Вы здесь

На пути к одноканальному финансированию

В Москве состоялся семинар-совещание с директорами территориальных фондов ОМС «Актуальные вопросы реформирования системы ОМС в Российской Федерации», организованный Федеральным фондом обязательного медицинского страхования. С докладами, посвященными развитию системы ОМС и здравоохранения в России, выступили представители Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Федерального и территориальных фондов ОМС, Пенсионного фонда РФ, ученые и представители экспертного сообщества. Участники семинара обсудили вопросы реализации концепции развития здравоохранения в России до 2020 г., Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2010 г. На совещании были рассмотрены итоги реализации территориальных программ ОМС в прошлом году, опыт перехода на одноканальную систему финансирования здравоохранения, взаимодействие отделений Пенсионного фонда РФ и территориальных фондов ОМС в связи с переходом в 2010 г. от уплаты единого социального налога к страховым взносам. Дотации ТФОМС не будут снижены

- Более 15 лет назад в России была создана система обязательного медицинского страхования, - сказал, открывая совещание, председатель Федерального фонда ОМС Андрей Юрин. - За эти годы она показала себя способной защитить интересы пациента. Существенно увеличились ресурсы системы, в 2008 г. они достигли 539 млрд руб. Система ОМС создавалась как автономная, призванная обеспечить предоставление бесплатной медицинской помощи населению, со своими источниками доходов и направлениями расходов. Около половины ее доходов составляют налоговые платежи (251 млрд руб.), платежи за неработающее население – 178 млрд руб. На одного жителя страны приходится 2996 руб. из средств ОМС в год. По сравнению с 641 руб. в 2001 г. есть безусловный прогресс, но в то же время это не тот объем финансирования, который позволяет решить многие задачи, стоящие перед здравоохранением на современном этапе.

В текущем году система ОМС пережила серьезные испытания, связанные с экономическими трудностями, которые сказались на ее доходах. Но благодаря своевременно принятым решениям Правительства РФ по оказанию финансовой поддержки Федеральному фонду ОМС все территориальные фонды получают предусмотренные Федеральным законом о бюджете ФОМС дотации, отметил А.Юрин. Кроме того, территориальные фонды получат из федерального бюджета компенсацию в связи с сокращением их доходов. Все эти важные шаги направлены на то, чтобы не снижать социальные гарантии гражданам России.

- Бюджет будущего года формируется в условиях экономических сложностей, но при этом дотации ТФОМС не будут снижены, они сохранятся на уровне этого года - 85,7 млрд руб., - отметил А.Юрин, отвечая на вопросы журналистов. – На такой же подход мы настраиваем и субъекты Федерации. В Программе госгарантий оказания бесплатной медицинской помощи содержится требование, что платежи за неработающее население в 2010 г. не должны быть ниже уровня 2009 г. Это позволит сохранить объем Программы госгарантий на текущем уровне.

Платежи за неработающее население - это одна из проблем системы ОМС. Суммы, перечисляемые региональными бюджетами в фонды ОМС, отличаются в десятки раз. Корни этого явления лежат в той экономической дифференциации, которая объективно сложилась в нашей стране. Сегодня 60% налоговых поступлений обеспечивают 10% субъектов РФ. Задача системы ОМС - максимальное выравнивание возможностей гражданина к получению качественной бесплатной медицинской помощи на всей территории России. С 2011 г. страховой тариф увеличивается с 3,1 до 5,1%, что позволит более эффективно осуществлять выравнивание между субъектами РФ. «Это путь к обеспечению конституционных прав граждан, который мы должны реализовывать», - подчеркнул А.Юрин.

Сегодня на рынке обязательного медицинского страхования нет конкурентной среды, потому что тариф ОМС покрывает лишь часть затрат медицинских учреждений. Работа частных медицинских учреждений в системе ОМС напрямую связана с переходом на полный тариф. Федеральный фонд ОМС предлагает закрепить законодательно положение, согласно которому ни одному медицинскому учреждению, изъявившему желание работать в системе ОМС, не может быть в этом отказано независимо от его формы собственности, отметил председатель ФОМС.

Отраслеобразующая система

Анализ ситуации в здравоохранении России и задачи по его модернизации были представлены в докладе заместителя министра здравоохранения и социального развития РФ Вероники Скворцовой. Она отметила, что демографическая политика является одним из приоритетов государства. Поставлена цель увеличить численность населения к 2020 г. до 145 млн человек, повысить продолжительность жизни до 75 лет. Важнейшие направления корректировки демографической политики - улучшение состояния здравоохранения, снижение смертности и инвалидности, охрана материнства и детства. Не вызывает сомнений, что развитие отрасли зависит от того, сколько денег в нее будет вложено, а это определяется состоянием экономики. Но есть и обратная связь - чем выше уровень здоровья граждан страны, тем активнее идет экономическое и социальное развитие общества.

Два приоритетных направления, по которым работает министерство, - это сохранение здоровья населения и оказание качественной доступной медицинской помощи. Впервые в 2009 г. государство взяло на себя обязательство по формированию здорового образа жизни. Этот фактор определяет здоровье населения страны в большей степени, чем состояние системы здравоохранения. В основе лежит первичная профилактика, направленная на снижение заболеваемости и смертности населения. В стране создаются центры здоровья из расчета один центр на 200 тыс. населения. Они будут работать в системе ОМС, независимо от того, где будут расположены - в поликлиниках или учреждениях, пока не включенных в систему ОМС (врачебно-физкультурных диспансерах и центрах профилактики).

До 2020 г. планируется провести серьезную и глубинную модернизацию отрасли. Существенно изменится Программа государственных гарантий, будет жестко определен минимальный подушевой норматив финансирования с индексацией по возрасту. Основой доступности и качества медицинской помощи станет стандартизация. Сегодня активно идет работа над экономически просчитанными стандартами и порядками оказания медицинской помощи. Совокупность стандартов и станет в итоге Программой госга рантий бесплатной медицинской помощи.

Как отметила В.Скворцова, в связи с глобальной реформой системы здравоохранения России сегодня очень важна работа фондов обязательного медицинского страхования. «Россия - огромная по территории страна с очень большим населением, и для успешной реализации реформ очень важно наличие эффективных рычагов управления на местах. В условиях, когда существует много источников финансирования отрасли здравоохранения, нужны механизмы гибкого перераспределения финансовых ресурсов. Это обеспечивает целостность страны, уравнивает права граждан на доступное и качественное медицинское обслуживание, независимо от того, в каком регионе они проживают. Система обязательного медицинского страхования должна быть отраслеобразующей системой, объединяющей все функции и механизмы здравоохранения», - подчеркнула заместитель министра.

В интересах врачей и пациентов

Планом правительства по реализации основных мер по социально-экономическому развитию страны предусмотрено, что к 2012 г. 70% средств, которые направляются на здравоохранение, должны поступать через систему ОМС, сообщил председатель Федерального фонда ОМС, отвечая на вопрос «МГ». Сегодня к этому показателю приблизились Тюменская, Нижегородская, Калининградская области, Пермский край. При этом важна не сама одно-канальность, а принципы работы по переходу на новую систему - оплата за законченный случай, подушевой принцип финансирования амбулаторно-поликлинических учреждений, которые будут получать средства ОМС не за каждый отдельный прием пациента, а за всех прикрепленных граждан. Это создаст дополнительные стимулы для профилактической работы в первичном звене, отметил А.Юрин. Сегодня средства ОМС, выделяемые на душу населения, составляют 3 тыс. руб., в 2012 г. они превратятся в 6 тыс. руб.

Исполнительный директор территориального фонда ОМС Нижегородской области Елена Хлабутина подвела на семинаре-совещании первые итоги работы своего региона в условиях преимущественно одноканального финансирования здравоохранения из средств ОМС. Она отметила, что система финансирования по расширенному тарифу позволяет главным врачам маневрировать заработанными заоказанную медицинскую помощь средствами и в случае необходимости направлять их на наиболее приоритетные статьи расходов, включая ремонт оборудования, закупку недорогого оборудования, повышение квалификации медицинских работников и т.д. Преимущественно одноканальное финансирование здравоохранения позволяет оптимизировать организацию медицинской помощи и развивать приоритетные направления: совершенствовать амбулаторно-поликлиническую помощь, оказание медицинской помощи по принципу врача общей практики, внедрять оплату медицинской помощи по законченному случаю. Таким образом, внедрение преимущественно одноканальной системы финансирования приводит к включению механизма экономической заинтересованности в расширении ресурсосберегающих технологий и рациональном использовании имеющихся финансовых средств.

Главное достоинство одноканального подушевого финансирования - однонаправленность мотивации населения и системы здравоохранения, подчеркнула в своем выступлении минстр здравоохранения Калининградской области Елена Клюйкова. Мотивация пациента - быть здоровым, иметь врача, заботящегося о здоровье и профилактике болезней, а в случае болезни получить раннюю диагностику и быстрое излечение. Мотивация системы здравоохранения - охрана здоровья населения, усиление профилактической направленности, внедрение здоровьесберегающих технологий, повышение качества услуг и интенсивности лечения.

В качестве фондодержателей средств ОМС при новой схеме финансирования выступают ЛПУ, оказывающие первичную медико-санитарную помощь - поликлиника, офис врача общей практики, комплекс поликлиника - стационар. Допуск к работе в системе ОМС и фондодержанию осуществляется вне зависимости от формы собственности и ведомственной подчиненности. Первичное закрепление за фондодержателем происходит по участковому принципу, а плановые госпитализации и консультации - по направлению фондодержателя. Среди важных преимуществ такого принципа работы - право выбора врача и лечебного учреждения, соответствие расходов полученным доходам, внедрение оплаты лечения в стационаре за законченный случай стационарного лечения по нозологическим формам МКБ-10 (вне зависимости от типа, уровня, формы собственности учреждения здравоохранения и длительности лечения). Как подчеркнула Е.Клюйкова, одноканальное подушевое финансирование - это нацеленность системы здравоохранения на охрану здоровья, создание рынка медицинских услуг с конкурентной средой, мотивация лечебных учреждений и медицинских работников к усилению профилактической направленности работы, повышению качества услуг и интенсивности лечения, сокращению издержек, оптимизации структуры и штатов. В конечном итоге это направлено на повышение качества медицинских услуг и эффективность использования ресурсов здравоохранения.

Новый механизм сбора взносов

На основании Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» с 2010 г. единый социальный налог заменен на страховые взносы, отвечать за сбор которых будет Пенсионный фонд. Администраторами платежей за неработающее население остаются ТФОМС. Как считает А.Юрин, переход на новые принципы сбора взносов благотворно скажется на финансовом обеспечении системы ОМС.

Подписано соглашение между Федеральным фондом ОМС и Пенсионным фондом Российской Федерации, которым утвержден механизм взаимодействия между ними. В семинаре-совещании приняли участие руководители Пенсионного фонда РФ во главе с председателем его правления Антоном Дроздовым, которые дали полную информацию по вопросам взаимодействия между отделениями Пенсионного фонда РФ и территориальными фондами ОМС. Отделения Пенсионного фонда будут ежедневно передавать своим коллегам из ТФОМС в электронном виде сведения о платежах страхователей в ФОМС и ТФОМС, об исполненных органами Федерального казначейства решениях ОПФР о зачете и уточнении принадлежности платежей в части их, относящихся к ФОМС и ТФОМС. Ежеквартально ТФОМС будут получать данные расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам в фонды ОМС их плательщиками, реестры зарегистрированных в ОПФР страхователей, ежегодно - данные расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам в ФОМС и ТФОМС.

Как подчеркнул А.Дроздов, Пенсионный фонд рассматривает взаимодействие с фондами ОМС как важное направление своей деятельности. «Это для нас нагрузка, но нагрузка приятная, поскольку мы находимся в системе одного министерства и понимаем ваши задачи», - отметил он. ПФР ведет подготовку к администрированию страховых взносов в плановом порядке, подготовлены и согласованы с Минздравсоцразвития России все необходимые нормативные акты, проводится сверка с налоговой службой состава плательщиков и задолженностей. А.Дроздов заверил своих коллег из фондов ОМС, что их информированность по вопросам сбора страховых взносов будет как минимум не хуже, а возможно и лучше, чем сейчас.

Фёдор СМИРНОВ.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru