Вы здесь

Если педагог - Мастер...

Статистика последних лет в России свидетельствует об устойчивой тенденции увеличения количества желающих пройти профессиональную переподготовку и получить вторую специальность медицинского или фармацевтического профиля. Высказывая свои суждения и освещая опыт работы Ставропольского базового медицинского колледжа в этом направлении, автор приглашает коллег к заинтересованному диалогу.

Председатель Правительства РФ В.Путин на совещании по экономическим вопросам 5 декабря 2008 г. подчеркнул, что в связи с экономическим кризисом и его возможным неблагоприятным влиянием на Россию должно быть организовано опережающее обучение другой профессии, то есть переквалификация.

В сложившихся экономических условиях дополнительное профессиональное образование чрезвычайно востребовано, о чем свидетельствует ежегодное увеличение количества желающих получить другую специальность, в том числе и медико-фармацевтического профиля.

По опыту Ставропольского базового медицинского колледжа за последние 5 лет произошло двукратное увеличение контингента студентов по профессиональной переподготовке.

Что заставляет состоявшихся профессионалов получать вторую специальность, зачастую кардинально изменяя направление деятельности? Почему выбирают именно медицинскую профессию? Однозначного ответа не существует. Это, как правило, сочетание социальных, экономических и личных жизненных ситуаций.
Во все времена медицинская профессия стабильно востребована. При этом бюджетная основа отрасли здравоохранения обеспечивает работникам пакет социальных гарантий. Основной вопрос в данной ситуации - как обучать взрослых медицинской профессии: в какой форме, с каким содержанием и какими методами?
Успех преподавания для взрослой аудитории базируется на «трех китах»: профессионализм преподавателя, признание способностей обучающегося, уважение к его личности. Главным нравственным требованием является взаимоуважение обучающегося и педагога. Только в этом случае педагог будет оцениваться по достоинству и как профессионал, и как личность.

Говоря о профессионализме, в первую очередь подразумевают, что для преподавателя, работающего со взрослой аудиторией, очень важно быть компетентным в той области, которую он преподает. Так, например, только высококвалифицированная операционная медицинская сестра может с высокой результативностью провести усовершенствование практикующих операционных сестер.

Преподаватель, обучающий взрослых, обязан быть Мастером и должен обладать компетенциями на всех четырех стадиях пирамиды Миллера: знать (чистое теоретическое знание); знать как (умение применять знания); показать как (способность использовать знания); сделать (демонстрация деятельности в каждодневной работе).

Мастером в сестринском деле может быть только медицинская сестра.

В России традиционно преподавателями медицинских колледжей были и остаются врачи. Но ведь врач и медицинская сестра - это разные специалисты! Эта российская традиция законодательно утверждена требованием Типового положения об образовательном учреждении среднего профобразования к уровню образования преподавателей, которое в 100% случаев должно быть высшим. Но почему под высшим образованием подразумевается только врачебное? Может быть, пришла пора найти достойное применение специалистам с высшим сестринским образованием, которые до сих пор недостаточно востребованы в практическом здравоохранении, в качестве преподавателей медицинских колледжей.

В Ставропольском базовом медицинском колледже к последипломному обучению медицинских работников привлекаются преподаватели-совместители - специалисты, имеющие собственный уникальный опыт клинической практики. Это условие обязательное, но не единственное. Высокая квалификация врача или медицинской сестры не является гарантией, что эти специалисты станут хорошими преподавателями, особенно в обучении специалистов, уже имеющих собственный опыт работы. Как решить эту задачу? Ответ на этот вопрос был найден после ознакомления с опытом Всемирной организации здравоохранения по обучению взрослых - практикующих медицинских сестер и врачей.

Следуя рекомендациям ВОЗ, в колледже разработана и успешно применяется Инновационная программа подготовки преподавателей, работающих в системе дополнительного профессионального образования. В ее основе - методика разработки модульных программ, основанных на компетенциях. В данном конкретном случае имеются в виду педагогические компетенции в области андрогогики, адаптированные к медицинскому образованию.

Программа включает разделы по принципам обучения взрослых в медицинском образовании (основы андрогогики, стили изу чения, стили преподавания и др.), а также методологию преподавания (руководство процессом обучения, интерактивные методы обучения и оценки результатов и др.).

Результативность обучения каждого преподавателя-совместителя по Программе определяется усвоением и прикладным воплощением следующих постулатов: взрослым нужно знать, почему им нужно научиться чему-то; взрослые подходят к учебе как к процессу решения проблем - учатся лучше, если тема имеет сиюминутную ценность.

Знание особенностей обучения взрослых необходимо, чтобы выбрать соответствующие обучающие технологии.

Приверженность педагога тому или иному стилю обучения, несомненно, является следствием его личностных качеств. С целью изучения стилей обучения в рамках программы с педагогами, начинающими свою деятельность, проводится диагностика их индивидуальных особенностей посредством специальной тестовой программы. На основе обработки результатов тестирования проводится графическое отображение «перекосов и деформаций» в стилях обучения конкретного преподавателя, что позволяет разработать пути их коррекции.

Но, пожалуй, самым непреодолимым барьером для начинающих преподавателей из числа практикующих медицинских сестер является публичное выступление. Это естественный человеческий страх. «Чего вы боитесь больше всего?» - задавали вопрос гражданам США. Самым частым ответом был: «Смерти и выступления перед публикой». Знаменитый американский журналист Роско Друмонд забавно иллюстрирует этот факт: «Ум - удивительная вещь. Он начинает свою работу в минуту рождения и не прекращает ее до тех пор... пока не встанете для выступления на публике». Программа подготовки преподавателей, разработанная в колледже, предоставляет возможность начинающим преподавателям преодолеть этот комплекс посредством специальных занятий, тренингов, подсказок и других приемов.

Современные требования к организации образовательного процесса предполагают всё более широкое применение интерактивных методов и технических средств, вплоть до дистанционного обучения. При этом только непосредственное общение преподавателя с аудиторией способствует эволюции личности педагога.

Преподавателю, работающему со взрослыми, необходимо быть очень сильной, доминирующей личностью, чтобы управлять разноплановой аудиторией. Яркие, харизматические личности - это явление уникальное и редкое в человеческом сообществе вообще и в педагогическом в частности. Раздел Программы по руководству процессом обучения предоставляет конкретные инструменты воздействия на аудиторию, предлагает разносторонние способы реагирования преподавателя в различных ситуациях.

В рамках анализа деятельности факультета последипломного образования Ставропольского базового медицинского колледжа, ежегодно обучающего свыше 2 тыс. средних медицинских работников, было проведено анкетирование слушателей. Одним из результатов анкетирования стала выработка модели «идеального» преподавателя. По мнению слушателей, наиболее значимыми качествами «идеального» преподавателя стали эрудированность, независимость суждений, интеллигентность, открытость, доброжелательность, чувство юмора, то есть его личностные качества (62%), и только 38% опрошенных отдали предпочтение профессионализму наставников.

В свою очередь преподаватели, работающие со взрослыми людьми, в отличие от коллег, обучающих молодых студентов, имеют уникальную возможность профессионального совершенствования, следуя древней заповеди: «Многому я научился у своих наставников, еще большему - у своих товарищей, но больше всего - у своих учеников».

Татьяна ГРЯДСКАЯ,
директор Ставропольского
базового медицинского колледжа,
главный внештатный специалист
по управлению сестринской
деятельностью Министерства
здравоохранения Ставропольского
края, кандидат медицинских наук,
заслуженный врач РФ.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru