Вы здесь

Право на выбор

В сентябре в Демидково прошел V Пермский международный экономический форум «Территория конкурентного развития».

Какие конкурентные механизмы должны получить развитие в современных условиях? Ответ на этот вопрос на форуме искали не только руководители краевой власти, представители федеральных министерств и ведомств, предприниматели, бизнесмены, экономисты, но и медики. Темами обсуждения дискуссионного стола на секции «Здравоохранение» стали развитие рыночных отношений в сфере здравоохранения, государственно-частное партнерство, потребительский выбор на рынке медицинских и страховых услуг... Выступали авторитетные докладчики, модераторы, достаточно назвать известные в медицинской среде имена Владимира Стародубова, Владимира Кучеренко, Екатерины Какориной, Виктора Черепова, Галины Царик.

На трибуну поднимались и организаторы форума. С докладом выступил заместитель председателя правительства Пермского края Анатолий Зубарев. Рецепты создания конкурентной среды в здравоохранении он давал, опираясь на опыт Прикамья. Это опыт не одного года, а как минимум 5 лет. Начинали с того, что подняли стоимость медицинской услуги, тариф стал полным, а Программа государственных гарантий - бездефицитной. Таким образом были созданы равные условия для участников конкурсного отбора, в том числе для частных медучреждений.

Анатолий Юрьевич рассказывал об одноканальном финансировании, системе фондодержания, аутсорсинге как о работающих механизмах повышения эффективности.

Темы эти, думается, интересны не только для участников форума. Когда появилась возможность задать вопросы исполнительному директору Пермского краевого фонда ОМС кандидату медицинских наук Вадиму БАБИНУ, мы ею воспользовались.

- Вадим Владимирович, условия для конкуренции формировались в регионе не без участия фонда ОМС. Расскажите об этом.

- Мировой опыт доказывает, что система ОМС эффективно развивается только при создании конкурентной среды для страховых и медицинских организаций, при широком внедрении страховых принципов. Вот только условия для реализации этих принципов появились в Прикамье не так давно.

В 2004 г. среднедушевой норматив в нашем регионе впервые был установлен в размере, рекомендованном тогда Правительством России. Это решение было принято Законодательным собранием по инициативе губернатора. В 2005 г. бюджет фонда вырос почти на миллиард рублей, причем большая часть пришла из региональной казны. Но, чтобы эти средства эффективно работали на пациента, гарантировали ему доступность и высокое качество услуг, губернатор края О.Чиркунов поставил задачу - изменить механизм финансирования лечебных учреждений, создать условия для формирования конкурентной среды. В послании к депутатам Законодательного собрания руководитель региона заявил о том, что у человека должно быть реальное право на выбор поликлиники, больницы через свободу выбора страховой медицинской компании. В какую больницу человек пойдет за врачебной помощью, туда за ним пойдут и государственные деньги. Это обеспечит доступ к бюджетным ресурсам на конкурсной основе частным и негосударственным структурам, это откроет дорогу реальной конкуренции в сфере здравоохранения. Сегодня часть задач уже реализована.

Указом губернатора от 24 июня 2005 г. неработающее население получило право самостоятельно выбирать страховщика по ОМС. За эти годы им воспользовались уже более 1 млн человек. Важно не только предоставить право выбора, но и дать необходимую информацию для принятия такого решения. В прошлом году фондом совместно с Союзом страховых медицинских организаций Прикамья были определены критерии оценки деятельности страховых компаний. Здесь и объем экспертиз, и удельный вес удовлетворенных жалоб застрахованных, и количество выявленных нарушений при оказании пациентам медицинской помощи. Все эти данные ежемесячно актуализируются и размещаются в открытом доступе на сайте фонда.

Параллельно были запущены другие проекты - конкурсное размещение заказов на оказание населению региона медицинской помощи по программе ОМС, с 2007 г. здравоохранение Пермского края было переведено на одноканальное финансирование через систему ОМС, а с прошлого года введено фондодержание, подушевое финансирование в амбулаторно-поликлиническом звене. Участником всех этих проектов является краевой фонд ОМС.

- А как формировалась конкурентная среда среди лечебных учреждений?

- Конкурсное размещение заданий по реализации территориальной программы ОМС проводится уже не первый год и для нашего края является стандартной процедурой, сейчас, кстати, проводятся конкуры по распределению заданий на 2010 г. В принципе, система ОМС должна гарантировать гражданам возможность получения медицинской помощи независимо от того, где она оказана, будь то государственное, муниципальное учреждение или частная структура. Основные условия - наличие лицензии на право осуществления медицинской деятельности, заключение договора, готовность работать по государственным тарифам и соблюдение установленных требований.

- Как-то не укладывается в сознании в одно целое частная клиника и бесплатная медицинская помощь...

- Медицинская помощь не может быть бесплатной в принципе. За любую услугу кто-то должен заплатить - государство, страховщик или сам пациент.

Какая разница для пациента, если бесплатную для него услугу по программе ОМС он получит в частной клинике? В Пермском крае это 34 организации, оказывающие услуги по 21 различной специальности (офтальмология, оториноларингология, гастроэнтерология, педиатрия, хирургия, терапия, стоматология и др.) бесплатно для пациентов, по полису ОМС. Это позволяет частично решить проблему с записью пациентов на прием к узким специалистам, нехватка которых всегда довольно остро ощущалась в городских поликлиниках. С другой стороны, это создает конкурентную среду для улучшения качества оказания бесплатной медицинской помощи среди лечебных учреждений, а также позволяет задействовать возможности частных медицинских центров для лечения и диагностики заболеваний у более широкого круга пациентов.

Отмечу, что частные клиники, входя в ОМС, принимают на себя все стандартные правила работы, включая контроль качества помощи, использования средств.

- Значит, каждый желающий, имея при себе лишь полис ОМС, сегодня может идти в частный медицинский центр к любому специалисту, профессору, доктору наук?

- В принципе, да, если этот центр получил по итогам конкурса заказ и работает в ОМС. Так реализуется право застрахованного на выбор врача и лечебного учреждения. Должны быть лишь показания, направление участкового врача к хирургу, офтальмологу или гастроэнтерологу... Уже на протяжении 3 лет специалисты частных клиник принимают застрахованных по обязательному медицинскому страхованию граждан, выставляют счета, которые оплачиваются за счет средств ОМС.

- А как в развитие конкурентной среды вписывается проект фондодержания, который тоже реализуется на территории Пермского края?

- Со второго полугодия прошлого года на территории края начала внедряться система фондодержания. Это метод подушевого финансирования амбулаторной службы. Поликлиники получают средства на прикрепившихся к ним застрахованных.

Таким образом, фондодержатели, в принципе, ставятся в условия конкуренции за население: чем больше прикрепленных, тем больше плановый обьем финансирования.

Для того чтобы из планового он стал фактическим, нужно, чтобы прикрепленное население меньше болело. Участковому врачу становится выгодно предупредить болезнь, своевременно провести диспансеризацию, пролечить человека в дневном стационаре или стационаре на дому.

Кстати, на сайте фонда с этого года размещается информация о работе не только страховых компаний, но и медицинских учреждений, фондодержателей. Жители края имеют возможность получить информацию о каждой медицинской организации, работающей в ОМС (их более 200), включая виды медицинской помощи, по которым идет оплата в рамках программы ОМС, результаты вневедомственного контроля качества, наличие жалоб и др.

- И нет опасения, что снизится доступность стационарного лечения? В поликлинике могут просто не дать направление...

- Контроль и со стороны фонда ОМС, и со стороны страховых организаций усилился. Нарушения есть, есть и штрафные санкции. Но их не больше, чем было до запуска проекта. Реализация проекта создает условия для повышения эффективности использования ресурсов в системе здравоохранения, доступности и качества медицинской помощи. Наиболее эффективно он работает на крупных территориях, где несколько поликлиник, население имеет возможности выбирать, а поликлиники - конкурировать между собой за пациента, а значит, за финансовый ресурс. У нас есть прецеденты, когда частные клиники выиграли государственный заказ на амбулаторно-поликлиническое обслуживание население по участковому принципу. Учитывая, что все поликлиники края работают в Прикамье на принципах подушевого финансирования, они взяли на себя весь базовый объем лечения прикрепленного населения. Появившаяся у пациента возможность идти с полисом ОМС как в частную, так и в муниципальную поликлинику -это реальный шаг к конкуренции в медицине.

- Вы убедили, что в городе конкурентную среду создали. Но в селе, где одна амбулатория или районная больница, это невозможно...

- В сельских территориях развивается деятельность врачебных практик, семейных врачей. Они выделяются в самостоятельные юридические лица - ООО. Сегодня уже 5 врачей общей практики стали фондодержателями. Как и положено, они ведут расчеты по доходам и расходам, рассчитываются за медицинскую помощь, оказанную другими ЛПУ. Финансовый результат корректируется страховщиком с учетом показателей работы. Учитываются количество обоснованных жалоб от населения, результаты вневедомственного контроля качества. Полученные средства - это уже деньги реальные, которые фондодержатель использует по своему усмотрению. Количество прикрепленных к ним пациентов растет. К концу года планируется, что фондодержателями станут еще 4 врача из сельских районов края.

Вообще это отдельный проект, который курирует Министерство здравоохранения края. Большую помощь оказывают местные органы власти.

- У проекта фондодержания уже есть какие-то результаты?

- Фондодержатели, а значит, первичное звено, о приоритетах которого много говорится, получили дополнительный финансовый ресурс. Только в прошлом году фактический финансовый результат превысил 100 млн руб., в этом году, несмотря на непростые финансовые обстоятельства, - уже около 50 млн руб. Это плюс к текущему финансированию амбулаторно-поликлинического звена. У медицинских учреждений появилась возможность материального стимулирования хорошо работающих врачей, а у медицинских работников первичного звена - мотивация в работе с населением. Результаты мониторинга, вневедомственного контроля качества медицинской помощи, проводимого Министерством здравоохранения края и фондом, свидетельствуют о снижении объемов стационарной помощи. Удалось упорядочить порядок госпитализаций, не было отмечено существенного роста жалоб населения, запущенных случаев, экстренных госпитализаций.

Понимаем, что мы не являемся пионерами в реализации этого проекта, знаем и внимательно отслеживаем работу других регионов России в этом направлении (Томск, Калининград). Проект сложный, он заставляет существенно менять работу и поликлиник, и стационаров, и страховщиков.

- Экономический кризис не мог обойти стороной Пермский край. Будут ли продолжены ваши проекты?

- На сегодня решений о прекращении работы по проектам нет. Напротив, в сложившихся условиях ряд из них приобретает особую актуальность.

Взять то же одноканальное финансирование. В его основе - расширение перечня статей расходов медицинских учреждений по ОМС. Сегодня все расходы, кроме капитального ремонта и строительства, включены в тариф, централизованы в страховом взносе за неработающее население из бюджета края. По сути, тариф на медицинские услуги стал «защищенным» для лечебных учреждений. Или другое направление, которое сегодня активно обсуждается, - частно-государственное партнерство в здравоохранении. Сложившаяся ситуация в экономике как раз создает условия для практических шагов в этом направлении. В Пермском крае такие шаги делаются. Поэтому одной из задач экономического форума являлось получить мнения, заключения ведущих российских экспертов, организаторов здравоохранения. Другими словами - провести определенную «сверку», а если необходимо, и корректировку наших проектов.

Беседу вела Елизавета ТАШИНА.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru