Вы здесь

Когда перепутья позади

Печально, но факт: сегодня в нашей стране низкий уровень рождаемости (10,5%), высокие показатели общей смертности (16%), особенно среди лиц трудоспособного возраста, отрицательный естественный прирост населения, стремительный рост числа несчастных случаев, отравлений и травм. Россия по ожидаемой продолжительности жизни мужчин отстает от Франции и Японии более чем на 15 лет. Причем по различным прогнозам динамика основных показателей здоровья населения в нашей стране в ближайшие годы сохранит свою отрицательную направленность.

Как справиться с этими нелегкими проблемами? Об этом шел разговор на II съезде Российского общества по организации здравоохранения и общественного здоровья. Сегодня о нем и его задачах рассказывает председатель правления общества академик РАМН Олег ЩЕПИН.

Необходима модернизация отрасли

Нынешнюю ситуацию усугубляют проблемы внутри самого здравоохранения. Сохраняется дефицит медицинских кадров в первичном звене. Среди врачей преобладаютспециалисты пенсионного и предпенсионного возраста. Численность врачей общей практики явно недостаточна. Высока и неудовлетворенность пациентов как доступностью медицинской помощи, так и качеством ее высокотехнологических видов. Остается низкой доля профилактических посещений в амбу-латорно-поликлиническом звене.

Материально-финансовые ресурсы отрасли не приведены в необходимое соответствие с государственными гарантиями оказания бесплатной медицинской помощи, что ведет не только к снижению ее качества, но и к уменьшению ее доступности для большинства граждан России. Большинство развитых стран мира расходуют на развитие здравоохранения и оказание медицинской помощи населению от 8 до 12% ВВП. Российская Федерация -2,6-2,8%. Министр М.Зурабов полагает, что средства, официально поступающие от граждан на оказание платных медицинских услуг, уже со-поставимы с поступающими из Фонда медицинского страхования.

Конечно же, нужна модернизация отрасли. Она предполагает обновление механизмов правового регулирования, расширение хозяйственной самостоятельности меди-цинскихучреждений, изменение системы обязательного медицинского страхования, существенное укрепление материально-технической базы, поддержку медицинской науки, особенно развития высокотехнологичной помощи. Существенную роль в этом призван сыграть и Национальный проект «Здоровье», в котором, по существу, окончательно поставлена точка в выборе путей дальнейшего развития здравоохранения. Перед отраслью стоятсерьезные, непростые задачи - переход на новые формы оплаты труда врачей, подготовка врачей общей практики, участковых терапевтов и педиатров, укрепление диагностической службы и службы скорой помощи и т.д.

Кто поможет выйти из кризиса

Во всех этих мероприятиях ведущая роль не может не отводиться государству, специалистам в области общественного здоровья. Для объединения совместных усилий по выводу здравоохранения из затянувшегося кризиса и координации действий, активного внедрения научных достижений в практику отрасли и была учреждена Общероссийская общественная организация «Российское общество по организации здравоохранения и общественного здоровья».
В своей деятельности общество руководствуется принципами добровольности, равноправия всех ее членов, самоуправления, законности и гласности. Оно действует в соответствии с Конституцией и законодательством РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами. На сегодняшний день общество осуществляет свою деятельность на территории 46 субъектов Российской Федерации через свои региональные отделения.

Здравоохранение как компонент процесса глобализации становится политическим проектом, в который включены различного уровня исполнители, институты, учреждения, организации, поддерживающие неолиберальный экономический подход. Отрасль поставлена в жесткие внешние социальные, экономические, организационные и политические рамки, которые требуют замены прежних привычных подходов новыми образцами и моделями. При этом увеличивается степень неопределенности во всех структурах здравоохранения, что существенно затрудняет выбор правильных управленческих решений. Изначально присущий системе компонент социального компромисса утрачивает свою приоритетность и эффективность, что подрывает действенность государственных социальных гарантий в области оказания лечебно-профилактической помощи. Поэтому для здравоохранения решение этого вопроса становится сложной проблемой в современных условиях хозяйствования, поскольку любое изменение не может не приводить к возрастанию доли социальной несправедливости, то есть этические основания прежнего здравоохранения ухудшаются, а вероятность массовых рисков для здоровья и развития заболеваний возрастает.

Ориентир -на партнерские отношения

В ходе глобализации ослабляется союз между экономикой и социальным государством. При этом большинство прежних базовых понятий утрачивает свое значение, система устоявшихся отраслевых ценностей заменяется универсальными экономическими свободами и индивидуальными правами отдельного самодостаточного индивида. Все это приводит к тому, что прежнее ядро здравоохранения заменяется новой идеологией, которая выражается в господстве постиндустриального рынка и замене социально-политических подходов экономическими.

Решение всего комплекса проблем отечественного здравоохранения смещается на уровень субъекта Российской Федерации. Основной приоритет при этом отдается удовлетворению ожиданий граждан в отношении собственного здоровья, укреплению местного потенциала здравоохранения за счет эффективного использования имеющихся ресурсов. Сама практика формирует современные инструменты реализации инвестиционной политики в здравоохранении. Активно используются банковские кредиты, финансовый лизинг, реализация инвестиционного проекта под ключ и затем его оплата бюджетом, продажа муниципального имущества здравоохранения и направление вырученных средств на инвестиционные проекты, ипотечное кредитование при решении проблем жилья для работников здравоохранения.

На этом фоне изучение, обобщение и использование положительного опыта зарубежного здравоохранения представляется принципиально важным, так как процессы нео либерализма и глобализации четко выражены в экономически развитых странах.

Характерным для зарубежного здравоохранения является развитие партнерства между государственным и частным секторами. Идет поиск новых эффективных методов финансирования здравоохранения и распределения финансовой ответственности между государственной властью и населением посредством развития ОМС, ДМС и частных служб. Большое внимание уделяется повышению качества медицинской помощи путем использования достижений научно-технического прогресса и совершенствования организационных технологий, расширению участия граждан в работе сектора здравоохранения. В конечном счете можно вести речь о сформировавшейся для всех промышленно развитых стран мира тенденции к повышению политического приоритета здравоохранения, увеличению выделяемых на него ассигнований и усилению регулирующих и контрольных функций государства в этой области.

По-новому уяснить свое предназначение

Мы, члены Российского общества по организации здравоохранения и общественного здоровья, смотрим на нашу отрасль не только как на важный сектор социального обслуживания населения, но как на сектор ресурсного обеспечения социально-экономического развития, безопасности и обороноспособности нашей страны. Речь идет о переходе к новому пониманию роли и места здравоохранения. В будущем оно станет функционировать в условиях утверждения и реализации системы его основных ценностей, в центре которой - доступность и качество медпомощи, наиболее полное обеспечение прав ее основных участников - пациентов и медицинского персонала при соблюдении их обязанностей и ответственности.

Представляется справедливым и социально оправданным, чтобы постоянная цель деятельности системы здравоохранения Российской Федерации заключалась в достижении каждым жителем России максимально возможного уровня своего здоровья. Общество может и должно вносить свой весомый вклад в достижение этой исключительно важной цели.

Это касается и реорганизации стационарной помощи - распределения количества коек в зависимости от интенсивности лечебно-диагностического процесса (интенсивное лечение - до 20%, восстановительное лечение - до 45%; длительное лечение больных хроническими заболеваниями - до 20%; медико-социальная помощь-до 15%); перемещения части объемов оказания медицинской помощи со стационарного на амбулаторный этап; более широкого использования дневных форм пребывания пациентов в стационарах. Тоже относится и к развитию высокотехнологичной медицинской помощи - повышению доступности высоких медицинских технологий в кардиохирургии, онкологии, травматологии, развитию системы межрегиональных и межрайонных специализированных медицинских центров.

В Министерстве здравоохранения и социального развития РФ организовано Федеральное агентство по высокотехнологичной медицинской помощи, которое, являясь федеральным органом исполнительной власти, оказывает государственные услуги и управляет государственным имуществом в сфере здравоохранения при разработке и реализации современных медицинских технологий, новых методов диагностики и организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи, включая трансплантацию органов и тканей человека.

