08 ноября 2024
Когда я задаюсь вопросом, кто оказал большое влияние на мое становление как фтизиатра и человека, то невольно передо мной возникает образ доктора Владимира Андреевича Иванова, скромного сельского врача, но имевшего известность далеко за пределами Новгородской области. И я решил написать о нем, тем самым отдавая долг памяти многим известным и неизвестным широкой общественности врачам-энтузиастам, проработавшим всю жизнь в глубинке, но своим подвижническим трудом заслужившим славу и признательность коллег и пациентов. Многих уже давно нет, но их добрые дела живут в людской памяти.
Новый главный врач
Шереховичи - это русская Швейцария, раскинувшаяся на отрогах Валдайской возвышенности, красивая в любое время года. До сих пор красота и чистота этих мест поражают людей, приезжающих в этот край.
Владимир Андреевич Иванов, торакальный хирург, всю жизнь проработал в бывшей земской больнице, ставшей потом легочно-хирургической больницей села Шереховичи Новгородской области.
В военном 1942 г. он приехал туда работать со своей супругой Ниной Ивановной. Много с тех пор утекло воды в речке Белой. Благодаря организаторским способностям Владимир Андреевич вскоре стал главным врачом больницы. Из сельской захолустной она постепенно превратилась в межрайонный медицинский центр, как бы теперь сказали, а потом перешла в разряд областного лечебного учреждения по хирургическому лечению болезней органов дыхания.
В день 100-летия больницы в 1976 г. я впервые встретился с доктором Ивановым. К тому времени это был известный не только на всю область, но и на всю страну человек. Знали его и такие выдающиеся хирурги и фтизиатры, как Л.Богуш, который не раз присылал сюда людей на сложные операции и сам приезжал поделиться опытом работы и отдохнуть в этих прекрасных местах. Врачи-хирурги охотно ехали сюда и, научившись оперировать, разъезжались по всему Советскому Союзу.
Помню, как я, тогда еще главный врач детского областного туберкулезного санатория, с удовольствием наблюдал, как первый секретарь обкома КПСС Н.Антонов вручал больнице правительственную награду - орден «Знак почета». Оркестр играл туш, было шумно и весело.
Враг пустословия
Но больше всего мне тогда запомнился худой, с седыми вьющимися волосами Владимир Андреевич. Он морщился от шума и гама и, казалось, был даже недоволен всей этой суетой. Я тогда подошел к нему, скромно представился, протянул руку для знакомства. Он подал свою и улыбнулся: «Вот и будущая смена подоспела. Не робей, садись в президиуме вместе с нами, как никак главный врач санатория». Но я отказался от этого лестного предложения со словами, дескать, это место не для меня...
Так я познакомился с доктором Ивановым. После этого мы частенько встречались с ним на совещаниях, научных конференциях, и всякий раз мне бросалась в глаза его худая фигура с серебристыми волосами, в неизменном строгом костюме и обязательно в черной водолазке.
Во время совещаний он внимательно слушал выступающих, делая редкие пометки в блокноте. В перерывах много курил, уединившись где-нибудь в уголке с главным хирургом области и его однофамильцем С.Ивановым. И очень редко я видел его выступавшим.
Помню, как на одной из коллегий областных специалистов, посвященной проблемам туберкулеза, ему предоставили слово. Владимир Андреевич неохотно встал и неожиданно для всех произнес: «Предлагаю прекратить всю эту говорильню. Суть дела понятна из доклада. Нужно работать. По итогам через год спросить: кто что сделал?» И сел на место. Ведущий заседание коллегии молодой заведующий облздрав-отделом А.Базилев улыбнулся и, как бы соглашаясь с мнением доктора Иванова, подытожил: «И то верно. Будем работать, а через год-другой подведем итоги».
В этом эпизоде весь Владимир Андреевич. Он не любил пустословия, а делал конкретное дело. И действительно, за 40 лет работы главным врачом он превратил земскую больницу в областной хирургический центр, где оперировались фактически все больные с легочной патологией: от туберкулеза до онкологии. Больница стала официально именоваться областной легочно-хирургической. Стационар располагался в двух зданиях на 100 коек. В лучшие годы здесь проводилось до 500 операций на легких. Из них более трети - по поводу туберкулеза. Оперировали всех, кто попадал сюда, отказов практически не было.
В больнице царил дух строжайшей асептики и антисептики: все блестело чистотой и стерильностью. Потому и число послеоперационных осложнений сводилось к минимуму: от 0,5 до 1,2%. И это при таких тяжелых и травматических операциях, как операции на легких. Достигалось это железной дисциплиной, царившей в больнице среди врачей и обслуживающего персонала. Не дай бог, кто-нибудь что-то недоделал, недосмотрел за больным... Разговор у Владимира Андреевича был короткий: увольняйтесь!
Но что интересно, при всей строгости, почти диктаторском поведении доктора Иванова и оторванности от цивилизации (до областного центра 200 с лишним километров, а до ближайшего крупного города Боровичи - 70) желающих работать в больнице, будь то врачи или медицинские сестры, было хоть отбавляй.
А кино для души
За что бы Владимир Андреевич ни брался, всё у него получалось. Больные к нему шли постоянно. Никому он не отказывал. Жесткое условие было одно - не пить и не нарушать режим. Кто не выполнял - безжалостно выписывал. Но если нужно было спасать человека, то он делал всё, вплоть до того, что свою кровь отдавал, если запаса не хватало. Порядок среди персонала и пациентов он считал главным достоинством больницы и твердо придерживался своих убеждений до конца дней работы в должности главного врача.
К нему тянулась молодежь. Владимир Андреевич добился строительства 16-квартирного жилого дома со всеми удобствами. Так что врачи у него жили комфортно. В 70-е годы это была большая редкость даже в крупном городе. А у него была своя котельная, свой бойлер, который круглые сутки давал горячую воду и больным, и персоналу. Вовсю работал большой клуб. Он съездил в областной кинопрокат и добился, чтобы здесь непременно показывали новые картины. Объяснял это чиновникам просто: люди в лесу живут, день и ночь больных лечат, а что же им для души остается? И добавлял: хорошее кино.
В ординаторской и... на ферме
В очередной раз я общался с Владимиром Андреевичем в конце 1981 г., когда меня уже назначили на должность главного фтизиатра области. Хотя мне было 33 года, я уже достаточно поработал во фтизиатрической службе и имел собственное видение проблем. Изучал работу больницы, знакомился с документами. Стоял вопрос: развивать ЛПУ дальше как хирургический центр или искать для него новое направление в работе? Владимир Андреевич, видимо, чувствовал это, поэтому к моему официальному визиту отнесся серьезно.
В больнице было две операционных: одна в старом деревянном здании дореволюционной постройки, а вторая во вновь отстроенном к 100-летию больницы двухэтажном кирпичном корпусе. Владимир Андреевич привел меня в свой рабочий кабинет в новом здании. Над дверью висела табличка: «Заведующий отделением». Я удивленно поднял глаза.
- Да-да, я и заведующий, - был ответ на мой немой вопрос. – В больнице я хирург, заведующий отделением, а в административном здании - главный врач. Переодевайтесь в бахилы и халат.
Он предложил мне приготовленный комплект одежды.
Переодевшись во все стерильное, мы направились в святая святых - операционную. Она меня поразила, не столько размерами, сколько чистотой, блеском, воздушностью.
- Впечатляет?
- Очень.
- И больных тоже, - продолжил Владимир Андреевич. - Надо чтобы больной проникся тайной своего выздоровления, а во время операции видел своего Бога, тогда и результат от лечения будет, и режим нарушать не захочется. Вот такая психология. Вместо уговоров куда больше действует наглядная агитация.
В конце нашей деловой встречи он извинился и сказал, что должен еще сделать обход больных.
Подав руку, вместе с тем как бы вскользь бросил:
- А если желаете посмотреть наше подсобное хозяйство, то вот Дмитрий Иванович вас проводит, - и представил мне своего заведующего хозяйством.
Тот первым делом повел меня на ферму. И каково же было мое удивление, когда я узнал, что там содержалось более полусотни элитных голландских коров, а свежее молоко, оказывается, шло не только на стол больным, но и в детские сады районного центра. Показали мне и свинарник на дюжину голов, конюшню с десятком лошадей. На хозяйственном дворе стояли сеялки, веялки, трактора, культиваторы и бог знает еще что.
Увиденное меня просто потрясло. Я подумал: что же может сделать один человек, если ему не мешать: горы свернет, главное, чтобы цель была ясная и понятная. А у доктора Ивановна она была - делать всё для выздоровления людей.
После поездки в Шереховичи я многое переосмыслил в видении работы руководителя. Урок не прошел даром.
Осталась память
Но во все времена талантливых и самостоятельных людей не любят, и если появляется хоть малейший повод, стая серых и пошлых личностей пытается их затоптать. В 1984 г. карьера доктора Иванова внезапно закончилась - он был отстранен от должности главного врача больницы по итогам ревизии КРУ. Прямой его вины в тех недостатках, которые нашли ревизоры, не было, но делу придали не свойственную в то время гласность. А высокопоставленного чиновника, как это было заведено в нашей стране, который бы защитил талантливого главного врача и организатора, не нашлось. Владимир Андреевич перешел в рядовые врачи. Он очень тяжело переживал случившиеся, но продолжал служить людям.
Владимира Андреевича не стало 31 декабря 1991 г. Хоронить любимого доктора, несмотря на трескучий мороз, пришло население всех окрестных деревень. Гроб с телом на руках пронесли до самого кладбища, отдавая последние почести сельскому врачу. Из областного руководства приехать никто не удосужился...
Я стоял рядом с сыном Владимира Андреевича, тоже известным врачом, торакальным хирургом, работающим в Москве, и на его вопрос о причине такого отношения начальства к отцу ничего не мог ответить. Мне было обидно за этого выдающегося человека. «Zic tranzit cloria myndi» - вспомнилось мне латинское изречение - «Так проходит земная слава».
Но жизнь все расставила по своим местам. На празднование 125-летия со дня основания шереховичской больницы приехали многие теперь известные ученые, хирурги со всего бывшего Советского Союза. Все они единодушно с благодарностью отзывались о докторе Иванове. Конечно, помним и благодарим мы его и сегодня. Наверное, эта память и есть лучшая оценка жизни скромного фтизиатра из Новгородской глубинки.
Анатолий КАРПОВ,
доктор медицинских наук,
профессор.
Великий Новгород.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru