125 лет назад в небольшом сибирском городе Томске был открыт Императорский университет, причём в составе одного факультета – медицинского. Как было сказано в официальных документах тех лет, первое в азиатской части России высшее учебное заведение организовано «для успеха задуманных реформ в Сибири». Показательно, что успех освоения Сибири в царской России в первую очередь связывали с развитием медицины и науки.
Итак, потомок медицинского факультета Императорского Томского университета – лечебный факультет Сибирского государственного медицинского университета – отмечает 125-летие. Вместе с деканом факультета, доктором медицинских наук, профессором Сергеем ЛОГВИНОВЫМ совершим небольшой экскурс из прошлого в будущее лечфака.
СПРАВКА «МГ».
Лечебный факультет СибГМУ в цифрах
• на факультете 28 кафедр где работают 6 академиков и членов-корреспондентов РАМН более 90 докторов и 160 кандидатов наук;
• обучается порядка 1800 студентов;
• доля отличников среди бюджетных студентов лечфака достигает
• факультет готовит ежегодно в среднем 10 докторов и 40 канди-
датов наук.
– Сергей Валентинович, трудно представить, какими были бы сегодня медицинская наука и медицинское образование в Сибири, если бы не событие 1888 г. в Томске.
– Действительно, медицинский факультет Императорского университета тогда не только приступил к
подготовке врачей, но и стал образовательным, научным и культурно-просветительным центром Сибири и Дальнего Востока.
Среди первых профессоров, прибывших в Томск преподавать, были выдающиеся российские учёные Н.А.Гезехус, С.И.Залесский, Н.М.Малиев, А.С.Догель, Н.Ф.Кащенко, С.И.Коржинский, Э.А.Леман, А.М.Зайцев. Через год их ряды пополнили Э.Г.Салищев, К.Н.Виноградов, А.П.Коркунов, М.Г.Курлов, П.В.Альбицкий, А.И.Судаков, П.В.Буржинский, И.Н.Грамматикати и другие. Планка уровня медицинского образования в ИТУ сразу была поднята на самую высокую отметку.
– Составу преподавателей лечебного факультета СибГМУ с первых лет до настоящих дней позавидует любой медицинский вуз.
– Действительно, за 125-летнюю историю на факультете сформировались научные школы, получившие мировую известность. Так, основателем сибирской школы терапевтов был заведующий кафедрой факультетской и госпитальной терапии профессор М.Г.Курлов, научные труды которого легли в основу предупреждения и лечения туберкулёза. Выдающимися представителями томской терапевтической школы стали академик АМН СССР Д.Д.Яблоков, а в настоящее время – его ученик академик РАМН Р.С.Карпов, создавший систему ревматологической и кардиологической помощи в Сибирском регионе.
Одним из основоположников томской школы хирургов был заведующий кафедрой госпитальной хирургии профессор Э.Г.Салищев, дело которого продолжили профессора П.И.Тихов, В.М.Мыш, академик АМН СССР А.Г.Савиных, академик РАМН В.В.Пекарский и другие. В настоящее время традиции школы развивают академик РАМН Е.Л.Чойнзонов, член-корреспондент РАМН Г.Ц.Дамбаев, заслуженный деятель науки РФ профессор Б.И.Альперович, профессора, заведующие кафедрами Н.В.Мерзликин, В.И.Тихонов, В.М.Шипулин, В.Ф.Байтингер и другие.
Одна из старейших на факультете – научная школа морфологов, её основоположником был профессор А.С.Догель – выдающийся нейрогистолог, работы которого по сетчатке глаза получили мировую известность. Он первый за Уралом был избран членом-корреспондентом Санкт-Петербургской Академии наук, являлся членом комитета по присуждению Но белевской премии. Заведующий кафедрой анатомии человека профессор Г.М.Иосифов - основатель отечественной лимфологии, а продолжателем его идей в Томске выступил всемирно известный анатом академик АМН СССР ДА Жданов.
Томская школа патофизиологов - классическая кафедральная научная школа Её родоначальник – основополо патофизиологии как медицинской науки академик В.В.Пашутин. В настоящее время одним из лидеров отечественной патофизиологии является заведующий кафедрой патофизиологии академик В.В.Новицкий. С его именем связан новый этап исследований, направленных на установлениемолекулярных основ патологии системы крови.
Идеологом гинекологической школы был первый заведующий кафедрой акушерства и гинекологии лечебного факультета, известный учёный, профессор И.Н.Грамматикати. Научные школы физиологов, микробиологов, фармакологов, педиатров своими корнями также уходят в медицинский факультет Императорского Томского университета.
Наконец, об авторитете факультета свидетельствует и тот факт, что два его бывших студента – Н.Н.Бурденко и В.Д.Тимаков – в разные годы стали президентами АМН СССР, а ещё один выпускник факультета – академик РАМН А.И.Потапов – возглавлял Минздрав РСФСР.
– Какие достижения факультетской науки за последние годы уже применяются в практическом здравоохранении или имеют реальные перспективы стать медицинскими технологиями?
– Профессор Г.Ц.Дамбаев занимается проблемами биосовместимости материалов, в частности металлами с памятью формы, и все его разработки внедряются в практику. К приоритетным относятся современные разработки кафедр патанатомии (профессор В.М.Перельмутер) и онкологии (академик РАМН Е.Л.Чойнзонов), посвящённые механизмам возникновения злокачественных опухолей и их персонифицированной терапии.
На кафедре неврологии одна из основных тем – лечение рассеянного склероза, здесь активно работают с зарубежными компаниями по разработке и клиническим испытаниям новых лекарств. Кафедра оториноларингологии: усилиями её заведующего профессора Александра Старохи в Томске создан федеральный лор-центр, где внедряют собственные технологии операций на внутреннем ухе. Далее, на лечебном факультете создана одна из немногих в стране кафедра пластической хирургии. Здесь регулярно проводятся образовательные семинары с участием зарубежных светил микрохирургии, идёт разработка новых хирургических методик.
Академические медицинские институты Томска – НИИ кардиологии, НИИ онкологии, НИИ психического здоровья, НИИ фармакологии, НИИ медицинской генетики, НИИ акушерства, гинекологии и перинатологии – на 80%, если не больше, укомплектованы выпускниками лечебного факультета СибГМУ. Академики, членкоры СО РАМН, директора и профессора академических институтов заведуют кафедрами лечебного факультета.
Именно наукоёмкость вуза позволяет нам уже в течение десяти лет набирать элитные группы из наиболее талантливых студентов и готовить врачей-исследователей, то есть будущее российской медицинской науки. В этих группах абсолютная и качественная успеваемость близка к 100%.
– Бывает, что кафедрами в вузе заведуют директора федеральных научных институтов, но они не общаются со студентами, не читают лекций. У вас на факультете так же?
– Читать лекции студентам – это святое, причём у наших уважаемых академиков это всегда блестящие лекции, заслушаешься.
– Как вы относитесь к идее объединить вузовскую и академическую науку, причём под эгидой университетов, по образцу Европы и США?
– Не думаю, что чисто механическое копирование западного образца будет приемлемо для нашей страны. Наука при университетах в Европе – это одна модель организации, в России она иная традиционно. Для повышения качества высшего образования гораздо важнее не просто переставлять местами учебные планы, а менять их содержательную часть.
Мы должны давать опережающее образование, то есть знания с учётом последних научных достижений и находок, чтобы выпускник университета приходил в больницу подготовленным к работе с новым оборудованием и новыми лечебно-диагностическими методиками. В настоящее время взаимодействие СибГМУ с институтами СО РАМН полностью удовлетворяет этой цели.
Поддерживаю предложение министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой провести анализ преподавания дисциплин в ведущих мировых вузах с тем, чтобы, не утрачивая своих традиций, внедрять всё то новое, что есть в высшем медицинском образовании за рубежом. На лечебном факультете СибГМУ такая работа уже проводится. Методическая комиссия рассмотрела информацию по учебным планам ряда зарубежных вузов по иммунологии, биохимии, хирургическим дисциплинам, готовится информация по преподаванию патологической анатомии и лучевой диагностике. На основании этих докладов мы модифицируем собственные рабочие планы и учебные программы, что, бесспорно, влияет на содержание и качество образования.
– А есть возможность оценить качество подготовки выпускников лечебного факультета СибГМУ?
– Да, мы разработали такую систему пять лет назад. Главные врачи и заведующие отделениями оценивают наших студентов по видам деятельности: профилактической, диагностической, лечебной, организационно-управленческой, научно-исследовательской, а также по уровню практических навыков. По оценке работодателей, качество подготовки выпускников лечебного факультета довольно высокое: по 5-балльной шкале средний балл по видам деятельности варьирует от 4 до 4,65. Мнение специалистов практического здравоохранения учитывалось нами при формировании учебных планов и программ по дисциплинам, регионального компонента федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения.
– Кстати, о практических навыках: в университетских клиниках СибГМУ студент может лишь наблюдать за работой специалистов, но не может сам работать с пациентом, таковы сегодня законодательные ограничения. Как же обучить будущего доктора умению наложить швы, удалить зуб, принять роды?
– Этой задаче придаётся огромное значение в учебном процессе. Создание центра практической подготовки в СибГМУ с виртуальной клиникой – моя мечта, и я надеюсь, нам её удастся реализовать в обозримом будущем. Но определённые элементы такого центра уже существуют. Так, на многих кафедрах оборудованы учебные комнаты с муляжами, фантомами. Часть занятий проходит в симуля-ционном центре университета, который изначально был создан для повышения квалификации врачей. Мы ввели рейтинговую систему оценки знаний студентов, широко используем электронные обучающие программы собственной разработки, контрольные тесты и задания, и у каждого студента лечфака есть специальная зачётная книжка по практическим навыкам и умениям.
Десять лет назад после 50-летнего перерыва СибГМУ начал готовить стоматологов. Кстати, специальность «стоматология» и профильные кафедры открыли на лечебном факультете, что также уникально для российских вузов. И под её открытие, заручившись поддержкой ректора Вячеслава Новицкого, мы создали лучший за Уралом фантомный класс, а затем настоящую стоматологическую университетскую клинику, которая работает в системе ОМС. Считаю, что это имеет принципиальное значение: обучать стоматологии без собственной клиники – дело безнадёжное.
В настоящее время факультет выступает апологетом идеи возрождения школьных стоматологических кабинетов в Томске. Мы провели исследование и выяснили, что в городах, где сохранились такие кабинеты, данная профилактическая работа даёт очень большой эффект: заболеваемость кариесом там значительно ниже. Кроме того, я преследую и свой учебный интерес: на базе школьных кабинетов мы сможем преподавать профилактическую стоматологию и стоматологию детского возраста.
– Каковы планы факультета на следующие 125 лет?
– Так далеко мы не загадываем, а на ближайшую пятилетку поставили весьма амбициозные задачи: внедрить государственные образовательные стандарты третьего поколения, обновить учебные материалы с учётом современных достижений мировой науки и клиники, продолжить международное сотрудничество. И главное – развитие системы элитного образования, а именно подготовка научно-педагогических кадров, которые были бы конкурентоспособны в мире.
Беседу вела
Елена БУШ,
соб. корр. «МГ».
Томск.