Средства, выделяемые из государственного бюджета на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, увеличиваются с 9,9 млрд руб.в2006г.до17,5млрдруб.в2007 г. и 23 млрд руб. в 2008 г., а бюджетное финансирование строительства федеральных центров высоких медицинских технологий в рамках Национального проекта «Здоровье» составит 12,6 млрд руб. По подсчетам специалистов, с введением в строй новых центров удовлетворение потребности населения Российской Федерации поэтому виду медицинской помощи возрастетс 22,5 до 80%.

Развитие промышленногоздраво-охранения поможет интегрировать ведомственные медицинскиеучреж-дения в общую систему здравоохранения на единой нормативно-правовой базе, развивать медико-санитарные части (МСЧ) для оказания высококвалифицированной медицинской помощи и снижения заболеваемости и инвалидности работающего населения, привлекать ведомственные медицинские учреждения для реализации программ в области здравоохранения. Получит импульс развития сельское здравоохранение, скорая и неотложная медицинская помощь.

Важно внедрить среднесрочное финансовое планирование, программно-целевой бюджет и систему мониторинга социально-экономической результативности бюджетных расходов. Принципиальным для отрасли представляется введение механизмов ответственности региональных и местных органов власти за бюджетную политику и выполнение финансовых обязательств перед населением и бюджетными учреждениями.

Что касается такого важного механизма финансирования здравоохранения, как система обязательного медицинского страхования, то в обозримом будущем представляется перспективным переход к единой системе медико-социального страхования и завершение перевода системы ОМС и в целом здравоохранения на страховые принципы, чтобы двухканальная система поступления финансовых средств в медицинское учреждение уступила место преимущественно одноканальной с перенесением части финансовой ответственности в негосударственный сектор.

Нельзя не сказать добрых слов в адрес таких субъектов Российской Федерации, как Москва и Московская область, Республика Татарстан, Краснодарский край, Саратовская и Кемеровская области, Ханты-Ман-сийскийавтономныйокругиряддру-гих территорий, где губернаторы, учредительные собрания и местные органы управления здравоохранением уделяют самое пристальное внимание как вопросам лечебно-профилактической помощи, так и состоянию здоровья своего населения, что выражается в организационной и финансовой поддержке соответствующих служб.

Это нам по силам

Сегодня развитие системы здравоохранения идет по принципу разграничения полномочий и придания медицинским учреждениям и организациям большей самостоятельности или автономии. Цель – повышение эффективности оказания лечебно-профилактической помощи населению. В этой связи заметным явлением государственной жизни стал Закон «Об автономных учреждениях», который затрагивает и сферу здравоохранения. Поскольку автономность медицинской организации предполагает ее самоуправление и самофинансирование с несением соответствующей правовой ответственности, организаторам здравоохранения следует более чем внимательно отнестись к изучению медицинской, социальной и экономической эффективности такого рода учреждений, которые вступают в качественно новые отношения как между собой, так и со своими учредителями.

Наше общество может внести существенный вклад в необходимые системные дополнения, которые связаны с приоритетными направлениями развития здравоохранения: в формирование правовой базы и этическое регулирование отношений в нашей отрасли, становление новой экономической модели здравоохранения. Не менее важным представляется и вклад нашего общества в развитие конкуренции на рынке медицинских услуг, создание условий для инноваций, реализацию инвестиционных проектов, экспорт медицинских услуг и формирование благоприятных условий для отечественных производителей на международных рынках и т.д. Под силу нашему обществу активно способствовать тому, чтобы любые изменения, вносимые в такую социально, экономически и политически чувствительную сферу, как здравоохранение, исходили из точной информации о состоянии отрасли на местах и медицинских потребностях населения страны, поскольку все возможные последствия любых предлагаемых мер необходимо спрогнозировать и просчитать на перспективу. Разработка вариативных сценариев развития здравоохранения - еще одна область приложения его потенциала.

Российское общество по организации здравоохранения и общественного здоровья предоставляет благоприятную возможность для творческого сотрудничества всех тех, кто прямо или косвенно имеет отношение к отечественному здравоохранению. Ради благородных, конкретных и достижимых целей следует объединить совместные усилия работников практического здравоохранения, управленцев отрасли всех уровней, исследователей-специалистов в области здравоохранения и общественного здоровья, работников высших учебных медицинских учреждений. Двери общества широко открыты для всех желающих внести свой вклад в становление обновленного здравоохранения России.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru