14 ноября 2024
С главным врачом городской клинической больницы № 3 Подольска Мариной ЧЕРНОГОРОВОЙ мы познакомились 3 года назад. Уже тогда молодой руководитель, кандидат медицинских наук производила впечатление настоящего лидера – ищущего, требовательного, умеющего достигать поставленной цели. С тех пор прошло совсем немного времени, а муниципальная больница изменилась до неузнаваемости, точнее стала современным, технически оснащенным медицинским учреждением. Сюда пришла работать молодежь. А главный врач защитила докторскую диссертацию.
– Марина Викторовна, как же удалось некогда обычный, выглядевший довольно неприглядно стационар превратить в учреждение ухоженное, использующее новые технологии, привлекательное для медицинских работников и населения?
– Секретов здесь особых нет. Как и многие руководители, я понимала, что без улучшения материальной базы гарантировать нашим пациентам эффективную медицинскую помощь коллектив не сможет. Потому за последние годы мы вложили в модернизацию много сил, что и изменило жизнь больницы. Благодаря активной позиции администрации Подольска, мэра города Николая Игоревича Пестова, у нас полностью отремонтирован стационар. А здание поликлиники, которая также принадлежит больнице, и на первый взгляд довольно ветхое, частично приведено в порядок. За счет неравнодушных горожан, наших спонсоров руководителей предприятий И.Гальдина, А.Петрова, М.Панина провели косметический ремонт во многих помещениях. Администрация Подольска снова готова нам помочь, изыскать недостающие средства на капитальный ремонт и обновление оборудования. Поэтому я уверена – всё и дальше получится. В ближайшее время особой заботой в больнице станет укрепление лабораторной службы.
– При всех изменениях, которые произошли в больнице, особо впечатляет ваш центр гастроэнтерологии, который стал одним из лучших во всем Подмосковье, на что потребовались не только значительные средства, но и кадровые усилия.
– Верно. Наш гастроцентр ценят и пациенты, и коллеги. За него не стыдно, и сегодня сюда попасть на лечение стремятся многие. В отделении 35 коек, палаты на 2-4 человека – чистые, светлые, современные. В кабинете функциональной диагностики новейшее оборудование. У нас есть 4 аппарата для эндоскопии и 2 великолепных специалиста. Нередко именно поэтому к нам присылают сложных, неясных больных. Стойки для гастроскопии, колоноскопии работают безотказно, гордимся и программным аппаратом для очистки эндоскопов. Благодаря министру здравоохранения области В.Семёнову, мы получили современный аппарат УЗИ, и он у нас не простаивает: обучены 2 специалиста, которые стали универсалами и теперь могут делать всё – смотрят не только внутренние органы, но и сердце, сосуды, суставы, молочные железы и др. Нам очень нужны еще 2 аппарата – для женской консультации, а также для поликлиники. Мечтаем проводить не только традиционные исследования, но и допплерографию сосудов шеи, головы, поскольку растет количество инсультов, а данная методика позволит своевременно распознавать опасную патологию.
На сегодня в гастроцентре подготовлены 3 врача, которые работают и в стационаре, и на приеме в поликлинике; а также квалифицированный, взаимозаменяемый сестринский состав. С первых шагов мы так поставили работу, что самым важным стало отношение к больному, к качеству диагностики и лечения. Основной принцип – пришел пациент, он не ждет месяцами очереди, в 1-3 дня проводится его обследование, поскольку с постановкой точного диагноза затягивать нельзя. В регистратуре гастроцентра мы наладили запись по телефону, в ближайших планах – через наш, уже действующий, сайт. Надо отметить высокий профессионализм наших врачей, им интересен каждый больной. Наиболее любопытные случаи обычно представляем на конференциях областного уровня, которые ежегодно проходят на базе именно нашего центра. Когда 3 года назад совместно с Московским областным научно-исследовательским клиническим институтом им. М.Ф.Владимирского организовали первую конференцию, то сомневались, приедут ли врачи сюда, в обычную муниципальную больницу, но, к счастью, собирается всегда около 100 врачей. Полагаю, успех есть потому, что мы как практики стараемся дать рядовому врачу именно то, что ему интересно и ново. Раскрываем в докладах возможности современной медицинской науки и представляем клинические разборы, которые проводим совместно с главным гастроэнтерологом Минздрава Московской области профессором Е.Белоусовой, которая курирует наш гастроцентр.
– Вы же сами практикующий гастроэнтеролог, теперь уже и доктор медицинских наук.
– Это тоже помогает двигать науку в муниципальной больнице.
– Судя по тому, что многое изменилось, мечты превращаются в реальность?
– Для усиления возможностей отделения периферической неврологии, которым руководит талантливый невролог Галина Зятченкова, мы открыли хорошо оснащенное отделение восстановительного лечения, и появилась возможность решать проблемы, связанные с заболеваниями спины, используя почти все современные методики. В этом отделении до ремонта были огромные палаты на 8-10 человек. Теперь – на 2-4 человека, оснащены функциональными кроватями. Во время ремонта стационара для отделения восстановительного лечения переоборудовали цокольный этаж, который был в полном запустении и больше напоминал настоящую свалку со старыми коммуникациями. Сегодня это светлые помещения, где есть все условия для реабилитации.
– Вы, похоже, всё время ищете что-то новое, что можно использовать в практике…
– Стараемся. Раньше в нашем городе не оказывали стационарную помощь ревматологическим больным, а их становится всё больше, людям некуда было обратиться. МОНИКИ далеко и не может решить всех наших проблем. Решили ликвидировать этот пробел. Молодой, способный доктор прошел обучение, причем дважды – по ревматологии и по внутрисуставному лечению. Вот уже 2 года, как у нас заработал ревматолог, и отбоя от пациентов нет.
Слабым местом долгое время оставалась кардиология. В кабинете функциональной диагностики можно было сделать только ЭКГ, а сейчас благодаря усилиям заведующей отделением Татьяны Елагиной организовано целое отделение, в котором проводят холтеров-ское мониторирование ЭКГ, АД, снимают электроэнцефалограмму, определяют функцию внешнего дыхания, обследуют периферические сосуды. Планируем организовать школы для пациентов – бронхиальной астмы, глаукомы, сахарного диабета и др.
За последние 3 года мы стали клинической больницей, прошли добровольную сертификацию, аккредитацию, то есть вошли в число лечебных учреждений, которые имеют право проводить клинические исследования лекарственных препаратов.
– Марина Викторовна, с чего начинается день главного врача?
– С обхода поликлиники. В 8.30 врачебная конференция в стационаре, а до этого надо выяснить, всё ли в порядке в поликлинике, всё ли готово к приему пациентов. Я должна убедиться, что нет очередей, что люди спокойны. Поликлиника – очень трудный участок, и всегда ей отдаешь много сил. Важно, чтобы больные люди не нервничали, не переживали из-за записи на прием к врачу, не приходили рано утром занимать очередь. Для этого мы оснастили регистратуру компьютерами, ввели журналы самозаписи. Стараемся, чтобы не надо было часами ожидать в очереди вызова к доктору. Организовываем запись к врачу по телефону, а в будущем – через сайт больницы. Может быть, еще не в полном объеме получается – не хватает технического оснащения.
Но пытаемся продвигаться вперед: создали электронный сайт, разместили на нем обновляющееся расписание приемов врачей. Пациенты пишут, что это удобно. Хотя сейчас не самые благополучные финансовые времена для больниц, мы не экономим на лабораторной диагностике заболеваний. Чтобы не создавать больших очередей, пришлось расширить помещение процедурной за счет другого кабинета, организовать дополнительное рабочее место, сотрудники берут на себя дополнительную нагрузку. Выделена отдельная процедурная для беременных женщин. Таким образом очередь исчезает, люди не волнуются. Так что организационными мерами можно решить многие проблемы. Текущие проблемы курирует главная медицинская сестра Галина Ивановна Крюкова, она контролирует потоки пациентов.
– Я обратила внимание, что и в больнице, и в поликлинике немало молодежи. Что ее привлекает, надолго ли задерживается она в вашем медицинском учреждении?
– Кадровые проблемы мы решаем неплохо. Главное – молодежь к нам идет, потому что у нас интересно. Мне как руководителю приятно мнение, высказанное недавно молодыми врачами – супружеской парой: «Мы искали работу и объехали больницы многих городов Подмосковья. А вот когда вошли на территорию, в здание этой больницы, познакомились с сотрудниками – появилась уверенность, хочется работать именно здесь».
Обязательно сама беседую с каждым молодым специалистом, выясняю, к чему он имеет склонность, к чему стремится, рассказываю о том, что есть у нас, чем гордимся, чего хотим достичь.
Доктора, которые только начинают у нас работать, говорят: «У вас интересно». На это я обычно отвечаю: «Надеюсь, что через несколько месяцев вы скажете: «У нас интересно». Человек должен чувствовать себя частью коллектива.
– Так было всегда и до вас?
– Раньше просто не было еженедельных врачебных конференций, теперь есть, это объединяет врачей, расширяет их кругозор, повышает профессионализм, коллегиальное решение эффективно. Сколько раз я замечала радость в глазах врача, когда он докопался до сути: установил правильный диагноз и вылечил больного. Особенно это производит впечатление на молодых докто ров. У нас стабильная зарплата, средняя у врача – 28 тыс. руб.
Любому главному врачу работать нелегко. Но я часто вспоминаю слова нашего великого физика Ландау: «Делайте всё с увлечением, это очень украшает жизнь». Стараюсь всё делать согласно этой формуле и замечаю, что и сотрудники вокруг работают так же. Один человек мало что может, а когда есть команда, ей многое по плечу, когда собираются единомышленники, всё идет хорошо. Конечно, есть проколы, и люди все разные, и всякое случается. Без огорчений не бывает.
– Что такое хороший главный врач?
– Надо над собой работать всегда и на любой должности. Есть два момента: обязательно хотеть что-то сделать и другое, о чем мне сказал отец, когда я стала главным врачом: «Всегда помогай людям». Всё, что необходимо нашим пациентам, нашей больнице и нашим сотрудникам, и должно быть заботой руководителя.
Беседу вела
Валентина ЗАЙЦЕВА,
спец. корр. «МГ».
Московская область.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru