11 января 2025
Уже в молодые годы этот ученый и врач получил известность как выдающийся анатом. После окончания медицинского факультета Московского университета Николай Пирогов успешно завершил обучение в профессорском институте при Дерптском университете, защитил там докторскую диссертацию на тему «Является ли перевязка брюшной аорты при аневризме паховой области легко выполнимым и безопасным вмешательством» (1832). Препараты и рисунки сосудов, выполненные молодым Пироговым, были столь ценны, что университет приобрел их для своего музея.
Начало пути
Среди учителей Пирогова, хирургов и анатомов, в Москве следует назвать профессора анатомии и хирургии Ю.Х.Лодара и особенно профессора Дерпт-ского университета И.Ф.Майера. По окончании профессорского института Николай Пирогов в начале 1833 г. был направлен для усовершенствования в Германию. Он работал у известных хирургов - Лангенбека, Шлемма и других, однако пришел к заключению, что русская хирургическая школа стоит выше германской. «Я застал, - писал Пирогов, - практическую медицину совершенно изолированной от главных реальных ее основ: анатомии и физиологии. Было так, что анатомия и физиология - сами по себе. И сама хирургия - ничего общего с анатомией». По возвращении из-за границы, по предложению Майера, подавшего в отставку, Пирогова в 1836 г. избрали экстраординарным профессором Дерптского университета, а всего через год - ординарным профессором. За время работы в Дерпт он выполнил 10 крупных научных работ, в их числе «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций». Более 8 лет изучал анатомию артерий, фасций применительно к возможностям хирургических операций - по существу, заложил основы оперативной хирургии и топографической анатомии.
Еще будучи молодым хирургом, Пирогов призывал врачей не скрывать своих ошибок. В другом крупном произведении дерптского периода - «Анналах хирургического отделения клиники Императорского Дерптского университета» (1839) он писал: «Я считаю священной обязанностью добросовестного преподавателя немедленно обнародовать свои ошибки и их последствия для предостережения и назидания других, еще менее опытных, от подобных заблуждений».
Специальные исследования в дерптский период Николай Иванович проводил по методам лечения глазных болезней, производству тонотомии при косолапости и по другим болезням. Полгода он изучал состояние французской хирургии, главой которой был Дюпюитрен, специально интересовался операциями ме-тотрипсии. Он пришел к выводу, что «анатомо-физиологическое и клинико-экспериментальное направление в русской хирургии ... было самым передовым».
В 1840 г. в связи с отставкой И.Ф.Буша Пирогов был приглашен занять кафедру в медико-хирургической академии С.-Петербурга. Тогда же он выдвинул мысль о создании кафедры госпитальной хирургии с целью теснее связать практическую деятельность с достижениями науки, чтобы студенты могли бы лучше «...наблюдать природу не глазами и ушами своего учителя, но собственными...» И госпитальные клиники стали создаваться дополнительно к существующим - факультетским.
От «ледяной анатомии» - к новым операциям
В 1841 г. Николай Иванович выехал в С.-Петербург. Так начался новый и самый продуктивный этап его творческой деятельности, именно в этот период он создал свою знаменитую «ледяную анатомию».
В 1843-1844 гг. Пирогов применил метод замораживания трупов и тончайших распилов их частей и органов, которые сохраняют топографию органов живого человека. Об этом написал в своей работе «Полный курс прикладной анатомии человеческого тела. Анатомия описательно топографическая и хирургическая» и в атласе с подробным пояснительным текстом. Препараты производились в натуральную величину. Это было небывалое, уникальное издание, которое потом пытались повторить, но технические сложности не позволяли этого сделать. И только в 90-е годы прошлого века академику Б.В.Петровскому удалось наконец воспроизвести данное издание. Хирург и историк хирургии В.И.Разумовский писал по поводу «ледяной анатомии»: «В результате многолетних неусыпных трудов - бессмертный памятник, не имеющий себе равного... Этот труд обессмертил имя Н.И.Пирогова и доказал, что русская научная медицина имеет право на уважение всего образованного мира».
Работая в госпиталях, Пирогов обосновал и успешно применил ряд операций, например, способ костно-пластического удаления костей голени при «вылущении стопы», перерезке ахиллова сухожилия и костной пластики, резекции коленного сустава и др. Особо следует отметить предположение Пирогова о природе гнойных воспалений (пиемии), которые были бичом хирургических, акушерских и других больниц. Он говорил, что пиемии вызываются не какими-то абстрактными миазмами, а ядом, «пассивным агрегатом химически действующих частей», то есть органическим началом, «способным развиваться и размножаться». Таким образом, еще до начала эры бактериологии он вплотную подошел к объяснению причин гнойных поражений. Такого рода объяснения привели к требованиям изоляции больных с гнойными поражениями, устройства для них особых палат или отделений, строжайшего соблюдения гигиенических норм персоналом.
«Война - это травматическая эпидемия»
Добровольно поехав на фронт во время Крымской войны, Пирогов собрал уникальный материал для создания своего другого классического труда - «Начала общей военно-полевой хирургии, взятые из наблюдений военно-госпитальной практики и воспоминаний» (1865-1866). Свои наблюдения и принципы организации хирургической помощи во время войн он продолжал и позже, в 1877 г. во время Русско-турецкой войны. Кроме названного фундаментального труда, Пирогов издал по опыту войны в Болгарии краткую работу «Военно-врачебное дело и частная помощь на театре войны в Болгарии». Именно в ней можно найти его известное изречение: «Война - это травматическая эпидемия. Свойства ран, смертность и успех лечения зависят преимущественно от различных свойств оружия». Как военно-полевой хирург Пирогов внес существенный, не потерявший своей актуальности вклад в организацию помощи больным и раненым, придавая большое значение прежде всего налаживанию «хорошо организованной сортировки на перевязочных пунктах и в военно-временных госпиталях». Николай Иванович подчеркивал первостепенную роль организации, ухода за ранеными, выступал против «спешно проводимых операций», ратовал, таким образом, за «сберегательную тактику по отношению к раненым и больным». Особое внимание Пирогов, как и другие русские врачи, придавал грамотной иммобилизации при переломах. Он одним из первых стал широко применять гипсовые повязки.
На примере пиемии и других последствий войн, а также по опыту практической работы госпиталей у Пирогова выработалось твердое убеждение о значении гигиены, профилактических мер. «Будущее принадлежит медицине предупредительной», - таков лозунг, выдвинутый Николаем Ивановичем. «Я верю в гигиену. Вот где заключается истинный прогресс нашей науки», - считал великий врач и ученый.
Пирогов был пионером и в применении обезболивания. В условиях военных действий у села Салты он использовал эфирную повязку для обезболивания. С этого времени эфирное, хлороформное и другие виды обезболивания прочно вошли в медицинскую практику.
Не только Дюнан - основатель Красного Креста, но и Пирогов высоко оценил помощь на поле боя и в госпиталях, которую оказывают добровольцы и, прежде всего, общины медицинских сестер. Буквально под огнем противника во время Крымской войны Пирогов организовал перевязочный пункт, в котором самоотверженно работали сестры милосердия Крестовоздвиженской общины. Всего в Крыму под руководством Пирогова работали 120 сестер, которых он разделил на группы перевязочных, аптечных, дежурных, сестер-хозяек, транспортных и др. Среди них были поистине героические фигуры, такие как получившая широкую известность Даша Севастопольская, дочь матроса.
Свои организаторские новации и предложения Пирогов изложил и опубликовал в работе «Основные начала военно-полевой хирургии». Именно здесь звучат его известные слова: «Не медицина, а администрация играет главную роль в деле помощи раненым и больным на театре войны».
Последние годы жизни
Общая обстановка крепостнической России, поражение в Крымской войне, интриги в самой Медико-хирургической академии повлияли на решение Пирогова в самом расцвете его таланта (в 46 лет) уйти из академии и принять предложение стать попечителем учебных округов - вначале в Одессе, потом в Киеве. Прямолинейный и принципиальный характер Пирогова, его взгляды на образование сталкивались с произволом чиновничества, губернаторов. В период новой вспышки реакции после выстрела Каракозова в Александра II правительство освободило Николая Ивановича от всех постов, и он поселился в своем имении Вишня недалеко от Винницы. Здесь он оказывал посильную помощь местному населению, писал воспоминания, в том числе знаменитый «Дневник старого врача», «писанный исключительно для самого себя, но не без задней мысли, что, может быть, когда-нибудь прочтет и кто другой». Конечно, дневник был издан после его смерти. В нем содержится философское кредо ученого, мыслителя, общественного деятеля.
Оценивая заслуги Пирогова, известный историк медицины М.П.Мультановский пишет: «Научные открытия Пирогова имеют мировое значение. Они оказали большое влияние на развитие хирургии во всех странах, научная и клиническая деятельность Н.И.Пирогова имели существенное влияние на последующее развитие медицины: создание топографической и хирургической анатомии, введение в хирургическую практику эфирного наркоза, истолкование воспаления как реакции организма в целом, разработка учения об инфекционной природе раневого процесса, о действии антисептиков».
В знак выдающихся заслуг Пирогова уже в советское время село Вишня переименовали в Пирогово, а в доме, где он жил, создали музей, рядом с которым хранится забальзамированное тело великого ученого. Оно сохранилось и до сих пор, несмотря на то, что в годы Великой Отечественной войны фашистские вандалы выбросили тело Пирогова из склепа. После освобождения Вишни оно было реставрировано и помещено на место последнего приюта ученого.
Пироговское общество
После смерти Пирогова (1881) общественность России единодушно учредила в его память Всероссийское научное общество. Жизнь и труды Николая Ивановича стали побудительной причиной общественной деятельности в здравоохранении, которое наиболее полно и концентрированно проявлялось в Обществе русских врачей его имени.
Как известно, организации Пироговского общества в 1883 г. предшествовали создание и работа многих общественных организаций, начиная с одного из самых ранних, образованного в 1806 г. Общества врачебных и физических наук при Императорском Московском университете, объединявшем профессоров-медиков этого учреждения, ставивших своей целью способствовать научной и практической работе в охране здоровья народа. К концу XIX века в России действовало более 200 медицинских обществ, таких как, например, Общество русских врачей в Петербурге (1833), Киеве (1840), Москве (1861), и многих других губернских, городских и даже уездных общественных организаций врачей, активно и регулярно проводящих свои собрания, съезды, конференции, публикующих свои отчеты и труды, посвященные многим проблемам медицинской науки и практики здравоохранения.
С момента первого в 1885 г. до последнего в досоветский период чрезвычайного Пироговского съезда в апреле 1917 г. на них было заслушано и обсуждено 3299 докладов по многим проблемам клиники, профилактики, распространенности заболеваний и борьбе с ними. Узловой темой практически на всех съездах была проблема создания государственной системы здравоохранения с высшим врачебным представительством в виде самостоятельного Министерства здравоохранения. В последние годы прилагались усилия различных медицинских организаций восстановить деятельность Пироговского общества и проведение его съездов. В 1995 г. прошел первый в наши дни съезд.
Сейчас, в год 200-летия со дня рождения Н.И.Пирогова, нам приятно отметить, что подготовка к проведению юбилея уже началась. Среди мер, которые в связи с этим стали осуществляться, следует отметить, прежде всего, восстановление его имени в названии медицинского вуза в Москве - Российского государственного медицинского университета им. Н.И.Пирогова. Это особенно значимо, так как прогрессивные новаторские идеи великого ученого находят воплощение в организации и осуществлении учебного процесса и научных исследованиях в нашем вузе. Тем более что он недавно выиграл конкурс на определение его как учебный и научно-исследовательский центр высшего медицинского образования. Не случайно «пироговские дни» в стране начались с расширенного заседания ученого совета университета, в котором приняли участие известные ученые и организаторы здравоохранения Российской Федерации и зарубежных стран. На это торжественное юбилейное собрание приехали и выступили с приветствиями и представители Винницкого медицинского университета, хранители и спонсоры Музея Пирогова.
Николай ВОЛОДИН,
ректор Российского
государственного медицинского
университета им. Н.И.Пирогова,
академик РАМН.
Юрий ЛИСИЦЫН,
заведующий кафедрой
общественного здоровья
и здравоохранения РГМУ
им. Н.И.Пирогова,
академик РАМН.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru