13 ноября 2024
В г. Геленджик прошло расширенное заседание Совета исполнительных директоров фондов ОМС. На нем обсудили итоги деятельности ФОМС в 2007-2008 гг. Главным событием на этом важном совещании стало выступление руководителя Федерального фонда ОМС Дмитрия Рейхарта «Система обязательного страхования: актуальные вопросы и перспективы развития».
Эффективная структура
По мнению руководителя ФОМС, большинство задач по созданию эффективной модели здравоохранения, поставленных еще в 2001 г. высшим политическим руководством страны, до сих пор в полной мере не решены. Во многом это связано с задержкой перехода отечественной медицины на страховые принципы работы. Кроме того, возросшие объемы поступлений финансовых средств в здравоохранение нередко расходуются неэффективно и размываются на содержание сети медицинских учреждений, уже не отвечающей требованиям времени и ожиданиям граждан.
Что изменилось за последние два года в системе ОМС? Надо отметить, что система ОМС входила в 2007 г. с накопившимися к этому времени серьезными проблемами.
- В кратчайшие сроки нам удалось стабилизировать деятельность Федерального фонда ОМС и всей системы, - отметил Дмитрий Рейхарт. - Мы сосредоточились на решении трех сложных задач. Во-первых, ФОМС была урегулирована задолженность за фактически отпущенные в 2006 г. лекарства. Следующим шагом стала стабилизация этой программы в 2007 г. Как известно, теперь льготное лекарственное обеспечение больше не входит в сферу деятельности системы ОМС. Руководство ФОМС считает такое решение, безусловно, правильным. Второе, к чему стремился ФОМС, и это удалось сделать, -обеспечить прозрачность системы ОМС. При распределении средств решения принимаются коллегиально, а не субъективно по непонятной и субъективной логике. Третье, фонд построил конструктивные и благожелательные отношения с субъектами РФ, наладил эффективное взаимодействие с руководителями регионов. Такой подход способствовал росту финансирования территориальных программ ОМС во многих территориях. Для сравнения: в 2007 г. в ОМС поступило 459,5 млрд руб., что на 27% больше по сравнению с предыдущим годом. Как один из показательных моментов можно рассматривать и возобновление деятельности межрегионального координационного совета по организации защиты прав граждан в системе ОМС.
Нужно сказать и то, что в прошлом году по динамике роста сбора финансовых средств система ОМС вышла на первое место среди всех видов социального страхования в стране. Благодаря активной работе с руководителями субъектов РФ сбор страховых взносов на ОМС неработающего населения также увеличивается. В результате динамика роста поступлений страховых взносов из региональных бюджетов соответствует произошедшему в этот период росту налоговых поступлений. Так, уровень сбора страховых взносов на ОМС неработающего населения вырос на 25,7% и составил 143 млрд руб. Причем в ряде регионов обеспечено многократное увеличение этого показателя. Например, в Чеченской Республике - в 19 раз, в Республике Тыва - в 5 раз, в Республике Карелия - в 3 раза, в Ямало-Ненецком автономном округе - в 2,5 раза, в Чукотском автономном округе - в 2 раза.
Есть и еще один крайне важный момент. Федеральный фонд ОМС наращивает объемы дотаций на выполнение территориальных программ ОМС. Так, в 2008 г. на эти цели с учетом дополнительных доходов ФОМС будет направлено порядка 80 млрд руб.
Дмитрий Рейхарт подчеркнул, что средства нормированного страхового запаса ФОМС составили около 30 млрд руб. Это превышает уровень направляемых средств на финансовую поддержку территориальных программ ОМС в 15 раз, поскольку система ОМС в этом году была освобождена от функции по финансированию государственных социальных программ. При этом принципиально изменена методология предоставления финансовой помощи из средств нормированного страхового запаса. Эти средства подразделяются на две части: первая - в размере 90% предназначена для сокращения дефицита территориальных программ ОМС, вторая - в размере 10% направляется на стимулирование субъектов РФ, достигших серьезного снижения показателей общей и младенческой смертности, первичного выхода на инвалидность. Таким образом, добившиеся таких результатов субъекты РФ получат дополнительную финансовую помощь на развитие здравоохранения.
КРУ не замалчивало недостатки
Далее на конференции выступили руководители координационных советов ОМС всех федеральных округов. Участникам заседания был представлен сборник «Организация прав и законных интересов граждан в системе ОМС», где приведены статистические данные, показывающие, как обстоят дела с защитой прав граждан на получение медицинской помощи, полученные после анализа формы ведомственного статистического наблюдения. Прозвучало и много других содержательных докладов и выступлений. Например, начальник контрольно-ревизионного управления ФОМС Игорь Плешков проанализировал, что показали проверки работы территориальных фондов. Назывались и конкретные нарушения действующей нормативной базы. Первая группа их - финансовые потоки, не предусмотренные Временным порядком финансового взаимодействия. Следующая группа проверок выявляла нарушение порядка формирования и использования нормированного страхового запаса. Скажем одно: и по этому разделу и следующим также назывались конкретные фонды, которые отступали в своих действиях от установленного порядка. Руководитель КРУ ФОМС в своем докладе показал и необоснованное (финансово не подтвержденное) расширение обязательств по оказанию медицинской помощи (скорой и неотложной медицинской помощи, восстановительного лечения, медицинской помощи при заболеваниях, передающихся половым путем) за счет средств ОМС сверх Базовой программы. Были приведены данные проверок и по другим аспектам работы фондов. Для того чтобы объективно отслеживать и контролировать работу территориальных фондов, в ФОМС регулярно поступает информация и о результатах проверок, проведенных территориальными управлениями Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.
В 21 субъекте РФ при осуществлении Национального проекта «Здоровье» было допущено нецелевое использование средств ОМС на сумму 61 419 тыс. руб., из них восстановлено 53 436,6 тыс. руб., или 87%. Отмечены субъекты, допустившие нецелевое использование средств: Новосибирская, Томская, Свердловская области, Карелия и др.
Будущее за страховой моделью?
После окончания совещания и.о. директора ФОМС Дмитрий Рейхарт провел брифинг для журналистов. Так уж получилось, что здесь ему больше задавали вопросов, касающихся завтрашнего дня медицинского страхования. И он поделился с представителями СМИ своим видением дальнейшего пути развития ОМС.
Стратегическим документом для отрасли в ближайшее время станет Концепция развития здравоохранения до 2020 г. Именно она определит, на каких принципах будет построена отечественная медицина: на страховых или на бюджетных подходах.
В фонде отмечают и некие тревожные тенденции - всё больше плательщиков социального налога переходят на упрощенную форму налогообложения. Только за прошлый год подобных плательщиков стало фактически вдвое больше. Естественно, существенных средств от них в систему ОМС не поступает. Поэтому фонд настаивает на утверждении такого понятия, как стоимость страхового года. Речь идет о некой фиксированной сумме, которая должна уплачиваться каждым гражданином или его работодателем в систему ОМС, чтобы при необходимости ему была предоставлена качественная медицинская помощь.
Государство и общество должны четко определиться: какая модель здравоохранения нужна нашей стране. В фонде рассчитывают, что она будет эффективной и страховой. Между тем социологические опросы показывают, что за последние годы нарастает платность медицинской помощи. Чтобы искоренить эти разрастающиеся негативные тенденции, система ОМС должна платить за оказанные медицинские услуги полным тарифом. Фонд выступает за установление тарифов, которые покрывают 100% стоимости оказанных услуг. Это важно еще и потому, что только так можно добиться положения, когда все лечебные учреждения, в том числе и частные клиники, будут заинтересованными в работе в ОМС. В этом случае конкуренция заставит медиков предоставлять качественные медицинские услуги, делать всё для того, чтобы пациент выбрал лечение именно в этой больнице или поликлинике.
Сложный вопрос - за счет каких средств можно «пополнить» тариф? Значительно улучшает ситуацию принятое Правительством РФ решение об увеличении размера страховых взносов с работающего населения до уровня 5,1%. Есть и другие возможности у государства найти дополнительные средства для перехода к полному тарифу в ОМС - это увеличение взносов субъектов за неработающее население. Можно подумать и о том, чтобы передать ОМС часть акцизных средств, вырученных за продажу табачных изделий.
Корреспондент «МГ» поинтересовался у Дмитрия Владимировича, как должны сочетаться в образцовом ЛПУ работа в системе ОМС и предоставление платных услуг, ДМС. С точки зрения Дмитрия Владимировича, сначала надо добиться, чтобы медицинская помощь в системе ОМС оплачивалась полным рублем. Затем уже потребуется самым серьезным образом упорядочить платные услуги в медицинских учреждениях, подключив к этой работе СМК. Если платность идет в ущерб работе в ОМС, должны вмешаться СМК.
- Я считаю, - сказал Дмитрий Рейхарт, - что задача системы ОМС - защищать права и интересы граждан. В отличие от органов управления здравоохранением фонды ОМС и СМК - это информированные покупатели медицинских услуг в интересах застрахованных граждан. К сожалению, пока бывает и так: пришел больной на прием к узкому специалисту. А, скажем, гинеколог ему заявляет: сейчас попасть на прием не получится, все талончики уже на руках. Так что запишитесь на прием через месяц. Но если этот же пациент соглашается пройти обследование и консультацию платно, то перед ним сразу открываются все двери и его готовы принять немедленно. Подобная дискриминация неприемлема. В таких случаях фонды будут реагировать и добиваться, чтобы такая ситуация в будущем была априори невозможна.
* * *
В завершение участники совещания ознакомились с опытом работы МУЗ «Городская больница» Геленджика, пообщавшись не только с врачами, но и с больными, которые проходят лечение в этой больнице. Это лечебное учреждение уникальное в своем роде.
- Если зимой сюда обращается за сутки 20-30 человек за медицинской помощью, - говорит главный врач Константин Попандопуло, - то летом их число достигает уже 120-
130. Можно сказать, что наступает настоящая травматологическая эпидемия в масштабе курортного муниципалитета. Из-за увеличения нагрузки на «скорую», на травматологическое и хирургическое отделения возрастают расходы на охрану здоровья. Для медиков это становится серьезной проблемой.
Кроме того, в советское время больницы строились исходя из типовых нормативов, которые не соответствуют современному потоку отдыхающих. Городское здравоохранение просто не рассчитано на такое число пациентов. Больше половины обращений за медицинской помощью - экстренные. А это - другой ритм работы во всей городской медицине. Именно поэтому сюда приехал и руководитель ФОМС. Дмитрий Рейхарт хотел посмотреть, как на практике работает клиника, которую элитной никак не назовешь. Это то самое практическое здравоохранение, на помощь которого ежедневно надеются миллионы людей. Его интересовало, как больнице удается проводить интенсивное лечение больных и что делается в плане защиты прав застрахованных в ОМС. Увиденное, прямо скажем, не разочаровало высокого гостя. Несмотря на то что во многих палатах лечение проходят по 3-4 человека, стандарты медицинской помощи в Геленджике соблюдаются неукоснительно. Побеседовав с одной из больных, попавшей в больницу на отдыхе из-за приступа острого аппендицита, руководитель ФОМС убедился, что стационарная помощь этой москвичке была предоставлена бесплатно по полису ОМС. О чем она сама не преминула с удивлением рассказать руководителю ФОМС, поблагодарив врачей за квалифицированное лечение и внимательное к ней отношение. Еще одна деталь, прямо скажем, совсем нехарактерная для отечественных лечебных учреждений. И в приемном покое и отделениях можно было ознакомиться с информацией о правах пациентов, имеющих полисы ОМС. В этой больнице их явно повесили не в качестве антуража. Поскольку большую часть средств эта больница зарабатывает именно в системе ОМС, стараясь прийти на помощь каждому нуждающемуся.
Алексей ПАПЫРИН, спец. корр. «МГ».
Геленджикский район.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru