24 декабря 2024
Помнится, когда в 1961 г. в СССР на киностудии «Ленфильм» кинорежиссер Владимир Чеботарёв приступил к съемкам фильма «Человек-амфибия», американская пресса оскорбилась на то, что русские замахнулись на святая святых Голливуда – красивую зрелищную сказку, дружно предрекая фильму провал. Когда годом позже «Человек-амфибия» стал лидером советского кинопроката, собрав более 60 млн зрителей, та же пресса взахлеб писала об этом факте, понимая, что не всякому голливудскому боевику такой рубеж по плечу.
Главная роль в том эпохальном фильме досталась молодому актеру Владимиру Кореневу, ныне народному артисту РФ, профессору Института гуманитарного образования и информационных технологий.
– Владимир Борисович, первая же роль в кино принесла вам головокружительный успех. Как вы пережили славу «Человека-амфибии»?
– Быть популярным в 21 год от роду невероятно сложно, успех был оглушительный, и как я не спился и не «пошел по рукам», не понимаю до сих пор... Подъезд дома, где я жил, был исписан губной помадой с первого до шестого этажа, мне даже пришлось два раза производить ремонт за свой счет. Что делать, за славу всегда приходится платить, в данном случае – из своего кармана!..
– Вы благодарны этому фильму?
– Я, конечно, благодарен случившемуся. Мне как начинающему актеру посчастливилось работать с великими Симоновым, Владленом Давыдовым, Михаилом Козаковым, Настей Вертинской. Замечательная музыка А.Петрова, великолепная операторская работа Э.Розовского. Что же касается самого кино в принципе, то в нем ведь как: можно собрать звездный актерский состав, иметь увлекательный сценарий и замечательного режиссера, а фильм не станет популярным. «Человек-амфибия» удался, может быть, из-за того, что мы просто очень увлеченно занимались своим делом и не думали об успехе. Я говорю это без пафоса, именно так это и происходило. Много интересных и даже трагических моментов было при съемках.
Например, меня привязали к якорю и стали опускать на глубину. Якорь должен был зацепиться за гребень подводной горы, а стал скользить вниз – в ущелье. Так я оказался на глубине 20 метров, вместо положенных десяти. Начали менять аппарат, акваланг не сработал, что на такой глубине равносильно смерти. Тогда Рэм Стукалов – чемпион СССР по плаванию и консультант фильма, сделал глубокий вдох из своего акваланга, снял его и надел на меня. А сам мгновенно ушел вверх. Он всплывал без остановки с такой глубины, что мог бы серьезно пострадать! Но врачи были рядом и своевременно оказали ему помощь.
Или другой случай. Я чуть не утонул вместе с цепью, конец которой должен был держать другой актер. Я прыгнул, а коллега не удержал ее в руках и цепь многокилограммовым грузом стала падать за мной. Глубина была большой и… я бы мог остаться в море навечно. Но и на этот раз благодаря оператору Розовскому меня спасли, как оказалось, для небывалой славы.
– А у вас нет комплекса Ихтиандра?
– Комплекс – это когда человек страдает от чего-то. А я счастлив, что сыграл эту роль! Еще Пушкин сказал, что мы ленивы и нелюбопытны. Но люди, которые ходят в Театр имени Станиславского, только Ихтиандром меня не считают, ведь у меня были и есть другие роли. Тогда я играл человека-амфибию, сейчас – бомжа на помойке, вчера играл американского полковника, ранее – профессора медицины Преображенского... Мне скучно себя повторять. Люблю удивлять, люблю, когда зрители говорят: «Ну, таким мы его никогда не видели!» На моем счету более 50 фильмов. Работал и работаю с разными режиссерами. Не так давно, например, снимался у Светланы Дружининой в «Виват, Анна Иоанновна!» Играл вместе с Инной Чуриковой – получил необычайное удовольствие от работы с этой замечательной актрисой.
Долго не хотел сниматься в сериалах. Но понял, что за ними будущее. Другой вопрос, сделан ли тот или иной сериал профессионально? К сожалению, сейчас таких режиссеров, как Сергей Бондарчук, которые могли бы поднять фильм масштаба «Войны и мира», уже нет, и дело не в деньгах. В наш век всеобщей коммерциализации мы уже потеряли нечто большее...
– Не поэтому ли основной акцент в вашем творчестве вы ставите на театре?
– Театр использует, как правило, высококачественный драматический материал. И это ведь здорово, когда то или иное театральное сообщество, коллектив использует общую художественную веру, общие вкусы и пристрастия в искусстве. Конечно, в кино тебя имеют возможность увидеть миллионы, но именно театр дает тот профессиональный рост, развитие, которые необходимы и личности, и артисту. Он заряжает энергетикой, опытом преодолевать ежедневный риск – ведь здесь, на сцене, нет дублей, и то, что ты проиграл и как это сделал, не переснимешь. Вот почему для меня хороший актер – это, прежде всего, актер театральный.
– Насколько мне известно, вы ни разу не поменяли театр.
– Действительно, не менял. Да и зачем? Нужно стараться, чтобы успех пришел в тот театр, где ты работаешь. Сейчас наш театр – один из самых посещаемых в Москве, у нас блистательные актеры и режиссеры. Я нужен в этом театре, хотя меня зовут и в другие. Главное, научиться работать, стать тем, что представляет определенную ценность, чтобы ясно было: ты нужен, без тебя нелегко. Сначала меня в театре называли Володя, теперь – Владимир Борисович, и надеюсь не только потому, что стал старше. Вся сцена Театра имени Станиславского полита моим потом, в нем все родное – кулисы, зрительный зал, люди... Зачем уходить, когда меня тут любят. И я их люблю!
– Интересно ли вам сыграть роль врача в каком-нибудь фильме или спектакле?
– Я с большим удовольствием играю на сцене театра профессора Преображенского в «Собачьем сердце». Есть другой знаменитый профессор (пока не буду называть его имя), образ которого, если все сложится, я хотел бы воплотить на экране…
– Что для вас, Владимир Борисович, семья?
– Крепкий тыл. Моя жена Алла Константиновна – тоже актриса. Мне повезло встретить женщину, которая меня терпит столько лет, ведь характер у меня – не сахар, особенно когда дело касается работы. Ей со мной непросто. Дочь Ирина пошла по нашим стопам, тоже служит в Театре имени Станиславского. Она по-настоящему способный человек, и выбор профессии был предопределен с детства, так как с 4 лет она ездила с нами на гастроли, дома у нас всегда бывали интересные люди, известные актеры и режиссеры. Родила нам прекрасного внука Егора! Словом, мне повезло с семьей, и это – счастье!
– Имели ли для вас значение личные отношения ваших родителей?
– Я считаю, что тяга к постоянству заложена и воспитана во мне родителями. Отец и мать прожили всю жизнь вместе, любили друг друга, были счастливы. Уверен, что их отношения определенным образом отразились и на мне.
– Чтобы иметь хорошую физическую форму, вам нужно чего-то придерживаться?
– Я ничего не делаю, чтобы как-то себя беречь. Опять же спасибо родителям – очень хорошие гены достались. У моего деда Василия было 12 детей, а сам он умер в 90 с лишним лет. Все тетки и дядья жили до 85-90 лет – у меня очень крепкие корни! А еще я много работаю: чуть ли не каждый день спектакли, репетиции, съемки, преподавание в институте. Уверен, чтобы быть в форме, надо жить активно. Надо жить, а не заниматься сохранением себя как физического тела! Какая в этом ценность?! Ценность возникает, когда работаешь!
– Вы профессор, художественный руководитель факультета театрального искусства Института гуманитарного образования и информационных технологий. Каким вы видите молодое поколение, поступающее в театральные вузы? Что такое, по-вашему, талант?
– Талант?.. Не знаю... Искра Божья, способность выражать себя в каких-то свойственных только тебе формах, радость созидания нового, прекрасного. А Россия богата талантами. Славяне вообще тяготеют к театральному искусству, лицедейству. Только вот сейчас сильно сказывается на настрое молодежи влияние западной поп-культуры, в особенности американской. Между тем Чарли Чаплин, который навсегда уехал из этой страны, выступая как-то сказал: «Я уважаю китайцев, которые изобрели компас, но воздержались при этом открыть Америку!» Великий Чаплин уже тогда ощущал опасность, которая исходит от этой богатой, но малокультурной страны. Чаплин видел, а мы до сих пор не замечаем! Меж тем идет процесс уничтожения всего национального: речи, кухни, одежды. Соответственно, и культурный уровень нашей молодежи стал ниже. Во время собеседований понимаешь, что они не знают литературы, не знают истории, да и не хотят знать. Уровень средней школы сейчас очень и очень низкий. Мы даже включили в свое обучение в институте программу средней школы, чтобы студенты с ней знакомились хотя бы в вузе. Я консерватор по натуре и твердо уверен, что не надо менять то, что и так хорошо. Зачем, например, из школьной программы убрали Маяковского? Это ведь замечательный поэт, а быть глашатаем революции его заставила система! Да если бы его одного… При всем этом в наших вузах неизменно большие конкурсы. Думаю, что это хороший показатель.
- Есть такое мнение, что хорошие книги лечат. Имеются ли у вас любимые «лекарства»?
- Лично меня, действительно лечат книги и хорошая классическая музыка. Например, Моцарт - очень светлый композитор: в его музыке есть гармония, есть некий алгоритм, как в молитве. Любое большое, настоящее искусство производит гармонизацию нашего сознания: Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Толстой... Валерий Брюсов написал:
«Есть тонкие властительные связи
Меж контуром и запахом цветка,
Так бриллиант невидим нам, пока
Под гранями не оживетв алмазе...»
Разве эти изящные строчки могут не лечить! Лечит способность человека увидеть красоту и передать ее. Каждый большой писатель обладает этим качеством. Я очень люблю читать, а время на чтение обычно есть только ночью, когда все ложатся спать. Я по гороскопу Близнец, а это очень любопытные, точнее любознательные люди! В школе, к концу 10-го класса я прочел всю районную библиотеку. Даже статью Фрейда «Будущее одной иллюзии» с немецкого перевел - так было интересно! А сейчас у меня есть книги, отложенные на будущее, поэтому и сплю по четыре часа в сутки - ведь даже врачи говорят: неважно сколько спишь, если чувствуешь себя при этом нормально.
- Как, по-вашему, нужно воздействовать на людей, чтобы добиться положительного результата, например, в борьбе с вредными привычками?
- Если начинать с ребенка, то ему еще в детстве нужно привить любовь к здоровому образу жизни, то есть образу жизни человека со здоровой нервной системой, живущего гармонично с этим миром. Ведь все изменения в организме, уход от нормы происходят из-за срывов в нервной системе, и когда человеку нужно себя как-то восстановить, он ищет прибежища в алкоголе, курении или наркотиках. Если же ты живешь в гармонии с миром, тебе этого не требуется. Мир сам по себе хорош, и не нужно дополнительных средств, чтобы получать от него удовольствие. Надо просто научиться гармонии!
Беседу вел
Александр КЛИМАЙ,
врач,
член Российского союза
профессиональных литераторов.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru