении правильного режима дня (методика предусматривает сопровождение каждого действия беременной песней (пробуждение, умывание, зарядка и т.д.), а главное - любят своих еще не родившихся детей.

Беседу вела
Валентина ЕВЛАНОВА,
корр. «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru