22 декабря 2024
Российский национальный календарь профилактических прививок существенно отстает от календарей европейских стран, утверждают специалисты. Его можно назвать самым скромным и стабильным, что в данной ситуации, как говорится, не есть хорошо. К тому же он не дифференцирован для разных возрастных групп, лиц с различными факторами риска. Правда, в последние годы появилась тенденция к его расширению. Как считает академик РАМН Александр Баранов, невозможно говорить об успешной реализации демографических программ, удвоении ВВП, существенном увеличении продолжительности жизни населения без решения неотложных задач вакцинопрофилактики.
Надо ли напоминать, какой урон наносят инфекционные заболевания: помимо затрат на лечение, они нередко приводят к инвалидности и смерти. Так, ущерб от инфекционной заболеваемости (включая грипп и ОРЗ) только в одной Свердловской области в 2009 г. составил 5551,9 млн руб. Хотя всем известно, вакцинация является самым эффективным и экономически выгодным профилактическим мероприятием современной медицины.
Шаг за шагом
Не так давно о необходимости пересмотра Национального календаря прививок впервые было заявлено на президентском уровне, дано поручение Министерству здравоохранения и социального развития РФ проработать этот вопрос. Но пока, как говорится, суд да дело, регионы самостоятельно решают проблему, с учетом имеющихся возможностей и сложившейся обстановки, включая дополнительно обязательную вакцинацию против тех или иных инфекций. Такие региональные календари уже появились в Московской, Тюменской, Челябинской, Свердловской областях и других территориях. Надо отметить, что самый полный календарь на сегодняшний день – в Свердловской области, где еще в 1995 г. областной Думой был принят один из первых в России региональный закон о вакцинопрофилактике, а затем в соответствии с ним – областная программа.
Региональный календарь профилактических прививок Свердловской области принципиально отличается от Национального календаря тем, что в него включена обязательная вакцинация против ветряной оспы, гемофильной инфекции, клещевого энцефалита, гепатита А, пневмококковой и папилломавирусной инфекций. Финансирование вакцинопрофи-лактики в регионе проводится, помимо средств федерального бюджета, за счет средств областного и муниципальных бюджетов, работодателей и самих граждан.
Результаты внедрения вакцинальных программ не заставили себя ждать. Если в 2007 г. заболеваемость, скажем, ветряной оспой достигала 8458 на 100 тыс. детского населения, то спустя 2 года заметно сократилась. Добиться успехов удалось благодаря тому, что была закуплена вакцина против ветряной оспы, и началась вакцинация в организованных детских коллективах, что позволило в отдельных муниципальных образованиях и районах снизить заболеваемость в 2,8-3,2 раза.|
– Не дожидаясь, когда эти вопросы будут решены на федеральном уровне, регион включил в свой календарь прививок обязательную вакцинацию против ветряной оспы в возрасте 12 месяцев жизни ребенка, – рассказывает заведующая кафедрой педиатрии ФПКиПП Уральской государственной медицинской академии профессор Ольга Ков-тун. – Надеемся, что в скором времени заболеваемость ветрянкой удастся свести к единичным случаям.
Ощутимых успехов в области достигли и в предупреждении заболеваемости клещевым энцефалитом. До 1995 г. в обязательном порядке вакцинация против него проводилась только среди профессиональных групп риска, что не влияло на уровень заболеваемости всего населения. С 1996 г. начали внедрять программу массовой вакцинации, включая детей с 7-летнего возраста, иммунизация которых осуществлялась за счет областного бюджета. Социально незащищенные группы населения прививались за счет муниципальных бюджетов, все остальные – за счет средств работодателей и граждан. Показатели, характеризующие заболеваемость, улучшились. Однако вскоре выявилось, что заболеваемость клещевым энцефалитом среди детей первых 3 лет жизни выше, чем среди взрослого населения. Объяснялось это тем, что данный контингент оказался незащищенным: ведь прививали в обязательном порядке детей с 7 лет (а по желанию родителей – с 4 лет). Выявленное положение дел послужило основанием для того, чтобы, не дожидаясь никаких других мер, поставить в региональный календарь обязательную вакцинацию против клещевого энцефалита у детей с 15 месяцев жизни.
Примерно так же развивались события и с вакцинацией против гепатита A. После глубокого анализа ситуации, подсчета возможного предотвращаемого ущерба прививка была включена в региональный обязательный календарь у детей в возрасте 20 месяцев жизни.
Настойчивость организаторов здравоохранения, активная позиция педиатрического сообщества региона способствовали внедрению и других прививок. Так, проанализировав заболеваемость пневмонией, ее этиологические причины, в области пришли к мысли о необходимости включения в календарь вакцинации против пневмококка, который почти в половине случаев и вызывает пневмонию. По утверждению экспертов ВОЗ, до 5-летнего возраста пневмония убивает детей больше, чем СПИД, малярия и корь вместе взятые.
Постоянно мониторируя ситуацию с инфекционной заболеваемостью, доказывая необходимость включения той или иной прививки в региональный календарь, область в отношении вак-цинопрофилактики приблизилась к уровню западноевропейских стран. Конечно, не всё дается просто. Одна из главных проблем – финансовая. Но ее пытаются решать в регионе, привлекая все возможные средства. Например, в свое время при вакцинации против гепатита В применили следующую схему: одна прививка за счет средств областного бюджета, вторая – за счет средств родителей, третья – за счет муниципальных средств. Схема подтвердила свою состоятельность, и ее собираются использовать в дальнейшем, например, при вакцинации девочек-подростков против папил-ломавирусной инфекции. – Приходится очень много работать именно на региональном уровне: с областной Думой, правительством, администрацией губернатора, муниципальными образованиями, – рассказывает О.Ковтун. – В области в еженедельном режиме действует штаб, на заседания которого по очереди приглашаются представители всех муниципальных образований с отчетом о реализации программы вакцинопрофилактики. Только такой мониторинг дает результаты.
Столь подробно мы остановились на опыте свердловчан неслучайно. Во-первых, он полезен и поучителен для других территорий. А во-вторых, многие ведущие специалисты страны считают, что в нынешней ситуации благодаря региональным начинаниям Россия может продвинуться вперед.
– За рубежом пересмотр национальных календарей осуществляется чуть ли не ежегодно, – утверждает директор Московского НИИ педиатрии и детской хирургии профессор Александр Царегородцев. – Гибкость календарей в развитых странах Европы, Америки объясняется, в том числе, и разнообразием схем финансирования. Видимо, есть смысл учесть многолетний опыт этих стран и попытаться поэтапно расширить сеть профилактических прививок через создание региональных календарей, а в последующем – через обновление Национального календаря России. Сегодня расширение региональных календарей – один из путей решения проблемы.
Знать и уметь
Большое значение в продвижении и реализации идеи обязательной вакцинации играет уровень знаний медицинских работников и информированность населения. По некоторым данным, 25% негативной информации о вакцинации родители получают от медиков. Вспоминается, как в редакцию пришла возмущенная врач-эндокринолог. «Моего внука прививка сделала инвалидом», – с порога заявила она, уверенная, что причиной произошедшего стала вакцинация. На вопрос: «Откуда такое заключение?» ничего, кроме своих предположений, сказать не могла. Понятна горечь женщины, внука которой постигла беда. Но, как выяснилось позже, прививка оказалась ни при чем. Однако слух-то о вредном воздействии вакцины уже пошел по всей округе…
Тестирование врачей по вакцинопрофилактике, проведенное в одном из регионов России и включающее такие вопросы, как иммунологические основы вакцинации, правовые аспекты, организация вакцинопрофилактики, состав вакцин, показания и противопоказания для иммунизации, неблагоприятные события в поствакцинальном периоде, показало, что правильные ответы дали лишь 42%. Неправильно ответили 32% врачей. Остальные ответы были неполными или вообще отсутствовали. Так, только 42% врачей знают продолжительность послепрививочного иммунитета против кори.
Считают свои знания в области вакцинопрофилактики достаточными 16% опрошенных. При столь скромном багаже трудно рассчитывать на успех и высокие показатели охвата детского населения не только новыми, но и старыми прививками. Кстати, прививаются ли сами педиатры? Как показало исследование, около 90% прививаются, и практически все прививают своих детей, в том числе от инфекций, которые не включены в Национальный календарь (2/3 педиатров прививают своих детей на собственные деньги).
Что же делать? Обучать врачей в системе последипломной подготовки, в том числе вакцинопрофилактике при хронических заболеваниях. А также, как предлагают некоторые специалисты, следует усилить ответственность врачей за распространение ложной, непроверенной информации либо не предоставление родителям полной информации о прививках. Иначе трудно противостоять антипрививочному лобби, которое сейчас активизировалось и щедро сеет смуту. Даже в Москве наметилась тенденция по снижению охвата детей профилактическими прививками потому, что, как полагает первый заместитель руководителя Департамента здравоохранения столицы Николай Плавунов, поднялась новая антипрививочная волна.
Тревогу по этому же поводу выражают не только организаторы здравоохранения из разных регионов РФ, но и ученые, в частности представитель кафедры детских инфекционных болезней Иркутского государственного медицинского университета Светлана Ильина. По ее мнению, отмечается повышение активности «анти-прививочников», рост количества антипрививочной литературы, антипрививочных интернет-сайтов. Между тем родители сейчас очень активно пользуются Интернетом. Не имея достаточной информации от врача (упомянутое исследование показало, 60% родителей, отказавшихся от вакцинации, утверждают, что врачи ничего не рассказывают о прививках), они не редко поддаются натиску сомнительных аргументов противников вакцинации. Наиболее частыми причинами отказа являются убеждение родителей, что не существует риска заразиться инфекцией, против которой проводится прививка, и боязнь осложнений после прививки. Хотя, как отмечает заведующий лабораторией НИИ вакцин и сывороток им. И.И.Мечникова Александр Мац, риски поствакцинальных осложнений на два-три порядка меньше рисков осложнений в ходе инфекции и рисков для каждого россиянина погибнуть в ДТП и авиакатастрофе.
Врач должен уметь достучаться до пациента, оценить уровень его знаний, обсудить с ним интересующие вопросы (многих родителей беспокоит, прежде всего, безопасность вакцин, побочные эффекты), причем подавать информацию с позиций доказательной медицины. Так считают эксперты.
«Наибольший успех – это тот, который мы не можем увидеть, это все те, кто не пострадал от заболеваний, предотвращаемых вакцинацией», – утверждает известный зарубежный исследователь. В том кроется и определенная преграда на пути совершенствования календарей вакцинопрофилактики. Хотя, по данным ВОЗ, благодаря борьбе с инфекционными заболеваниями, за прошедшее столетие продолжительность жизни населения земного шара увеличилась на 25 лет. Если в России будут включены в Национальный календарь прививки против пневмококковой, папилломавирусной, рота-вирусной инфекций и ветряной оспы, то средняя продолжительность жизни в стране по подсчетам наших ученых возрастет на 4 года.
Валентина ЕВЛАНОВА, корр. «МГ».
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru