22 декабря 2024
Сегодня во всех странах мира, включая Российскую Федерацию, происходят демографические перемены, которые свидетельствуют о значительном росте относительного и абсолютного числа людей старших возрастных групп. В течение ХХ века средняя продолжительность жизни в развитых странах увеличилась с 35-40 до 70-75 лет. Это является самым замечательным результатом научно-технического и социального прогресса, достижением науки и практики.
Человек должен жить долго
Всемирной организацией здравоохранения определены три главные проблемы, связанные с постарением населения. Вот они:
- В обществе пожилых наиболее быстро расширяется группа очень старых людей, предъявляющих повышенные требования к социальному и медицинскому обслуживанию.
- Большинство пожилых - женщины, часто имеющие слабое здоровье, уязвимые, беззащитные и, по статистике, чаще, чем мужчины теряющие спутника жизни.
- Современные процессы модернизации нередко оказывают отрицательное влияние на людей пожилого возраста.
Демографические сдвиги способствуют росту интереса к геронтологии, и прежде всего к изучению первичных механизмов старения организма и факторов, определяющих продолжительность жизни. Геронтология (греч. geron, geront(os) - старение, logos – учение) - наука, изучающая закономерности старения живых существ, в том числе человека, и старческий возраст. Впервые этот термин был предложен нашим отечественным ученым И.И.Мечниковым в 1903 г. В своей книге «Этюды оптимизма» Илья Ильич писал, что изучение старости имеет не только теоретический интерес, но главным образом огромное практическое значение.
Современная геронтология - междисциплинарная наука, в состав которой входит биология старения, клиническая (гериатрия) и социальная геронтология (геронтогигиена), геронтопсихология, а также экономические аспекты старения населения. Термин «гериатрия» был предложен в 1909 г. американским врачом И.Л.Нашером. В 1914 г. он издал первую в США книгу под названием «Гериатрия: болезни пожилого возраста и их лечение». Эта наука как составная часть геронтологии включает в себя медицинские аспекты старения. Являясь разделом общей медицины, она занимается вопросами сохранения здоровья пожилых и старых людей, улучшения их самочувствия на фоне возникающей с возрастом патологии. Ее предмет - изучение особенностей клиники, диагностики, лечения и профилактики как старческой патологии, так и обычных заболеваний в преклонном возрасте, а также организация медико-социальной помощи лицам пожилого и старческого возраста.
Врачи-гериатры понимают простую истину, что в огромном большинстве люди умирают не от самой старости, а от болезней, настигающих человека в старости, которые необходимо и возможно лечить. Жить долго, сохранив здоровье и творческую активность
- естественная мечта каждого человека. При старении изменяются приспособительные процессы (адаптация), реактивность организма на внешние факторы (в частности болезнетворные), что влечет за собой относительно меньшую устойчивость к одним заболеваниям и большую к другим.
У 80-90% лиц старческого возраста имеются хронические заболевания, влияющие на их физическую и социальную активность.
Куда без образования
До настоящего времени предметом дискуссий остается вопрос о том, можно ли разделить два процесса, – старение без болезней и старение как дегенеративный процесс, непосредственно связанный с такими заболеваниями, как рак, болезни сердца и сосудов, сахарный диабет, болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона и др.
Сегодня ожидаемая продолжительность жизни в таких странах, как Исландия, Швеция, Швейцария, и в ряде других превышает 77 лет, уступая лишь Японии. В ряде стран (Италия, Нидерланды, Германия) ведутся широкомасштабные комплексные исследования лиц самых старших возрастных групп – 85- и 100-летних. Вероятный кризис в социальной сфере обслуживания пожилых людей может не произойти, если будут удовлетворены их потребности в необходимом медицинском и социальном обслуживании. В странах, где система медицинских услуг для пожилых уже существует, отмечается успешное гериатрическое обеспечение ухода за больными. Всё это повышает интерес ученых, государственных органов здравоохранения и социального обеспечения к подготовке специалистов в области гериатрии.
В качестве самостоятельной дисциплины в официальные университетские курсы гериатрия включена в 12 странах Европы. Официально утвержденная последипломная специализация по геронтологии и гериатрии существует в 14 странах, в том числе и в России. Как врачебная специальность гериатрия официально признана таковой в России в 1995 г. По мнению экспертов всем студентам-медикам, обучающимся в медицинских учебных заведениях, необходимо получить образование по основам и практике гериатрической медицины.
Десять лет назад в Самаре при участии ректора Самарского государственного медицинского университета академика РАМН Г.Котельникова прошло совещание-семинар по вопросам организации и методологии базовой и последипломной подготовки по гериатрии. На нем обсудили вопросы, связанные с преподаванием предмета в медицинских вузах. В проекте решения совещания говорилось о необходимости совершенствования преподавания гериатрии на всех кафедрах додипломной подготовки и на завершающем этапе выпускающими кафедрами; на факультетах последипломной подготовки, в первую очередь для врачей общей практики, а также по различным специальностям (неврология, урология, гинекология и др.).
Учли запросы практики
Как в предшествующем, так и в новом образовательном стандарте раздел обучения гериатрии представлен в виде электива для студентов лечебного факультета (18 часов), а также в виде курса для стоматологов и факультета медицинской профилактики. Можно сказать, что с учетом потребностей практического здравоохранения, связанного с демографическими переменами, каких-либо коренных изменений в программе обучения врачей не предусмотрено.
В СамГМУ кафедра гериатрии была организована в 1997 г. Это была первая академическая кафедра для подготовки будущих врачей по данным актуальным вопросам. В июне она отпразднует 15-летний юбилей. Когда обсуждался вопрос о создании академической кафедры по гериатрии, не все поддерживали это начинание. Возникло сомнение, а не приведет ли оно (а также курс) еще к одной узкой специальности? В медицинском вузе студенты изучают множество дисциплин (на 10-14 дисциплин больше, чем в других вузах). Вызывало опасение, что открытие дополнительной кафедры может повлечь за собой сокращение часов на основных.
В СамГМУ подготовка по терапии проводится на 3 кафедрах (пропедевтическая, факультетская, госпитальная). Если обучение гериатрии вести по сквозному принципу, мы получим эффект обучения «всему понемногу». По нашему глубокому убеждению, для построения системы знаний по геронтологии и гериатрии, где учитываются как теоретические аспекты в области геронтологии (молекулярная биология старения, генетические основы старения), так и клинические разделы геронтологии, кафедра гериатрии является необходимым звеном в подготовке будущих врачей.
В современном здравоохранении происходят значительные преобразования, связанные с выполнением Национального проекта «Здоровье», программы модернизации здравоохранения (ремонт и реконструкция учреждений, информатизация здравоохранения, внедрение стандартов оказания медицинской помощи). Большое значение в модернизации отводится подготовке медицинских кадров. Данной проблеме была посвящена специальная всероссийская научно-практическая конференция. Поскольку на сегодняшний день оказание гериатрической помощи и лечение больных осуществляются в общей сети здравоохранения (в поликлиниках, стационарах), постольку увеличивается значимость додипломной подготовки будущих врачей.
У постели больного
Главная задача додипломной подготовки – обеспечение каждого выпускника знаниями основ геронтологии и гериатрии, которые помогут в дальнейшей как терапевтической, так и хирургической практике. Студенты получают знания основ геронтологии, умения и навыки работы с пожилыми и пациентами старческого возраста, а также опыт клинической практики в области геронтологии. Программа обучения на кафедре гериатрии включает основы геронтологии и основы старения, демографию и эпидемиологию стареющего общества. Студенты 6-го курса лечебного факультета изучают основные разделы гериатрии, особенности клиники, диагностики у пациентов преклонного возраста, знакомятся с понятием гериатрической оценки (выявление дисфункций, способности к самообслуживанию, определение потребностей в постороннем уходе).
На 6-м курсе изучение особенностей заболеваний у людей старших возрастных групп проводится по «госпитальному принципу», «у постели больного», во время клинических разборов, обхода профессора или доцента кафедры.
Важными вопросами в программе преподавания остаются вопросы профилактики и предупреждения возрастной патологии, изучение феномена долгожительства, который позволяет убедиться в том, что жить можно долго без болезней, сохраняя физическую и творческую активность, обсуждение гериатрических аспектов врачебной этики, обеспечения потребности пациентов, находящихся на долговременном лечении, а также ухода за тяжелобольными пожилыми пациентами.
Студенты 6-го курса во время цикла активно участвуют в лечебной работе, курируют больных, заполняют медицинскую документацию. Важным моментом в преподавании мы считаем тот факт, что кафедра расположена на базе современного медицинского учреждения, обладающего новейшими диагностическими и лечебными возможностями – в госпитале для ветеранов войн (главный врач СОКГВВ, заслуженный врач РФ, профессор О.Яковлев).
На кафедре проходят обучение студенты 4-го курса факультета медицинской психологии «Профилактика старения» (20 часов практических занятий и 8 часов лекций). Также проводятся занятия для студентов 6-го курса медико-профилактического факультета «Принципы активного долголетия» (28 часов практических занятий и 6 часов лекций). На занятиях идет ознакомление с основными проблемами геронтологии, биологии старения, психологии старения. Студенты получают информацию о влиянии соматической патологии на психологический статус пациентов.
На 4-м курсе на цикле больше внимания отводится обучению определению биологического возраста, понятиям «нормального» и «патологического» старения, особенностям клиники и диагностики ассоциированных с возрастом болезней. На 5-м курсе акцент делается на изучении вопросов профилактики ускоренного старения, роли питания, двигательной активности, социальных, генетических факторов в процессе старения. Студенты знакомятся с современными технологиями, улучшающими качество жизни пожилых людей.
Кафедра – это связующее звено в сложной схеме взаимоотношений науки и практики. С ее появлением меняется отношение и к науке геронтологии и гериатрии в целом. Честно говоря, еще не все врачи имеют представление о такой специальности, как врач-гериатр. Многие вкладывают в этот раздел медицинской деятельности сугубо социальные функции: уход, лечение в доме престарелых и т.д. По мнению нашего ректора академика РАМН Г.Котельникова, на каждой клинической кафедре медицинского вуза преподаватели должны «Учить, лечить и заниматься наукой».
С началом работы кафедры гериатрии появился интерес к теме научных работников других специальностей, и в 2007 г. при университете создан совет по защите докторских и кандидатских диссертаций. Основное научное направление кафедры – «Выявление соматических признаков, определяющих направление процессов старения. Проблемы долголетия». Уже защищено 2 докторских и 17 кандидатских диссертации.
На кафедре проводится воспитательная работа с будущими врачами. Студенты знакомятся с принципами ООН в отношении пожилых, которые отражены в Мадридском международном плане действий по старению (2002 г. ) «Сделать полноправной жизнь людей преклонного возраста». Он предусматривает обеспечение независимости, ухода, условий для реализации внутреннего потенциала, сохранения достоинства. Работа нашей кафедры доказала, что она необходима, полезна и позволяет подготовить врача к нелегкой, но очень необходимой работе.
Наталья ЗАХАРОВА,
доктор медицинских наук,
профессор.
Самара.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru