Вы здесь

Наше дело - наступать

ЦК Профсоюза работников здравоохранения РФ намерен обсудить очень важный вопрос -о текущем моменте и основных направлениях деятельности по представлению и защите социально-экономических интересов членов профсоюза в условиях современного финансирования и реформирования отрасли. Накануне пленума мы попросили его председателя Михаила КУЗЬМЕНКО дать интервью «МГ», так как основные читатели газеты - медики, чьи права и отстаивает профсоюз.

- Михаил Михайлович, в чем особенность текущего момента, который, надо полагать, требует и соответствующих действий профсоюза?

- Мы последовательно отстаиваем необходимость значительного увеличения объемов гарантированного финансирования здравоохранения из бюджетов всех уровней и системы ОМС. Но считаем, что внутренние резервы есть и в самой отрасли. Очевидна необходимость более активного внедрения ресурсосберегающих технологий, более глубинных преобразований, ориентированных на достижение определенного экономического эффекта. Но всё должно быть основательно просчитано, прежде всего с точки зрения социальных последствий. Ведь сегодня в большинстве случаев все нововведения означают либо закрытие учреждений, либо сокращение штатов. Это может привести к обострению социальной напряженности. Поэтому мы и добиваемся обеспечения ответственности и гарантий государства за нормальное функционирование системы.
И еще необходимо наконец уяснить, что все реформы в отрасли, попытки обеспечить кардинальные изменения в оказании медицинской помощи, повысить ее качество, обречены на провал, если в этом не будут заинтересованы сами работники и не будут приняты экстренные меры по повышению престижности профессии медика. Пока же все вносимые и реализуемые в последние годы предложения социального блока Правительства РФ уменьшали и без того крайне ограниченные трудовые и социальные льготы и гарантии работников.
А как оценивает государство труд наших медиков, общеизвестно. В течение многих лет средняя зарплата в отрасли составляет 50-60% от показателя по промышленности. Поэтому нашим принципом остается: не отступать от своих требований, а наступать, ибо защита интересов медиков - дело правое.
Да, мы признаем, что значительным шагом в решении данного вопроса стали Национальный проект в сфере здравоохранения, а также пилотный проект по реформированию здравоохранения, но и с началом их реализации количество проблем не уменьшилось. Многие из них свидетельствуют, к сожалению, о недостаточной продуманности принимаемых на федеральном уровне нормативных актов.

- В чем это конкретно проявляется?

- Актуальные проблемы - включение дополнительных выплат в средний заработок, сохраняемый за работниками в период отпуска, повышение квалификации и т.д. Это касается практически каждого, кому они установлены. А что происходит? Почти два года медицину лихорадит, а объем нашей переписки по этому вопросу с Минздравсоцраз-вития и Правительством РФ, Федеральным фондом ОМС впечатляет своими масштабами. В результате по итогам уже двухлетних сезонов массовых отпусков мы вынуждены фиксировать практически повсеместно нарушения трудовых прав работников, установленных Трудовым кодексом РФ.

- Что вы считаете нужным сделать в первую очередь в сегодняшних условиях?

- На этой проблеме необходимо раз и навсегда поставить точку. А для этого нужно всего две вещи. Первое - признать, что конкретные нормы Трудового  кодекса РФ не могут трактоваться чиновниками разного уровня по-своему.

Второе - выделить из федерального бюджета необходимые финансовые средства на дополнительные выплаты.

Еще один пример - это, конечно, очень благое намерение повысить качество сельского здравоохранения. В нацпроекте эта задача обозначена. Но проявлена забота только о фельдшерско-акушерских пунктах. А где сельские врачебные амбулатории, которые являются передним краем оказания первичной медицинской помощи? В скорой помощи оказались забыты водители и санитары. Будто и нет здесь этих работников. А как может работать выездная бригада без водителя, специализированная бригада -без санитара?

Хочу обратить внимание еще на одну проблему. Денежные средства в рамках родовых сертификатов, дополнительной диспансеризации, первичной медико-санитарной помощи, а теперь еще и пилотных проектов направляются на оплату труда медицинских работников. Абсолютно непонятно, почему на местах при этом исключается младший медицинский персонал. Учреждения и так испытывают значительные трудности в укомплектовании этих должностей, а подобная политика еще более усугубляет ситуацию. Вот и получается - действия правильные, но они оказались половинчатыми, повышение зарплаты приобрело негативный аспект, значительно обострив и без того непростой морально-психологический климат в медицинских коллективах.

- Каков же вывод?

- Нужна комплексная программа по совершенствованию условий оплаты труда и конкретная программа действий по принципиальному повышению заработной платы всем категориям работников, с указанием сроков и размеров повышения. При этом мы настаиваем на необходимости четкого определения соответствующими правовыми актами конкретных гарантий как в механизмах, так и в размерах и структуре выплат заработной платы. Ведь очевидно, что единым стандартам оказания медицинских услуг должны соответствовать единые стандарты оплаты труда работников, оказывающих эти услуги.

- Что еще вызывает вашу озабоченность?

- Прежде всего, как положительное отметим - первый шаг к переходу на новые системы оплаты труда сделан приказом Минздравсоцраз-вития России, утвердившим профессиональные квалификационные группы. В то же время к формированию системы базовых окладов штаб отрасли еще не приступил. А это фактически должно служить единственной гарантией в размерах заработной платы.

Без единых государственных гарантий представляется достаточно проблематичной и реализация пилотного проекта, результаты которого важны для оценки перспектив реформирования всей отрасли. Ведь одним из основных его направлений предусматривается увязка размеров оплаты труда с результатами деятельности работников.

- А что вы можете, Михаил Михайлович, сказать об обеспечении федеральных гарантий по размерам оплаты труда?

- Здесь возникает много вопросов. Распоряжением Правительства РФ предусмотрено с 1 сентября 2007 г. повышение размеров стимулирующих выплат, что вовсе не означает гарантированное повышение заработной платы каждому работнику.

Пессимистичны и перспективы на ближайшие 3 года, так как федеральным бюджетом на 2008 г. и на период до 2010 г. предусмотрен крайне незначительный размер индексации заработной платы работников федеральных учреждений -ежегодно 6-7%. По сути, такие темпы роста компенсируют только инфляцию и означают «замораживание» заработной платы на существующем уровне.

- Но зарплата - это очень важная, но не единственная составляющая благополучия медиков, решения их жизненных интересов. Не так ли?

- Да, вы правы. Идет «целенаправленное» сокращение уровня и объемов социальных гарантий для медицинских работников.

До настоящего времени правительством не принят правовой нормативный акт о социальной поддержке работников учреждений федерального подчинения. Медики на селе лишены права на первоочередное получение жилья, льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, на установку телефона. Отменен единый подход к установлению размера и порядка обязательного страхования работников, чья деятельность связана с угрозой жизни и здоровью. Практически отсутствует на всех уровнях финансирование мероприятий по обеспечению условий и охране труда, аттестации рабочих мест.

Необходимо также решать вопросы оздоровления работников и членов их семей, получения ими дорогостоящих видов медицинской помощи.

- То есть вы хотите сказать, что нужны меры социальной поддержки?

- Да, видимо, назрела необходимость формирования социального пакета для работников бюджетной сферы, который включал бы в себя все виды социальной поддержки.

- Какие еще проблемы являются тормозом в реформировании отрасли?

- Я бы выделил сертификацию специалистов, так как все ранее утвержденные приказы по этому
вопросу отменены, а новые до настоящего времени не разработаны.

Необходимо продумать вопрос об участии представителей отраслевых общественных организаций в лицензировании деятельности учреждений здравоохранения. Представляется, что и здесь есть поле деятельности, в первую очередь для профильных ассоциаций, так как речь идет о качестве оказания медицинской помощи, а участие отраслевого профсоюза необходимо для более объективной оценки условий осуществления профессиональной деятельности работников.

Не секрет, что зачастую по причине недостаточного финансирования на местах затруднен процесс повышения квалификации специалистов, получения ими квалификационных категорий.

Серьезная проблема - привлечение медицинских кадров на село. Возможно, пришло время решать ее кардинально - на государственном уровне ставить вопрос о целевом направлении (распределении) специалистов высших и средних учебных заведений.

Не берусь утверждать, насколько дополнительные выплаты привели к улучшению качества обслуживания населения, но тот факт, что нагрузка на работников участковой службы значительно возросла, подтвердят все. Поэтому резонно обсудить, насколько может расти интенсификация труда медика без ущерба для качества.

И конечно же, требуется формирование в кратчайшие сроки новой правовой базы деятельности здравоохранения в современных условиях.

- Вы были участником I съезда работников муниципального здравоохранения. Как вы оцениваете его итоги?

- В системе современного здравоохранения проблемы муниципального стали наиболее актуальными. И именно оно осуществляет основные функции по оказанию медицинской помощи подавляющей части населения, особенно сельского. И то, что начато перевооружение первичного звена, можно отметить как положительное явление. Но не наломать бы в очередной раз дров.

Анализируя ситуацию в социальной сфере, на встрече с депутатами Госдумы РФ Виктор Зубков, нынешний премьер правительства, заявил: «Выбранная стратегия была правильная, а исполнение никудышное». Думаю, что решения I съезда работников муниципального здравоохранения могут лечь в основу возможной корректировки направлений и тактики деятельности вновь сформированного Кабинета министров, отраслевого министерства, да и реформирования здравоохранения в целом.

Именно на таких переломных моментах необходимо единение всех здравомыслящих сил нашей отрасли. Позволю процитировать римского историка Саллюстия: «При согласии и малые дела вырастают в большие, при разногласии и большие распадаются». Что и в наше время очень актуально.

- В чем это единение нужно сегодня?

- Постановление Правительства РФ о введении новых систем труда и распоряжение Правительства РФ об увеличении оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений на 15% приняты без рассмотрения на Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений.

Считая это беспрецедентным нарушением принципов социального партнерства, а самое главное - действующего законодательства, мы направили свои предложения заместителю председателя Правительства РФ, координатору Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений А.Жукову, председателю Федерации независимых профсоюзов России М.Шмакову, министру здравоохранения и социального развития РФ Т.Голиковой. Соответствующая позиция была высказана и руководством ФНПР.

Кроме того, в этих документах больше вопросов, чем ответов. Об этом свидетельствуют и многочисленные обращения медицинских работников.

Но и в такой сложной ситуации мы пытаемся искать пути совместных решений и снимать возникающие вопросы и проблемы.

11 октября 2007 г. у министра здравоохранения и социального развития РФ Т.Голиковой прошло совещание с участием руководителей ФНПР, профсоюзов здравоохранения, образования, культуры.

Состоялся конструктивный разговор по всему комплексу проблем социальной сферы и в первую очередь здравоохранения. Но наибольшее внимание было уделено, конечно же, ситуации, связанной с применением указанных нормативных правовых актов.

Департаменту трудовых отношений и государственной гражданской службы Минздравсоцразвития России поручено продолжить мониторинг ситуации с переходом субъектов РФ на новые системы оплаты труда и принятием решений о повышении минимальных размеров окладов или тарифных ставок ЕТС, оперативно информируя об этом совет Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы.

В недельный срок будут разработаны методические рекомендации по применению данных актов, причем они будут согласованы с профсоюзами.

Итоги проведенной работы будут подведены на очередном совещании министра с советом Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы.

Кроме того, реализуя поручение министра, в Департаменте трудовых отношений и государственной гражданской службы уже состоялся ряд встреч и совещаний с участием специалистов Минздравсоц-развития России и отраслевых профсоюзов, где обсуждались эти вопросы.

16 октября 2007 г. ситуация была также рассмотрена на заседании Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений.

Стороны согласились с необходимостью проведения дополнительных консультаций по данному вопросу. Итоги будут рассмотрены на очередном заседании Российской трехсторонней комиссии.

Если продолжить тему поисков компромиссов, то должен отметить, что в настоящее время в министерстве здравоохранения и социального развития РФ создана межведомственная рабочая группа по координации совершенствования оплаты труда работников бюджетной сферы и разработке отраслевых систем оплаты труда, в состав которой включены и представители профсоюзов бюджетной сферы в качестве членов рабочей группы и экспертов.

Еще раз хочу выразить уверенность, что только совместная, конструктивная работа позволит решить все сложные проблемы, стоящие перед отраслью, и надеюсь, что руководство Минздравсоцразвития России, и в первую очередь Т.Голикова, полностью разделяет эти подходы.

Беседу вела Галина ПАПЫРИНА.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru