Вы здесь

Медицина начинается с муниципального звена

Специальный корреспондент «МГ» Алексей ПАПЫРИН встретился с исполнительным директором территориального фонда ОМС Ивановской области Юрием ТЮРИКОВЫМ в дни, когда в Иваново проходил съезд работников муниципального здравоохранения России. Выбор собеседника не стал случайным. Сегодня подавляющее число (около 90%) муниципальных лечебных учреждений работает в системе ОМС. С другой стороны, муниципальные больницы и поликлиники получают около 75-85% средств, зарабатывая их именно в ОМС. Так что ситуация в муниципальном здравоохранении не в последнюю очередь зависит от «самочувствия» обязательного медицинского страхования.

Юрий Михайлович считает, что медицина в прямом смысле начинается с муниципального звена. Потому что от того, как примут и обследуют больного врачи «первички», зависит своевременное лечение. И что не менее важно, насколько эффективно будут расходоваться в дальнейшем государственные средства. Об этом и других аспектах работы Ивановского фонда ОМС - сегодняшняя беседа.

- Юрий Михайлович, Ивановская область шаг за шагом выбирается из состояния экономической несостоятельности, очевидны добрые изменения и в социальной сфере. А как меняется бюджет территориального фонда ОМС? Есть ли надежда, что в обозримом будущем он станет сбалансированным по расходам и доходам?

- Мы можем гордиться, что бюджет нашего фонда ОМС в последние годы постоянно увеличивается. Если в 2004 г. он был равен 1068 млн руб., то в 2005 г. уже 1592,7 млн, в 2006 г. - 2055 млн. Происходит постоянный рост доходов, а соответственно, и расходов фонда - более чем в 2,5 раза. Начиная с 2005 г. ТФОМС осуществляет финансирование мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами, а также ряда направлений Национального проекта «Здоровье».

Хочу подчеркнуть, что вопросам здравоохранения огромное внимание уделяет губернатор области Михаил Мень. Стоимость территориальной программы ОМС возрастает год от года, хотя она еще с финансовым дефицитом. Правда, по сравнению, например, с 2004 г. он снизился почти в 1,5 раза и составляет 21%.

- Что можно сказать о платежах правительства области на неработающее население и ситуации с возвращением долгов прошлых лет?

- Одна из составляющих доходов фонда - страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения. В 2007 г. по сравнению с 2004 г. они увеличились в 1,4 раза и достигли 764,4 млн руб. Проблем с перечислением запланированных в областном бюджете средств на ОМС не было раньше, нет и в настоящее время. Долги прошлых лет, как и года текущего, отсутствуют. Другое дело, что надо добиваться бездефицитной программы государственных гарантий, для этого необходимо увеличить и страховые взносы на неработающее население.

- В ближайшие дни будет подведена черта под выбором льготников, Пенсионный фонд РФ точно объявит, сколько человек выбрали деньги вместо социального пакета. Как идет подготовка к проведению аукциона по отбору поставщиков ЛС? И, пожалуйста, прокомментируйте текущую ситуацию с обеспечением населения необходимыми лекарственными средствами.

- Ежемесячно нам поступает по 20 млн руб. для оплаты отпущенных льготных рецептов. Оплачены все счета, прошедшие проверку. Хочу сказать, что кризисная ситуация начала года по ОНЛС просто исключена.

Если же говорить на языке цифр, они следующие. За период с 1 января по 10 октября этого года число граждан, включенных в региональный сегмент Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, увеличилось на 5,6% и составляет 58 762 человека (по состоянию на 01.10.06 - 53 996 чел.). В прошлом году правом получения льготных лекарств воспользовались 76% от их общего числа.

В среднем, одному гражданину за 9 месяцев текущего года было выписано 13 рецептов. Уполномоченными фармацевтическими организациями предъявлены к оплате счета за фактически отпущенные лекарства на сумму 246 млн руб. По результатам медико-экономического контроля (по состоянию на 15.10.07) приняты к оплате рецепты на сумму 192,3 млн руб. На экспертизе находятся рецепты на 35 млн руб. Сумма средств, израсходованных на лекарственное обеспечение одного человека, воспользовавшегося правом получения социального пакета, составила 5219,6 руб. Средняя стоимость одного рецепта - 509 руб.

Теперь перейдем к перспективам 2008 г. По данным регионального отделения Пенсионного фонда РФ, к сожалению, на следующий год мы имеем совершенно иную ситуацию в программе льготного лекарственного обеспечения. По состоянию на 1 октября отказались от социального пакета в натуральном выражении на 2008 г. 72,5% от их общего числа. Сохранили за собой такое право, то есть будут получать льготные медикаменты, более 30 тыс. человек. Объем межбюджетных трансфертов, получаемых на оказание отдельным категориям граждан дополнительной бесплатной медицинской помощи на 2008 г., будет определен на основании сведений, содержащихся в Федеральном регистре лиц, имеющих право на льготы. В настоящее время ЛПУ уточняют потребности в лекарствах для обеспечения этих категорий граждан на первое полугодие 2008 г. После этого будет сформирована сводная потребность в целом по области, определены группы медикаментов, по которым будет проводиться аукцион. Думаю, они пройдут строго в соответствии с законодательством и точно в определенные сроки.

По оценкам специалистов нашего фонда, сейчас ситуация с обеспечением льготными лекарствами полностью нормализовалась. Другое дело, если бы это удалось сделать раньше, скорее всего, процент людей, выбравших вместо социального пакета денежную компенсацию, был гораздо меньше. Хотя, как известно, в некоторых регионах России процент отказников «зашкаливает» за 80.

- Первое время после вступления в программу ДЛО врачи жаловались на увеличение работы из-за нового порядка выписки льготных рецептов. Снять это недовольство помогла компьютеризация лечебных учреждений. Что еще может сделать информатизация для упрощения процесса выписки медикаментов для льготников?

- Безусловно, разрешение тратить до 3% средств по ДЛО на проведение экспертизы и оснащение ЛПУ компьютерами серьезно повлияло, если так можно выразиться, на информатизационную оснащенность поликлиник. Далее надо, чтобы в день выписки больному льготного лекарства по локальной сети из ЛПУ отправлялось электронное сообщение специалистам фонда: выписано такое-то лекарство такому-то конкретному больному. Это позволит предотвратить нарушения в самом начале цепочки льготного лекарственного обеспечения. Ведь сегодня происходит следующее. Врач выписывает больному лекарство. Потом тот обращается в аптеку, ему выдается нужный препарат и через месяц-полтора рецепт поступает для экспертизы и оплаты в ТФОМС. Вот здесь и выясняется, что рецепт был выписан не совсем правильно. Предположим, специалисты фонда его отклоняют. Но лекарство уже отпущено... Мне кажется, предпочтительнее другая схема: перед тем, как отпустить лекарство в аптеке, рецепт проходит экспертизу в фонде. Если он признается недействительным, он аннулируется и не принимается к исполнению.

- Юрий Михайлович, как известно, ТФОМС финансирует территориальную программу бесплатной медицинской помощи. И от уровня тарифов не в последнюю очередь зависит благосостояние лечебных учреждений. Есть ли шанс, что они будут пересматриваться в сторону увеличения в обозримом будущем?

- Это непростой вопрос. Действительно, тарифы на медицинские услуги должны возмещать расходы ЛПУ на оказание медицинских услуг застрахованным по ОМС гражданам. Но так как территориальная Программа государственных гарантий дефицитна, мы не можем делать это в том объеме, в котором нам бы хотелось. Прекрасно понимаем, тарифы на медицинские услуги недостаточны. Этот вопрос очень болезненный и нельзя опускаться до популистских обещаний или замораживать ситуацию. Ежегодно тарифы пересматриваются и увеличиваются. Но и инфляция не стоит на месте. Поэтому добиться опережающего роста тарифов - задача весьма тяжелая. Однако и в 2008 г. в Ивановской области обязательно произойдет увеличение тарифов в системе ОМС...

- С началом реализации Национального проекта «Здоровье» территориальные фонды занялись серьезной работой по «проведению» средств на дополнительные выплаты участковым врачам и работающим с ними медицинским сестрам. Есть ли трудности с перечислением этих денег и контролем за их использованием?

- Как известно, мы осуществляем выплаты за оказание дополнительной медицинской помощи (по постановлениям Правительства РФ № 851 от 30.12.05 и № 825 от 28.12.06). В соответствии с этими постановлениями фонд финансирует 41 лечебное учреждение Ивановской области с января 2006 г., которые производят выплаты участковым терапевтам, педиатрам, врачам общей практики и работающим с ними медицинским сестрам. За 9 месяцев сумма финансовых средств, перечисленных из ТФОМС в ЛПУ, составила 103 450 621 руб., и надо отметить, проблем с финансовым обеспечением государственного задания по предоставлению дополнительной медицинской помощи никогда не возникало.

- Как в фонде поставлена работа по вневедомственной экспертизе качества медицинской помощи?

- Ивановский фонд ОМС контролирует деятельность страховых медицинских организаций по вопросам экспертизы качества медицинской помощи. Мы занимаемся этим для координации работы с ЛПУ и разработки мер по устранению выявленных недостатков.

Больше всего жалоб поступает на грубость медицинских работников и нетактичное их отношение к больному. Если же говорить о тенденциях, то у нас еще не было ни одного судебного разбирательства по поводу качества оказания медицинской помощи. Каждая страховая медицинская организация (СМО) согласует с ЛПУ специальную программу контроля качества. За конкретные нарушения (например, неправильно оформлена история болезни, отсутствует амбулаторная карта) предусмотрены финансовые санкции. Для этого действует балльная система, по которой СМО уменьшает размер оплаты по выставленным счетам.

- В продолжение заданного вопроса. Как вы относитесь к созданию автономных некоммерческих организаций в медицине? Удастся ли в будущем фонду столь же эффективно контролировать целевое расходование средств в учреждениях новой организационной формы?

- Государственная Дума РФ уже приняла законопроект, предусматривающий большую самостоятельность лечебных учреждений. Для СМО главный критерий для оплаты - оценка качества медицинских услуг. Если они будут предоставляться на высоком уровне, то для фонда и СМО остальное не имеет принципиального значения. Во главу угла нужно поставить интересы больного.

- Ивановская область - дотационный субъект Федерации. Несмотря на постепенное «оздоровление» экономики региона, многое зависит от субвенций из центра. Удается ли выстроить эффективное взаимодействие с федеральными органами власти? Каких решений ожидаете от руководства Минздравсоцразвития России, Федерального фонда ОМС?

- Из федерального бюджета через ФОМС Ивановская область получает немалые средства. Например, в 2006 г. - 912,7 млн руб. В текущем году ожидаем поступления субвенций в размере порядка 1,5 млрд руб. Надо сказать, что руководство области встречает понимание проблем территории со стороны Минздравсоцразвития России и Федерального фонда ОМС.

- Юрий Михайлович, фонд не только аккумулирует медицинские деньги, но и контролирует их целевое использование. На ваш взгляд, насколько оптимальна модель медицинской помощи, действующая в Ивановской области?

- Об этом мы не так давно говорили с главными врачами на областном совещании. У нас проводится реструктуризация коечного фонда. Как я уже говорил, в полтора раза сокращен дефицит Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи. Мы работаем над новыми тарифами ОМС. Стоимость медицинской услуги должна быть дифференцирована в зависимости от уровня учреждения: федеральное, областное, муниципальное. Тогда появятся и экономические стимулы.

Шаг за шагом в Ивановской области создается эффективная модель здравоохранения.

Иваново.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru