22 декабря 2024
Да простит меня читатель, начну с шутки. С момента появления Раисы Горбачёвой на мировом политическом небосклоне зарубежная печать никогда не оставляла «в покое» первую леди СССР. Были даже такие заголовки с прозрачным намеком типа: «Единственная из кремлевских жен, которая весит меньше своего мужа». Да, она сумела разрушить стереотип советских «первых леди». А он заключался в том, чтобы не «высовываться», сидеть дома, сытно и вкусно готовить, посещать старомодных портних, делиться слухами, пестовать внучат… Практически никто из них не сопровождал своих мужей в зарубежных поездках, хотя на высоких приемах участвовать всё же приходилось по протоколу – в тени супругов. А с приезжающими женами президентов, королей, премьер-министров, как правило, общалась Валентина Терешкова. У нее это хорошо получалось. Но Раиса Максимовна внедрила в своей стране международный этикет! До нее – Нины Хрущёвой, Виктории Брежневой никто не видел. После нее – Наина Ельцина, Людмила Путина, Светлана Медведева – ее последовательницы, но… Все-таки Горбачёва была первой «первой леди» – и этим всё сказано!
Напомним биографию этой славной женщины. Родилась в 1932 г. в Рубцовске Алтайского края в семье железнодорожного инженера. В 1949-м окончила школу с золотой медалью, поступила на философский факультет МГУ им. М.В.Ломоносова. Михаил Горбачёв вспоминал: «Тогда было поветрие – учить бальные танцы. В фойе клуба раз или два в неделю разучивали. Ребята из комнаты мне сказали: Мишка, там такая девчонка!.. Я пошел, увидел и начал преследовать. Второй курс у меня, у нее – третий. Мне двадцать, ей девятнадцать… У неё случилась драма на личной почве, в отношения вмешались родители, она была в размолвке, переживала и была разочарована… Мои домогательства были встречены холодно… Мы полгода ходили рядом, держась за руку. Потом полтора года – когда уже не только за руку держались. Но все-таки мужем и женой стали после свадьбы».
Родительского благословения на брак с Горбачёвым она не спрашивала, уведомив мать с отцом в последний момент. Свадьба получилась студенческая, без обручальных колец. Но деньги на костюм и платье заработал жених, поработав на целине комбайнером. Помощник первого президента СССР Валерий Болдин потом напишет: «Трудно сказать, как бы сложилась его судьба, если бы он не женился на Раисе. Отношение к внешнему миру и характер его молодой жены сыграли решающую роль в его судьбе и, я уверен, в существенной степени отразились на судьбе партии и всей страны». Даже так.
Неудивительно, что Михаил Сергеевич всю жизнь советовался и посвящал в свои планы Раису Максимовну. В поездках по стране и за рубеж она почти всегда была рядом с ним.
Получив диплом, Раиса потупила в аспирантуру, Горбачёв отказался от предложения работать в Москве, и чета уехала на Ставрополье, на родину Михаила Сергеевича, где прожила 23 года. По своей специальности будущий президент проработал в тамошней прокуратуре ровно 10 дней и ушел на общественную работу, став первым секретарем горкома ВЛКСМ.
В 1957 г. родилась дочь Ирина, семье тогда выделили две комнаты в коммуналке. В отдельную квартиру они перебрались незадолго до того, как в апреле 1970-го Горбачёв стал первым секретарем крайкома КПСС. Раиса Максимовна преподавал философию и социологию в медицинском и сельскохозяйственном институтах, для приработка читала лекции по линии общества «Знание». Любопытна тема ее диссертации – «Формирование новых черт быта колхозного крестьянства». Ученую степень кандидат философских наук Горбачёва буквально «выходила» в прямом и переносном смысле: надев резиновые сапоги, ходила по сельским дорогам, беседовала с колхозниками, солдатскими вдовами, стариками. Досконально изучила крестьянский быт тех лет.
В 1978 г. Горбачёв оказался в Москве, сразу перепрыгнув через несколько карьерных ступенек. Несмотря на свою довольно узкую специализацию, он занял освободившееся место секретаря ЦК по сельскому хозяйству. Жили они поначалу на государственной даче, хозяином которой некогда был Серго Орджоникидзе. Через два года появилась новая дача.
И вот, наконец, самая значительная веха в жизни супругов – он становится главой государства. Раиса Максимовна ужасно волновалась и даже спросила мужа, как себя теперь вести. «Для нас ничего не изменилось, – отвечал он. – Веди себя, как и раньше»…
Что скрывать, едва появившись на телеэкранах, Раиса Максимовна вызвала стойкое любопытство у мужчин и острую неприязнь большинства женщин СССР. Народу действительно казалось, что она без меры модница, «лезет в кадр», слишком много и менторски говорит, провозглашая давно известные прописные истины. То есть сказывалась профессиональная преподавательская манера поучать.
Думаю, что в данном контексте важны и слова самой Раисы Максимовны: «Есть масса мифов и домыслов о каком-то моем необычном пристрастии к виллам, дачам, роскошным нарядам, драгоценностям. Я не шила ни у Зайцева, как он намекал в своих интервью, ни у Ив Сен-Лорана, как утверждали журналисты… Меня одевали мастера из ателье на Кузнецком мосту. А на Ставрополье – соседка, что жила этажом ниже»…
При всем при этом зарубежная пресса называла ее «коммунистическая леди с парижским шиком». Но как бы там ни было, Раиса Максимовна оставалась женщиной во всех смыслах этого слова. Как утверждает тот же Болдин, она якобы через КГБ подбирала себе штат прислуги из женщин, молчаливых и работящих, не моложе и не привлекательнее самой первой леди. Ее понять можно. Береженого Бог бережет!
Раису Горбачёву высоко ценили за рубежом. В 1987 г., британский журнал Womans Own назвал ей Женщиной года, Международный фонд «Вместе за мир» наградил Горбачёву премией «Женщина за мир», в 1991 г. – премия «Леди года». Она осуществляла патронаж Международной благотворительной ассоциации «Гематологи мира – детям», шефствовала над Республиканской детской больницей в Москве. Причем перечисляла немалые средства из своих гонораров и премий на покупку современного медицинского оборудования, всячески помогала детям, больным лейкемией (словно что-то предчувствовала), одаривала детишек подарками, приезжала по праздникам в гости. Она стала почетным профессором университетов Европы, Азии, Америки.
Последним детищем Горбачёвой стал созданный ею «Клуб Раисы Максимовны». Он осуществлял помощь детским больницам России, провинциальным учителям и педагогам, работающим с «трудными детьми». Обсуждались и социальные проблемы: роль женщины в обществе, положение незащищенных слоев и т.д. Сейчас президентом клуба является дочь Горбачёвых Ирина Вирганская.
После добровольной отставки Михаила Горбачёва его супруга исчезла из поля зрения прессы.
И когда Михаил Сергеевич в 1996 г. баллотировался в президенты, она была против и писала: «Я была… против… Потому что я не из книжек узнала, что такое жизнь реформатора. Мне пришлось разделить с ним эту жизнь. Очень много пришлось пережить с 85-го года. И только поэтому я не хотела…» Раиса Максимовна еще до болезни сумела помочь супругу в создании и работе Международного фонда социально-экономических и политологических исследований «Горбачёв-Фонд». Началом ее болезни многие склонны считать 1991 г., так называемое форосское заточение. Оно обернулось микроинсультом и ухудшением зрения, расстройством речи. Подкосило не столько предательство близких людей, сколько страх за семью, ведь над близкими нависла реальная угроза уничтожения. Всё обошлось, но медики считают, что это могло стать толчком к страшной болезни. Именно тогда стало меняться отношение людей к Раисе Максимовне, когда все увидели, как мужественно она поддерживала супруга в трудный для него момент. Потом она скажет: «Наверное, я должна была заболеть такой тяжелой болезнью и умереть, чтобы люди меня поняли».
22 июля 1999 г. врачи Института гематологии РАМН, возглавляемого лечащим врачом и другом семьи Горбачёвых А.Воробьёвым, обнаружили у Раисы Максимовны тяжелое заболевание крови – лейкоз. Среди возможных причин заболевания были названы перенесенное медикаментозное лечение, стрессы, осложнение других заболеваний. Возможно также, что болезнь стала следствием ядерных испытаний в Семипалатинске (где, кстати, родился и вырос и автор этих строк) в 1949 г. , когда радиоактивное облако накрыло ее родной город. Плюс к этому посещение Чернобыльской АЭС вскоре после катастрофы в 1986 г.
Получив страшное известие, Горбачёв всё утро провел в своем номере, приходя в себя и решая, что делать дальше. Вероятно, самым тяжелым для него в последние дни стало то, что Раиса Максимовна всё время была без сознания, и он не мог обмолвиться с ней хотя бы словом.
Именем Р.М.Горбачёвой в 2007 г. назван Институт детской гематологии и трансплантологии в С.-Петербурге. Если в 1994 г. усилиями Горбачёвых было открыто первое отделение детской гематологии и трансплантологии, то сейчас таких отделений в России уже около 100.
Владимир ХРИСТОФОРОВ, спец. корр. «МГ».
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru