24 декабря 2024
Медицинская статистика - это целая служба в системе здравоохранения. Десятки тысяч профессионалов заняты сложным делом -подсчетом заболеваемости и смертности. Для непосвященных медицинская статистика, тем не менее, представляется составлением многотомных отчетов. Но это слишком упрощенный взгляд. Стоит познакомиться с ней, выясняется, что нужно еще правильно интерпретировать полученные данные. Например, улучшается диагностика - за этим обязательно следует рост заболеваемости в этот же период. Хотя этот показатель доказывает только одно - медики стали лучше работать и сумели диагностировать заболевание у большего числа людей.
Корреспондент «МГ» Алексей ПАПЫРИН встретился с начальником отдела статистического учета, отчетности и контроля качества Департамента организации медицинской помощи и развития здравоохранения Минздравсоцразвития России Людмилой МИХАЙЛОВОЙ, и у них состоялся содержательный разговор по различным аспектам очень важной темы.
- Людмила Анатольевна, говорят, что неважно, как голосовали, важно, как подсчитали. Что сегодня представляет собой служба медицинской статистики? Насколько объективные данные о состоянии здоровья и смертности населения она может предоставить медикам и обществу?/
- Конечно, важно считать правильно. Для этого существует целая система учета и соответственно отчетности. Прежде всего, чтобы быть достоверной, информация должна собираться по единой технологии, отвечать необходимым требованиям должна как учетная, так и отчетная документация. В России создана стройная система сбора и анализа медицинской статистики, в то же время допускаю, что не везде она работает как часы. Но будет также неправильно утверждать, что ее умышленно можно как-то подтасовать. Это абсолютно исключено.
Начало нынешней медицинской статистики положил нарком здравоохранения СССР академик АМН СССР Николай Семашко. Тогда же были изданы первые указы о повсеместном сборе сведений о деятельности медицинских работников, медицинских организаций и больных, что в дальнейшем привело к созданию системы учета и отчетности. В настоящее время эта система, отражая все социально-экономические особенности страны, является основой для оценки и прогноза деятельности отрасли, и крайне важно, чтобы информация была полной и достоверной.
Каковы же условия для получения полных, точных и достоверных статистических сведений? Я называю это принципом «Е»: единая система первичной учетной медицинской документации и порядок ее ведения; единая программа учета и свода данных; единая методика расчета показателей; единые методические подходы к составлению отчетов всеми учреждениями здравоохранения; единая система понятий и терминов. Еще Конфуций говорил: «когда названия неправильны - суждения несоответственны, когда суждения несоответственны - дела не исполняются». На таких принципах строится работа всей системы учета и отчетности. Кроме того, не в последнюю очередь «правдивость» информации достигается благодаря анализу множества показателей. Если в статистический отчет вкрадывается ошибка, то ее можно обнаружить при анализе показателей разных разделов отчета, когда поступающая информация не будет корреспондироваться между собой.
Современное здравоохранение укомплектовано, если так можно сказать, врачами-статистиками и медицинскими статистиками со средним образованием. Сразу оговорюсь, что численность как первых, так и вторых слишком мала, чтобы обеспечить работу системы учета и отчетности отрасли, всего 2,2 тыс. врачей и менее 12 тыс. медицинских статистиков, и это почти на 10 тыс. «самостоятельных» учреждений здравоохранения, а ведь у нас еще существуют стационарно-поликлинические объединения, где в каждом также должен работать статистик, и, увы, тенденция идет к дальнейшему сокращению армии статистиков. А ведь это целая система обучения кадров, сбора и анализа информации.
Если говорить об учреждениях, ответственных за медицинскую статистику, то это наши медицинские информационно-аналитические центры - МИАЦы, бывшие бюро медицинской статистики. В настоящее время практически во всех регионах созданы и работают такие структуры, на которые возложены функции, отвечающие настоящим требованиям отрасли здравоохранения, они оснащены современными средствами вычислительной техники, высококвалифицированными кадрами, используют в своей работе уникальные программные средства - это первый барьер для «очистки» информации. Затем, пройдя множество условий контроля, информация поступает в наше головное учреждение - Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения (ЦНИИОИЗ), где все присланные из регионов отчеты просеиваются как сквозь сито через систему контроля, анализируются ведущими специалистами-статистиками и только затем поступают в штаб отрасли - Мин-здравсоцразвития России. Оно, в свою очередь, представляет сведения о деятельности органов и учреждений здравоохранения (состояние здоровья и здравоохранения) в Росстат, Правительство РФ, Президенту РФ, использует для докладов, оценок, прогнозов.
- Какова роль Минздравсоцразвития России в развитии медицинской статистики?
- Я с удовольствием могу ответить на этот вопрос, потому что сегодня Минздравсоцразвития России уделяет большое внимание нашей специальности. Совсем недавно медицинская статистика переживала другие времена. В 2004-2007 гг. в штабе отрасли не было даже таких функций, не говоря уже о структурном подразделении. Тем не менее медицинская статистика не прекратила свое существование. Она продолжала функционировать на уровне регионов и научно-исследовательских институтов, научных центров. Это «подвешенное состояние» медицинской статистики теперь исправлено, организован отдел, который работает в неразрывной связи не только с департаментом, структурным подразделением которого является, но и с другими департаментами штаба отрасли. Медицинская статистика имеет огромную востребованность как в министерстве, так и в регионах страны. Она стремительно развивается, не отстает от преобразований, происходящих в стране. Между тем получение точных данных остается огромной работой, требующей внимания со стороны руководства отрасли и квалифицированных специалистов-статистиков. Создав отдел, Минздравсоцразвития России как бы замкнуло систему медицинской статистики на себя. К нам стекается информация по всем государственным и федеральным лечебным учреждениям, поликлиникам и стационарам, ФАПам и здравпунктам. Но мы хотим пойти дальше и готовим нормативный правовой акт об упорядочивании потоков данных и создании целостной информационной системы.
- Заполнение всевозможных отчетных форм во все времена доставляло много хлопот как для врачей первичного звена, так и для работающих в стационарах. Есть ли шанс в век информатизации упростить этот процесс и отказаться от части бумажной работы?
- Надо сказать, что в здравоохранении, пожалуй, как ни в какой другой отрасли собирается и анализируется огромный массив информации. Страна у нас переживает пока не самые лучшие времена, поэтому обходиться вообще без бумажных носителей в принципе нельзя, но в то же время огромные расстояния между населенными пунктами не позволяют работать без использования специальных программно-аппаратных комплексов, электронной связи, значит, и медицинский статистик сейчас должен быть другим - уверенным пользователем персональных компьютеров, аналитиком, владеющим элементами прогнозирования. C каждым годом перед медицинской статистикой встают всё более оперативные и весомые задачи - это и экономическое обоснование затрат на оказание медицинской помощи населению, на строительство новых медицинских комплексов, оценка результатов реализации федеральных целевых программ, направлений нацпроекта и т.д. Мы должны шаг за шагом проводить реорганизацию службы медицинской статистики - шире внедрять программно-вычислительные комплексы во всех ЛПУ, автоматизировать работу с первичной учетной документацией, формировать единое информационное поле, но для этого требуется совершенствовать не только организацию работы службы, но и нормативно-правовую базу.
Служба медицинской статистики получает сегодня компьютерную технику. В первую очередь она поступает в МИАЦ, но и лечебные учреждения за последние годы существенно обновили свой «парк компьютеров». Если ранее в ЛПУ насчитывалась 271 тыс. единиц компьютерной техники, то теперь - 376 тыс., из них только около 27 тыс. (7,2%) размещены в кабинетах медицинской статистики и оргметод-кабинетах, вот и судите сами, насколько служба обеспечена электронно-вычислительной техникой (ЭВТ), так необходимой при постоянно возрастающем количестве учетно-отчетной документации. В то же время обеспеченность ЭВТ на одно ЛПУ в целом составляет 22,5% (2006 г. - 14,7).
Итогом сбора, обработки и свода данных является не менее важная часть медицинской статистики -анализ полученных показателей, интерпретация их и правильные выводы.
- Каково взаимодействие между министерством и другими ведомствами по вопросу статистики? Если сравнить данные, которые обнародует Росстат, и публикуемые Минздравсоцразвития России, отличаются ли они? И будет ли налажен единый поток информации?
- Минздравсоцразвития России сводит статистические отчеты по гораздо большему количеству видов деятельности, нежели Росстат, ведет наряду с государственной федеральной статистикой еще и отраслевую статистику, необходимую для более полной оценки деятельности отрасли. Это отчеты о деятельности скорой медицинской помощи, службы крови, судебно-медицинской экспертизы, дневных стационаров ЛПУ, дополнительной диспансеризации работающих граждан и другие отчеты о реализации направлений нацпроекта.
Действительно, сейчас готовится документ по упорядочению потоков информации. Вся информация, требуемая от субъектов Российской Федерации, во все инстанции будет поступать только через Минздравсоцразвития России. Начало этому уже положено, после вступления в силу Указа Президента РФ № 825 от 28.06.2007 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ» территории направляли в Правительство РФ информацию самостоятельно, она значительно отличалась от информации, предоставленной ими же в министерство, что вызывало негативную реакцию у всех респондентов. С 2009 г. указанные показатели представляет только Минздрав-соцразвития России по разработанным нами алгоритмам. Конечно же, это дополнительно дисциплинирует работников нашей службы и повышает ответственность руководителей за представляемую информацию. В этом году с целью получения единых значений нам пришлось поработать с субъектами РФ, и теперь надеемся, что имеющиеся базы данных в министерстве и на местах имеют единую информацию.
Что касается взаимодействия между министерством и другими ведомствами, то здесь стоит отметить, что по основным направлениям деятельности учреждений здравоохранения ведомства используют нашу систему учета и отчетности как самую логичную и четкую, конечно же, с учетом специфики деятельности ведомства, поэтому есть все возможности сравнивать и оценивать получаемые показатели.
Можно сказать, что система сбора и анализа медицинской статистики, которая на сегодняшний день существует, в общем удовлетворяет требованиям министерства, в то же время ей не хватает оперативности и конечно же достойного сопровождения, она нуждается не в разрушении, а требует дальнейшего совершенствования.
- Людмила Анатольевна, не могли бы вы привести данные по заболеваемости и смертности по первому полугодию. Читатели «МГ» всегда с любопытством изучают такого рода информацию...
- Отрадно отметить, что демографические показатели нашей страны имеют положительную динамику. Так, в 2009 г. продолжается рост рождаемости по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. с 11,5 на 1000 населения до 12,1. Младенческая смертность снизилась с 9 на 1000 родившихся живыми (2008 г.) до 8,1. Не менее ценно, что общая смертность и в условиях мирового экономического кризиса не возросла, а даже снизилась с 15,2 на 1000 населения в первом полугодии 2008 г. до 14,6 в текущем году, снижаются показатели первичного выхода на инвалидность.
Что касается показателей смертности по классам болезней и отельным заболеваниям по направлениям, реализуемым нацпро-ектом, то они также говорят сами за себя. Так, за 6 месяцев 2009 г. произошло снижение смертности по классу болезней системы кровообращения на 4,6%, хотя на протяжении многих лет этот показатель имел тенденцию к непрерывному росту. Есть показатели, которые хотелось бы выделить особенно. Это снижение смертности на 7,6% (относительно первого полугодия 2008 г.) от цереброваску-лярных болезней. Если называть сами показатели, то смертность от болезней кровообращения за 6 месяцев 2009 г. составляет 835,3 на 100 тыс. населения против 875,6 этого же периода 2008 г. Дальше - цереброваскулярные болезни: в 2009 г. - 276,4 против 299,1 в 2008 г. Также хочется отметить значительное снижение показателей смертности от туберкулеза - на 5,4%, с 18,5 на 100 тыс. населения в 2008 г. до 17,5 в 2009 г.
Еще несколько обнадеживающих цифр. В результате реализации «дорожной программы» смертность от транспортных травм уменьшилась на 12,4%. Так, за 6 месяцев 2009 г. она не превышает 17,5 против 19,8 на 100 тыс. населения. Понятно, что перечисленные показатели являются следствием целенаправленной работы отрасли здравоохранения.
Надо подчеркнуть, что в 2008-2009 гг. шло снижение показателей смертности по многим классам болезней. Но в то же время есть показатели, заставляющие задуматься. Например, увеличилась смертность по классу новообразований. Возможно, и эту тенденцию удастся переломить. Ведь в нашей стране стартует специальная онкологическая программа как новый раздел нацпроекта. Она вполне может повлиять на уровень смертности и заболеваемости населения. И я думаю, что без внимания министерства не останется рост смертности в классе инфекционных и паразитарных болезней и в ряде других групп. Мы расширили отчетность по всем классам болезней для изучения структуры заболеваемости и смертности населения.
Очевидно, что медицинская статистика - один из основных рычагов управления, который помогает контролировать реализацию тех направлений, которые считаются приоритетными в министерстве, и, конечно же, медицинской статистике должно быть уделено особое внимание органами управления здравоохранения.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru