Вы здесь

Главный врач или директор?

На современном этапе развития рыночной экономики в России для многих предпринимателей наступил момент, когда частные медицинские организации стали объектом инвестиционного анализа, изучения всех особенностей медицинского бизнеса и в первую очередь профессионального управления. Находясь под влиянием западной моды на использование модели «научного управления», которая была сформулирована и предложена в докладе конгрессу США американским инженером Фредериком Уинслоу Тейлором в 1912 г., большинство отечественных предпринимателей в сфере здравоохранения считают, что нет смысла говорить о каких-либо принципиальных особенностях в управлении медицинскими организациями. Эта тенденция активно подкрепляется программами системы дополнительного профессионального образования в области менеджмента МBA, которые предполагают подготовку так называемых универсальных менеджеров.

В поисках «своей» клиники

Однако МВА-технологии подготовки универсальных менеджеров не учитывают один очень важный момент. Дело в том, что не один другой вид предпринимательской деятельности так плотно не переплетается с медицинскими (профессиональными), психологическими, этическими, организационными и методическими принципами, фактически формируя совершенно новую и специфическую форму управления – «медицинский менеджмент». Профессиональный уровень и качество медицинского менеджмента в первую очередь связаны с безопасностью медицинского обслуживания, от которого зависят здоровье и жизнь человека. Прочие составляющие, такие как сервис, маркетинг, PR-технологии, в управлении медицинской организацией всегда будут находиться на втором плане.

Связано это как с особенностями управления медицинской организацией, так и с фигурой самого врача. И вот почему. Известный французский философ, основатель первой во Франции кафедры психоанализа Мишель Фуко в своей книге «Рождение клиники» писал: «Врач – это представитель свободной профессии, которая подразумевает, что он исторически «работал» только на самого себя, оказывая помощь страждущим. Плохо вписывается психология и самоидентификация врача (и даже современного) в статус наемного, подневольного работника, работающего на собственника».

Врачи, а также средний медицинский персонал как государственных медицинских учреждений, так и частных медицинских организаций с одинаковым непониманием отзываются о роли и месте работников исполнительных дирекций, бухгалтерий, специалистах IT-служб, видя в них нахлебников. Медики искренне не понимают, куда уходят зарабатываемые ими деньги и почему они получают не более 30% от вырученных за обслуживание пациентов средств. Всё это рано или поздно начинает отражаться на внутреннем микроклимате медицинской организации и дисциплине персонала. Нарушение микроклимата неизбежно сказывается на результатах медицинской и экономической деятельности самой медицинской организации. Традиционным подходом в решении данных проблем со стороны «универсальных менеджеров» становится ужесточение дисциплины, применение штрафных санкций, слежка, доносительство и т.д. и т.п. Однако, как правило, подобные «управленческие» приемы заканчиваются тем, что врачи, получив определенные знания, умения и навыки, а также сертификаты и базу пациентов, уходят в другую медицинскую структуру.

В борьбе за повышение экономической эффективности в деятельности медицинского персонала «универсальные менеджеры» часто прибегают к еще одному устоявшемуся управленческому алгоритму МВА – созданию духа соперничества между сотрудниками медицинской организации, формированию неформальной атмосферы, стимулирующей трудовой индивидуализм. Безусловно, что такой подход может быть эффективным в управлении организацией иной сферы. Однако для организаций сферы здравоохранения и медицины данная управленческая методология неприемлема и губительна. Связано это с тем, что основной задачей руководителя медицинской организации является выстраивание системы обмена информацией и сотрудничества, но никак не индивидуального соперничества. Такой подход несовместим с самой сутью медицинской услуги – безопасностью. Недаром в медицине за многие века ее существования сформировался такой институт, как консилиум. Именно он является основным коллегиальным инструментом, гарантирующим безопасность медицинской помощи в процессе организации медицинского обслуживания пациентов.

Так как же при всех изложенных выше особенностях можно создать успешный медицинский бизнес? Первое и основное, что является базисом успешного медицинского бизнеса, – это культура, традиции, знания и умение доктора общаться с пациентом и оказывать безопасные и качественные современные медицинские услуги. Как верно отметил основатель «Петербургского медицинского форума» Сергей Ануфриев, «ключ к предпринимательскому успеху на рынке медицинских услуг хранится не в кабинете «универсального менеджера» и не в сейфе учредителя – частного собственника, но в кабинете доктора, в том «таинстве», которое происходит между врачом и пациентом. На этом и строится всё предпринимательство в медицине». Этот же аспект позволяет говорить о социальном статусе предпринимательства в сфере здравоохранения вообще.

Перед выбором

На рынке медицинских услуг медицинская организация (учреждение) является заложником врача. Потеря доверия к врачу – это потеря доверия ко всей медицинской организации, к ее репутации. Дело в том, что на площадке медицинской организации неизбежно сталкиваются вопросы финансовой прибыли и безопасной, качественной медицинской помощи. Нужно понимать, что если вопросы экономической эффективности становятся ведущими в деятельности медицинской организации, то на оси взаимоотношений врач – пациент последний неизбежно становится легкой добычей доктора, не отягощенного этическими и профессиональными принципами и желающего развести пациента на деньги. Системное развитие такого подхода и приведет рано или поздно к потере доверия сначала к врачу, а затем к клинике. Поэтому роль руководителя-управленца, несущего ответственность не только перед собственником (учредителями, акционерами), но и перед своими пациентами в первую очередь сводится к выработке идеологии возглавляемой медицинской организации и формулированию соответствующей миссии.

В 2009-2010 гг. рядом консалтинговых компаний Москвы проводилось интервьюирование директоров и главных врачей частных медицинских организаций столицы. Результаты оказались следующими. Директора частных клиник, имеющие базовое высшее немедицинское профессиональное образование, формулировали миссию своих медицинских организаций исключительно с позиций экономической эффективности. Другая же, меньшая по количеству группа руководителей, представленная главными врачами частных и негосударственных медицинских организаций (учреждений), имеющих соответственно базовое медицинское образование, специализацию и/или профессиональную переподготовку по организации здравоохранения, изначально формулировала миссию своих структур с позиций медицинской и только затем экономической эффективности.

Грамотное формулирование миссии медицинской организации закладывает основу оценки эффективности ее деятельности. Дело в том, что эффективность работы медицинской организации измерить непросто. Специфика оценки деятельности медицинских организаций связана с выбором оптимальных критериев эффективной работы и оценки качества оказываемой медицинской помощи. Создание системы контроля качества и мотивации персонала в медицинской организации – процесс достаточно сложный, но не столько в силу организационных моментов, сколько в силу специфики самой медицинской деятельности. Существующие стандарты диагностики и лечения позволяют выбирать оптимальный с точки зрения результата и финансовых затрат метод. Однако нельзя не учитывать и то, что и безопасность и качество медицинских услуг тесно связаны с качеством менеджмента медицинской организации, эффективность которого может быть гарантирована только фигурой главного врача как основного руководителя клиники.

По двум моделям

В настоящее время на рынке медицинских организаций страны сложились две основные модели руководства.

При первой всё руководство медицинской организацией осуществляет генеральный директор, не имеющий высшего профессионального медицинского образования. В его подчинении находится главный врач, отвечающий за организацию всей медицинской службы организации. Данная управленческая модель как для предпринимателя (собственника), так и для системы врач – пациент не является оптимальной. Директор, не в полной мере знающий специфику организации медицинского обслуживания пациентов, подвержен высоким рискам принятия неверных решений. Кроме этого, рано или поздно он начнет испытывать неудобства от постепенно возрастающего влияния и зависимости от врачебного коллектива и главного врача. При второй управленческой модели руководство медицинской организацией осуществляет главный врач, являющийся профессиональным медиком. Однако осуществлять руководство частной медицинской организацией, имея только медицинское образование по тому или иному клиническому профилю, совершенно недостаточно. Вузовская и послевузовская система подготовки врачебных кадров не предполагает изучение ряда основополагающих дисциплин по специальности «менеджмент». Отсутствие у врачей-клиницистов необходимых знаний в области организации, управления, экономики и права является серьезным препятствием при принятии квалифицированных управленческих решений, направленных на повышение эффективности деятельности медицинской организации. По этой причине на рынке кадровых ресурсов с особой тщательностью отслеживаются специалисты, которые наряду с базовым медицинским образованием имеют специализированную подготовку (переподготовку) по организации, управлению и экономике здравоохранения, а также опыт руководства частной медицинской организацией. Не перейти грань

Еще одной проблемой медицинского менеджмента является взаимодействие наемного менеджера частной клиники с акционерами и/ или инвесторами, которые вложили деньги для получения прибыли, и подчас их не интересует, каким путем и какими средствами достигается эта цель. В такой ситуации очень легко перейти грань, когда с целью максимизации прибыли будет снижаться качество медицинских услуг, не будет обновляться и должным образом обслуживаться оборудование, будут нарушаться технологические циклы и т.п. В нашей стране при отсутствии развитого медицинского сообщества, объединенного в национальную медицинскую ассоциацию, которая бы контролировала и пресекала подобные ситуации, остается уповать в большей степени на порядочность менеджеров медицинских организаций и репутацию той или иной клиники.
В медицинском бизнесе следование за передовыми технологиями – это один из самых важных факторов конкурентного преимущества, ведь пациент ищет и выбирает лучшее, что есть в области диагностики, лечения. Поэтому менеджмент частной медицинской организации должен способствовать профессиональному росту и развитию медицинского персонала – врачей и средних медицинских работников. Кроме этого, одной из приоритетных задач медицинского менеджмента медицинской организации является создание условий для развития механизмов интерпренерства – управленческого процесса, при котором в формировании и реализации маркетинговых программ организации принимают участие практически все медицинские работники. Важнейшим моментом при осуществлении медицинской практики является колоссальная ответственность врача перед пациентами. В России ответственность за оказание медицинских услуг несет юридическое лицо. Это значит, что за все «грехи» и просчеты врачей материально отвечает медицинская организация. В ряде случаев ее могут лишить лицензии на занятие медицинской деятельностью. Это еще один довод в пользу того, что руководство медицинской организацией целесообразнее оставлять за главным врачом – профессиональным медиком, а не за директором без глубоких знаний медицины.

Построить и оснастить медицинскую организацию – дело дорогое, но не самое мудреное. Гораздо труднее добиться того, чтобы частная медицинская организация, предлагающая свои услуги пациентам наряду с традиционными медицинскими учреждениями, смогла бы стать привлекательным и надежным партнером, гарантирующим безопасное и качественное оказание медицинских услуг, соответствующих самым высоким стандартам. Огромных управленческих усилий требует и успешное использование самых современных технологий диагностики, лечения и реабилитации. Успех и благополучие медицинского бизнеса могут быть достигнуты в том случае, когда менеджеры, врачи, средний медицинский персонал, а также немедицинские работники становятся единой творческой командой. Результатом деятельности такой команды являются безопасность и качество медицинских услуг, стабильность результатов лечения, достоверность информации о деятельности клиники, а также рост экономических показателей, делающих предпринимательство в сфере медицины привлекательным и востребованным.

Александр ЛЕБЕДЕВ, профессор.
Марина ГОНЧАРОВА, кандидат медицинских наук.
Москва. 

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru