Вы здесь

«Лишних денег не будет…»

В общем объёме расходов на здравоохранение доля расходов федерального бюджета (без учёта межбюджетных трансфертов) уменьшится с 15,7% в 2013 г. до 9,7% в 2016 г., доля консолидированных бюджетов субъектов Федерации - с 41,6 до 40,1%. Это предусматривает Проект основных направлений бюджетной политики и основных характеристик федерального бюджета на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг., одобренный в целом на заседании Правительства РФ.

«Дырявый» унисон

Минздрав России рассчитывал на иной подход: министр Вероника Скворцова не устаёт убеждать, что к 2018 г. финансирование здравоохранения должно превысить 5% валового внутреннего продукта. Ещё дальше пошла вице-премьер РФ Ольга Голодец: минувшим летом на Петербургском экономическом форуме она заявила журналистам, что к 2020 г. расходы на здравоохранение могут быть увеличены до 6% ВВП.

Теперь же выясняется, что доля их в ВВП в ближайшие годы будет снижаться: с 3,7% в 2013 г. до 3,5% в 2014 г., 3,4 и 3,3% в 2015    и 2016 гг. соответственно.

Как тут не вспомнить, что, по данным Организации экономического сотрудничества и развития(ОЭСР), развитые страны тратят на медицину от 6,3% (минимум) до 17,6% (максимум) ВВП. Экономика и «бюджетный кошелёк» позволяет им это.
 
А у нас?

«Макроэкономические показатели, которые приняты за основу нынешнего бюджета, отличаются от тех, которые мы использовали в прошлом году, и, к сожалению, не в лучшую сторону. Это связано с общим ухудшением экономической ситуации», - вынужден был признать на заседании Правительства РФ глава кабинета министров Дмитрий Медведев.

«Параметры прогноза хуже, чем предусматривалось в предыдущем бюджетном цикле: снижен прогноз темпов роста ВВП, инвестиций, объёмов экспорта, импорта, прибыли - все те показатели, которые непосредственным образом влияют на доходы бюджета, - добавил министр финансов РФ Антон Силуанов. По его мнению, возможны даже «дыры» в бюджете, а вот свободных денег в нём не предвидится, поскольку дефицит бюджета в 2014 г. может составить, согласно прогнозу, 0,4% ВВП, в 2015 г. - 0,56%, в 2016    г. - 0,6% ВВП.

Изрядная дырка будет,  как уже сказано выше, и в разделе «Здравоохранение» федерального бюджета. Что, кстати, отнюдь не помешало кабмину увеличить в этом году финансирование полиции в 2,2 раза, а внутренних войск - в 1,6 раза. Даже консолидированные расходы на оборону, согласно данным Минфина, выросли при этом только в 1,5 раза.

Не раскачивать лодку!

«Доля здравоохранения в ВВП в 2-3 раза меньше, чем во многих странах. А дальше планируют снижение ещё. Зачем раскачивать лодку? - недоумевает президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль. - Здравоохранению дали денег как никогда. Но кто вложил в голову Путина и Медведева, что их много? У нас много проблем, а денег не хватает. Без повышения доли здравоохранения до 5–6% ВВП мы ничего с вами не сделаем», – убеждён Л.Рошаль, по мнению которого этот объём на самом деле тоже недостаточен.

«Для хорошей медицины нам надо тратить около 6%», – согласна и вице-премьер РФ Ольга Голодец, курирующая в правительстве социальные вопросы, в том числе здравоохранение.

Однако В.Скворцова, требуя увеличить финансирование здравоохранения, так и не смогла найти общего языка с Минфином. Здесь упорно продолжают курс на целенаправленное снижение доли федеральных расходов на здравоохранение.

А Д.Медведев предложил критикам бюджета обратить внимание на то, что консолидированный бюджет здравоохранения, которым на 2014 г. предусмотрено свыше 2,5 трлн руб., формируется за счёт нескольких источников – федерального центра, регионов и муниципалитетов. Выступая на расширенном заседании коллегии Минздрава, премьер назвал бюджет здравоохранения «достаточно мощным».

А вот по расчётам экспертов, отрасль потеряет в течение ближайших 3 лет 21,9% нынешнего финансирования.

С больной головы...

Минфин тоже не проведёшь. Здесь уже нашли выход: из представленного проекта основных направлений бюджетной политики следует, что основной тенденцией по разделу «Здравоохранение» в числе других станет увеличение расходов на здравоохранение за счёт акцента на системе обязательного медицинского страхования. Доля расходов фондов ОМС возрастёт к 2016 г. с 42,4 до 50%.
 
И тут, кстати, ничего не попишешь. Действующим законодательством предусмотрено, что федеральные медицинские организации будут поэтапно входить в систему ОМС. Как следует из Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», амбулаторная медицинская помощь будет переведена на эту систему расчётов с 2014 г. в объёме 50%, с 2015 г. – 100%. Стационарная медицинская помощь начнёт финансироваться по новой схеме с 2014 г. в объёме 35%, в 2015–2016 гг. – 50%.

С переходом финансирования государственных медицинских учреждений в систему ОМС федеральный бюджет только в ближайшие 2 года сможет сэкономить 150 млн руб., рассчитывают в Минфине. Здесь выходит, больше знают, как «вылечить» здравоохранение. Так пусть тогда делегируют в медицину своих специалистов, тем более что опыт такой уже есть: Татьяну Голикову надолго запомнили не только в Минздраве, но и во всём медицинском сообществе...

В рецептах дефицита нет

Впрочем, и без этого в «рецептах» Минфина недостатка нет. Министерство предлагает, например, улучшить планирование объёмов медицинской помощи. Оно, дескать, носит пока «в основном формальный характер, ориентируясь на показатели предыдущего года».

А социальные расходы федерального бюджета, в том числе на здравоохранение, предлагается постепенно сокращать и перекладывать, помимо ОМС, на плечи субъектов Федерации. При этом чиновников Минфина ничуть не смущает тот факт, что дефицит финансирования региональных программ бесплатной медицинской помощи, как отмечалось на недавнем заседании президиума Госсовета, сейчас превышает 120 млрд руб. Нехватка средств на эти цели отмечена в 72 из 83 российских регионов. А ведь ещё в 2012 г. в 66 регионах страны таким программам не хватало 64 млрд руб...

На сентябрьском совещании по вопросу «О бюджетных проектировках на 2014–2016 гг.» В.Путин прямо заявил: субъекты Федерации находятся сейчас в достаточно напряжённом состоянии: над ними висит необходимость исполнения требований, изложенных в майских указах прошлого года главы государства. А это фактически может означать сокращение финансирования социальных программ, в том числе здравоохранения. В сложных экономических условиях, которые сложились в стране, эта задача, вне всякого сомнения, окажется для регионов непосильной.

Прописали свои рецепты здравоохранению и Президент, и Госсовет. В.Путин предложил направлять финансирование не по «койко-дням», а по количеству качественно пролеченных и поправивших своё здоровье людей. «Нужно смелее отказываться от неэффективных методов управления, когда средства направляют на содержание «койко-дней», – сказал он на заседании президиума Госсовета.

Высказав ещё ряд предложений по рациональному использованию средств, глава государства потребовал от Минздрава России разработать меры по совершенствованию системы ОМС в стране.

Боливар не выдержит...

В структуре расходов на здравоохранение ФОМС, бесспорно, имеет существенное значение, и бюджет его в ближайшие 3 года будет расти. Как планируется, доходы бюджета фонда увеличатся (за счёт пересмотра тарифа страхового взноса c 3,1 до 5,1%) с 1 трлн руб. в 2013 г до 1,2 трлн в 2014-м, до 1,4 трлн в 2015-м и свыше 1,5 трлн руб. в 2016 г.

Но выдержит ли Боливар двоих (помните эту фразу о добром коняге из фильма, снятого по рассказу О.Генри «Дороги, которые мы выбираем»)? Потянет ли ФОМС свою ношу и ту, которую намерен навьючить на него федеральный бюджет?

Ведь добровольное медицинское страхование - тут не подспорье: его полисами сегодня пользуются не более 10% населения страны. Причём в 97% случаев речь идёт о корпоративном страховании - предприятия покупают полисы для своих работников. Сегодня большинство корпораций, которые хотели их застраховать, уже сделали это и, согласно прогнозам, в 2013 г. рынок ДМС вырастет лишь на 7% - в основном за счёт инфляционного роста стоимости медицинских услуг.

Минфин же продолжает гнуть своё. Недавно главе государства был представлен подготовленный вместе с Минэкономразвития России и экспертами-экономистами доклад об «оптимизации» расходов на лекарственные средства. Предлагается сократить госрасходы на них путём перерегистрации всех лекарственных препаратов, ограничения госзакупок лекарствами, входящими в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, введения референтных цен на лекарства для расчёта с льготниками и т.д. Всё это, по мнению экспертов, позволит сэкономить за 3 года более 1,1 трлн руб.

Словом, урезать, так урезать. Авось, Боливар не протянет ноги...

Что день грядущий нам готовит

В октябре Правительство РФ внесёт проект бюджета на рассмотрение Госдумы, пообещал Д.Медведев, назвав этот главный финансовый документ страны «жёстким, а в каких-то местах - тяжёлым». А В.Путин на совещании по вопросу «О бюджетных проектировках на 2014-2016 гг. предупредил, что там (в Думе) «начнутся совсем жаркие и подчас политизированные, но необходимые для любой демократической страны дебаты по этим вопросам, по определению приоритетов».

В.Скворцовой, кстати, на этом совещании не было. Глава Минфина был, глава Минобороны был, а нашего министра не было. Хотя на расширенной коллегии Минздрава по итогам 2012 г., помнится, Д.Медведев сказал участникам заседания: «Нет предела совершенству, и всегда будет такая ситуация, когда министр будет отстаивать дополнительные приоритеты, приходить на совещания, спорить с Минфином - это абсолютно нормальный процесс». Но теперь, похоже, процесс этот зашёл слишком далеко...

Не зря премьер ясно и недвусмысленно заявил: «Совершенно понятно, что лишних денег не будет, их вообще не бывает, а уж тем более в таких условиях. Поэтому нам придётся пойти на сокращение расходной части бюджета…»

Константин ЩЕГЛОВ, обозреватель «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru