Намедни появилось заявление главного нарколога Минздравсоцразвития России Евгения Брюна о запрещении отпуска всех лекарственных препаратов без рецепта врача. Причем начать следует с препаратов, содержащих кодеин.
Кто же спорит относительно кодеина? Но взглянем на проблему с профессиональных позиций, без крайностей и громких слов. Потому что инициатива первого нарколога страны не только удивляет, но и вызывает ряд серьезных возражений. Почему? Прежде всего потому, что господин Брюн в соответствии со своей врачебной специализацией и немалым государственным статусом должен быть озабочен, главным образом, отпуском психотропных препаратов. А они, как известно, если не брать в расчет упомянутых выше «кодеиновых» препаратов, действительно подлежат строгому рецептурному отпуску.
Теперь, где же действительная ниша для инициатив главного нарколога? По моему мнению, их на данный момент целых две. Первая – алкогольная вакханалия, включая пивную агрессию. В этом плане Россия впереди планеты всей.
Вторая ниша – бесконтрольное применение населением таких «кардиологических», успокаивающих и снотворных средств, как корвалол, валокордин, валосердин и пр. Не будем обсуждать их свойства. Главное, что все эти и подобные им препараты содержат барбитураты, которые надолго задерживаются в организме, особенно у лиц пожилого возраста – основных потребителей этих медикаментов. По своей фармакологический сути это, прежде всего, психотропные препараты. Убежден в том, что значительное число когнитивных расстройств, депрессий, суицидов, нарушений равновесия и походки, ведущих к переломам шейки бедра, и иным «прелестям», на совести именно этих препаратов. И это далеко не всё! Недаром они запрещены к использованию в большинстве цивилизованных стран. А в России эти, с позволения сказать, «лекарства» не только стоят копейки, но и отпускаются без рецептов.
Что касается безрецептурного отпуска лекарственных препаратов, лишенных прямого психотропного действия, то предоставьте право на решение этого весьма непростого и щепетильного вопроса вашим коллегам – терапевтам, кардиологам, пульмонологам, клиническим фармакологам, среди которых вполне достаточно компетентных специалистов.
Перевод на рецептурный отпуск всех лекарственных препаратов – мероприятие как минимум неразумное и недальновидное. Такое решение не только в разы увеличит нагрузку на практикующих врачей, а следовательно, неизбежно приведет к снижению качества медицинских услуг, но и неоправданно лишит население возможности при обретать по мере необходимости парацетамол, слабительные, вита мины и многие другие препараты каждодневного спроса.
Что же касается якобы неотвратимого риска самолечения, то и здесь акценты смещены, а опасность явно преувеличена. Однако пациентов необходимо не только обеспечивать качественной информацией, но и неуклонно воспитывать, поскольку грамотный и четко ориентированный больной – самый надежный заслон опасностям самолечения. Пациент должен усвоить, что распространенный аргумент «сам себе доктор» угрожает здоровью и жизни! В то же время запретительные меры в России обычно дают противоположный результат. Но история нас, увы, ничему не учит. Может быть, пришла пора остановиться в своем радикализме и наконец-то прислушаться к мнению профессионалов?
Теперь о позиции Минздравсоцразвития России в этой ситуации. Следует под черкнуть, что в данном вопросе министерство отреагировало оперативно и грамотно, официально заявив о том, что не планирует вводить рецепты на все лекарства, отпускаемые в аптеках. Надеюсь на то, что это лишь первая реакция на заявление главного нарколога. Далее должны последовать взвешенные решения и соответствующие изменения нормативной базы в той части, которая регулирует отпуск лекарственных препаратов из учреждений аптечной сети индивидуальным потребителям.
Николай БАЖАНОВ,
доктор медицинских наук,
профессор.
Ярославль.