Вы здесь

«Князь врачей»

«Поэты - принцы Вселенной, врачи руководят телом. Красноречие упомянутых выше радует душу, преданность последних исцеляет болезни... Медицина - это охрана здоровья и лечение болезней...» Эти слова из поэмы «Урджуза» - поэмы, героем которой была медицина, все медицинские знания, принадлежат великому Авиценне, настоящее имя которого было Абу Али Хусейн Абдаллах ибн Сина, или попросту Ибн Сина.

Мыслитель

Замечательный ученый и мыслитель Востока Авиценна (Ибн Сина) родился в селении Афшана близ Бухары (ныне Республика Узбекистан, там открыт музей Авиценны), которая была тогда столицей государства Саманидов и крупным культурным центром Средней Азии. Вскоре его отец, просвещенный и образованный человек, переехал в Бухару, где Авиценна получил общее образование, изучал философию, математику, астрономию. С 16 лет он начал, по совету своего учителя и друга врача-несторианина Абу-Сахл Масихи, изучать медицину, ознакомился (в прославленной библиотеке Саманидов) со многими произведениями выдающихся врачей и ученых, а потом занялся медицинской практикой и сравнительно быстро стал известным врачом. В 1002 г. Авиценна из Бухары уехал в Гургендж (Ургенч), столицу соседнего Хорезма, где продолжал заниматься врачеванием и другими науками. Позднее он вынужден был часто менять место жительства - это были различные города средневекового Востока и Персии; дольше всего он жил в Хамадане и в Исфагане, где в полной мере занимался врачебной практикой и писал научные труды по различным наукам, в том числе по медицине.

Судьба Авиценны оказалась необычной. Крупнейшим врачом и мыслителем он был признан уже современниками, что, согласитесь, встречается совсем не часто, и присвоенный ему еще при жизни почетный титул «шейх-ур-раис» (наставник ученых) сопровождал его имя в течение многих веков. Почетное звание «раис» свидетельствовало о государственно-политической деятельности мыслителя в качестве визиря и исполнителя других должностей, а звание «шейх» говорило о его глубоких познаниях в религии и философии. И действительно, философские и естественнонаучные сочинения Авиценны пользовались широкой известностью как в странах Востока, так и в Западной Европе: и это несмотря на то, что основное его философское произведение - «Книга исцеления» - было объявлено еретическим и в 1160 г. сожжено в Багдаде.

Считается, что Авиценна был автором свыше 400 сочинений по всем известным тогда разделам научных и философских знаний. Только две книги он написал на родном языке, дари, на котором говорили предки современных таджиков, все остальные - на арабском, который в те времена был на Востоке языком ученых. Его главный энциклопедический труд «Книга исцеления» (в сокращенном изложении - «Книга спасения») состоит из четырех разделов, посвященных проблемам логики, физики, математических наук (геометрия, арифметика, музыка и астрономия) и метафизики. К этому труду примыкает «Книга знания». Общим изложением его философских идей (так называемой восточной философии) стала «Книга указаний и наставлений», написанная в последние годы жизни. По мнению современных ученых, философия Авиценны продолжает традиции восточного аристотелизма в области метафизики, гносеологии и логики, отчасти - онтологической концепции неоплатонизма.

Среди книг, написанных Авиценной, есть не только фундаментальные философские трактаты, но и книги по астрономии, математике, теории музыки, теории геологии, книги по языкознанию и другие. Прославленный ученый, он внес новое во многие области человеческой деятельности.

Авиценна был незаурядным писателем, ему принадлежат замечательные художественные произведения. Среди написанных им на арабском и персидском языках произведений есть касыды, газели и рубаи; большая часть его стихотворений написана в принятой на Востоке форме рубаи. Он был также автором литературно-философских повестей «Живой, сын Бодрствующего», «Послание о птице», «Саламан и Аб-сал». Основная тема поэтического творчества Авиценны - вечность материи, проповедь просвещения и науки: некоторые серьезные научные книги он писал, как поэмы, звучными образными стихами, а порой при изложении тех или иных научных вопросов нарочито прибегал к стихам.

«Канон врачебной науки»

Несмотря на то что медицине Авиценна посвятил лишь два десятка своих трудов, именно они, а точнее его главный труд «Канон врачебной науки», принесли ему высокий титул «князя врачей», мировую известность и славу, поскольку явились важным вкладом в развитие врачевания и медицинской практики эпохи Средневековья.

Особой известностью пользовался «Канон» - капитальный труд в 5 книгах, обобщавший опыт греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей. Этот труд, обессмертивший имя Авиценны, в течение пяти столетий, вплоть до конца XVII века, оставался основным руководством и главным источником медицинских знаний во всех средневековых медицинских школах, учебником медицины не только для студентов, но и для врачей. «Канон» многократно переводился на европейские языки, около 30 раз издавался на латыни. Важно отметить, что после изобретения книгопечатания и появления печатного станка «Канон» начали печатать сразу вслед за Библией. Не случайно в «Божественной комедии», сюжет которой многие исследователи связывают с повестью Авиценны «Живой, сын Бодрствующего», Данте «встречает» его в кругу великих врачей и пишет: «Там Гиппократ, Гален и Авиценна».

«Канон врачебной науки» - это, по существу, большая медицинская энциклопедия Средневековья. В первой книге, посвященной теории медицины, говорится об анатомии и физиологии, причинах и признаках заболеваний, излагается учение о так называемых соках (кровь, лимфа, желчь) и различных телосложениях, диете, сохранении здоровья и предупреждении болезней, об общих принципах лечения. Вторая содержит сведения о простых лекарствах: почти 800 простых лекарств растительного, животного и минерального происхождения с указанием их лечебных свойств и способов применения описал Авиценна. В третьей книге рассматриваются болезни всех человеческих органов с головы до ног, иными словами, она посвящена частной патологии и терапии. В четвертой описаны способы лечения (в том числе хирургические) самых различных заболеваний. Пятая книга посвящена «сложным» лекарствам, ядам и противоядиям, то есть фактически представляет собой фармакопею, в которой излагаются способы изготовления и применения различных форм лекарств сложного состава (в них могли входить до 37 веществ).

Кроме описания анатомии человека, в «Каноне» содержится немало практических сведений. Авиценна представил картину целого ряда заболеваний, прежде всего внутренних, но также и кожных, глазных, детских. Он подробно описал их симптомы и способы лечения; перечислил целебные средства и дал рецепты составления лекарственных препаратов, обрисовывал методы хирургического лечения и даже привел косметические советы.

Медицину Авиценна определял как «науку, познающую строение тела человека, поскольку оно здорово или утратит здоровье, для того, чтобы сохранить здоровье и вернуть его, если оно утрачено». Важнейшим из признаков здоровья он считал «уравновешенность натуры».

В своем учении о причинах болезни Авиценна различал причины внешние (зной, травма и др.), предшествующие и связующие. Предшествующие причины выражали, по его мнению, то, что сейчас обозначается как причины предрасполагающие или способствующие. Связующие - это свойства организма, в той или иной мере опосредующие действие внешних болезнетворных причин. Уже тогда он подчеркивал важность обусловливающих факторов в развитии болезней, то есть значение того, что теперь называется условиями их возникновения. Побудителями болезней он считал: вредности местности, климата, времени года; вредности условий быта, прежде всего вредности питания; вредности труда - изнурительная работа; склонности, обусловленные типом телосложения; душевные потрясения. Наряду с применением лекарств он большое значение придавал общим оздоровительным методам, диете, гимнастике, массажу, общегигиеническим рекомендациям.

Авиценне принадлежат многие наблюдения, сделанные впервые во врачебной практике, например дифференциальный диагноз между такими опасными эпидемическими заболеваниями, как оспа, проказа, чума. Он доказал возможность заразиться этими болезнями через воздух, почву, воду, контакты людей. Авиценна описал такие распространенные заболевания, как туберкулез, язва желудка, плеврит, диабет. Он испытывал метод лечения сифилиса ртутью. Авиценна первым описал чуму, холеру, желтуху, проанализировал причины, симптомы и способы лечения таких тяжелых болезней, как менингит, язва желудка и многие другие. Он подробно объяснил строение мышц глаза. Есть в «Каноне» и зачатки педиатрии: так, Авиценна пишет о необходимости всестороннего воспитания ребенка, с тем чтобы из него вырос добрый, умный, умелый и физически здоровый человек.

Необычным, но крайне важным в «Каноне врачебной науки» было точное описание клинической картины болезней, тонкостей диагностики. Описание ряда клинических явлений и их объяснение свидетельствуют о необычайной наблюдательности Авиценны, его таланте и опыте. В диагностике он пользовался определением влажности или сухости кожи, осмотром мочи и испражнений, ощупыванием и наблюдением за пульсом. Именно Авиценна создал широко известное в то время учение о пульсе. Если Гален описал только 6 свойств пульса, то Авиценна различал уже 60. Он описал 8 различных видов дыхания, свойства мускулов, знал о способности матки к сокращению, о различии между чувствительными и двигательными нервами, об этиологии желтухи, о механизме действия зрачков, умел лечить отравления парами ртути.

Его хирургия

Немало нового внес Авиценна и в хирургию. Правда, в «Каноне» нет специальной книги о ней. Это и неудивительно. В то время, согласно мусульманским традициям, операции на живом человеке и даже на его мертвом теле - вивисекции и вскрытия - были фактически запрещены: открыто нарушать эти заведомо консервативные исламские правила и «пропагандировать» хирургию мусульманским врачам было, по-видимому, невозможно.

Но Авиценна, как и ряд других врачей - его современников, сумел обойти эти косные ограничения - и в своей практике, и в своих сочинениях.

Излагая свое кредо врача, он утверждал: «Лечение совершается тремя вещами. Одна из них - режим и питание, вторая - применение лекарств и третья - применение действия рукой». Таким образом, «действие рукой», то есть хирургию, хирургическое лечение, он признавал одной из трех равнозначных частей медицины.

Хирургические заболевания описаны в «Каноне медицины» в основном в третьей и четвертой книгах. В третьей книге (два тома) говорится о некоторых частных хирургических болезнях, об их диагностике и терапии, о приемах и способах хирургического лечения и элементах хирургической техники. В четвертой книге автор пишет о таких общих болезнях, как «опухоли» и «нарушения непрерывности», раскрывает свои взгляды на сущность повреждения и воспаления, закономерности их течения, правила и приемы их лечения.

Описание «общих хирургических заболеваний» (в четвертой книге «Канона») Авиценна начинает с главы о лихорадках. Как бы предугадывая прогресс медицины, он писал здесь о существовании неизвестных, невидимых возбудителей лихорадок и возможности передачи их через воду, почву и прежде всего через воздух. Разумеется, это было не каким-то «гениальным предвидением», а смутной догадкой, подсказанной повседневным опытом: этот эмпирический опыт, скорее всего, привел его и к мысли о значении особой чистоты места операции и использовавшихся врачом инструментов и приспособлений.

Хирургия Авиценны, и это следует подчеркнуть особо, отнюдь не была эмпирическим набором каких-то случайных оперативных приемов и радикальных методов лечения. Как показывает знакомство с его главным медицинским сочинением - «Каноном врачебной науки», она базировалась на достаточно глубоком для того времени знании анатомии и физиологии человека, а в отдельных случаях и на знании топографо-ана-томических взаимоотношений отдельных органов. Основой для рекомендаций применять те или иные методы хирургического лечения был огромный клинический опыт Авиценны, его представления о патологии болезней, о причинах их возникновения, о возможностях лекарственной и иной терапии, о прогнозе заболеваний.

Большое значение он придавал кровопусканиям, проводил камнесечения, трахеотомии; известен его способ вправления вывиха плеча. Он рекомендовал в качестве материала для швов использовать щетину, тонкий женский волос, изготовил и применял катетер из кожи животных. Для обработки швов и ран советовал применять вино.

Самую, пожалуй, обширную группу хирургических заболеваний Средневековья составляли ранения, продукт нескончаемых войн и различных вооруженных конфликтов. Авиценне, хотя в течение своей не слишком продолжительной жизни он и не участвовал в каких-то боевых действиях, все же приходилось много заниматься лечением самых разнообразных ранений, и богатейший, как нетрудно убедиться, опыт в этой области он изложил достаточно полно и обобщенно.

Прежде всего, он составил своеобразную классификацию ран и отдельно описывал в «Каноне» простые (поверхностные), глубокие, отравленные, проникающие и другие ранения. Интересно, что он различал вялотекущие раны и раны с избыточным развитием грануляций: при первых для стимуляции восстановительных процессов предлагалось давать больным «достохвальную пищу, дающую хороший химус».

Авиценна использовал и советовал другим врачам применять наиболее рациональные способы лечения ран. Так, при проникающих ранениях живота с повреждением внутренних органов он рекомендовал «зарастить... не позволить крови застыть внутри и воспрепятствовать кровотечению». Подробно сообщив, как в таких случаях советовал поступать Гален (которого он, как и Гиппократа, ставил весьма высоко), Авиценна, однако, предлагал врачу собственные рекомендации.

В своей практике Авиценна имел дело с самыми разнообразными ранениями, много занимался хирургическим лечением гнойников: ему, очевидно, принадлежал метод вскрытия гнойника, когда после обследования гнойной полости пальцем производили разрушение всех «карманов» и создавали адекватный дренаж отделяемого. Он часто и с успехом применял метод дренирования, разработал особые разрезы при ранах с гнойными затеками; вскрытие гнойников он производил и при гнойных маститах.

Как свидетельствует «Канон», Авиценна искусно лечил различные травмы, прежде всего вывихи и переломы. Ему принадлежит оригинальный способ вправления вывиха бедра, отличающийся от классических способов Гиппократа. При переломах он применял вытяжение органа; при открытых переломах рекомендовал отпиливать их хирургической пилой. Основным в лечении переломов было своевременное и правильное сопоставление отломков и надежная фиксация до образования мозоли. Для ускорения срастания костей он использовал повязки с вяжущими лекарствами.

Хирургия Авиценны включала и борьбу с кровотечениями: он различал артериальные и венозные, а также паренхиматозные кровотечения, рекомендовал методы временной и окончательной остановки кровотечений, в том числе перевязку сосудов, прижигание.

В общем, совсем неудивительно, что в течение пяти столетий «Канон» Авиценны по праву оставался руководством для всех, кто занимался хирургией.

Французский историк медицины Д. Ле Клерк образно, но очень точно назвал Авиценну «интеллектуальным чудом». Это действительно так. В мрачные времена Средневековья мало кого из европейских ученых можно поставить рядом с ним как по разнообразию знаний и широте научных интересов, так и по гигантским творческим итогам, прежде всего по его вкладу в медицину.

Марк МИРСКИЙ, профессор.
Москва.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru