Вы здесь

Точный удар по опухоли

Ведущие отечественные и зарубежные онкологи и трансплантологи участвовали в работе конференции, посвященной 20-летию первого в России отделения трансплантации костного мозга – в НИИ детской онкологии и гематологии Российского онкологического научного центра им. Н.Н.Блохина РАМН, которая проходила в Москве. За сравнительно короткий период, как отметил во вступительном слове заместитель директора РОНЦ им. Н.Н.Блохина по научной работе член-корреспондент РАН Михаил Личиницер, сделан значительный прорыв вперед в одном из ведущих направлений детской онкологии, в спасении юных пациентов, больных раком.

В ходе конференции и российские и зарубежные участники обсуждали не только уже решаемые с помощью новейших технологий, в том числе трансплантации костного мозга, проблемы лечения больных раком детей, но и возможности дальнейшего движения вперед в этом высокотехнологичном направлении. Ну а подвести итоги этой международной встречи ученых и практиков, выделить наиболее значимые доклады и темы мы попросили специалиста, который возглавляет отделение трансплантации костного мозга со дня его создания уже 20 лет, а ныне и заместителя директора по научной работе НИИДОГ, доктора медицинских наук, профессораГеоргия МЕНТКЕВИЧА. Ему слово:

– Далеко не случайно одним из активных участников конференции был известнейший в США онколог, директор Центра онкологии и гематологии Детского госпиталя в Лос-Анджелесе профессор Стюарт Сигал. Еще в 1990 г., впервые приехав в нашу страну и узнав, что в нашем институте скоро будет создано отделение трансплантации костного мозга и я буду его возглавлять, он нашел денежные средства на мою 6-месячную стажировку в одном из лучших в США отделений – трансплантации костного мозга Детского госпиталя Лос-Анджелеса. Там осуществляется одна из лучших в мире онкологических программ. После этого у нас с ним сложились тесные дружеские отношения. Американские коллеги потом выделяли деньги и на стажировку лучших сотрудников нашего отделения. Его доклад на конференции был посвящен лечению резистентных форм и рецидивов острого лимфобластного лейкоза (ОЛЛ) – наиболее часто встречающейся опухоли у детей.

Проблемам и возможностям таргетной терапии посвятил свой доклад и еще один ведущий американский детский онколог, президент «Детской онкологической группы США» (куда сейчас входят сотрудники из более 200 институтов) профессор Петер К.Адамсон.

Как известно, таргетные препараты «точечно» воздействуют на опухоль. Их разработке и внедрению в практику в США уделяется огромное внимание, чего, к сожалению, нельзя сказать о России. У нас либо закупают препараты за рубежом, либо пытаются их производить без фундаментального изучения механизма действия. На эти цели деньги не выделяются.

Большой интерес у участников конференции вызвал и заключительный доклад директора Института детской гематологии и трансплантологии им. Р.М.Горбачёвой (С.-Петербург) профессора Бориса Афанасьева «Аллогенная трансплантация при ОЛЛ, режимы со сниженной токсичностью». Его институт располагает сегодня самым большим в России коечным фондом для проведения трансплантации костного мозга, и накопленный питерцами опыт представляет большую ценность для всех трансплантологов.

Участвуя в обсуждении этой темы, хотелось бы отметить, что мы единственные в России, кто проводит пересадку костного мозга ребенку, беря его у несовместимых родственников – его матери или отца. Ведь известно, у него по 50% генов от каждого родителя. Один из них может стать донором. Проводится несовместимый, так называемый гаплоидентичный вид трансплантации, который сегодня начинают широко применять и на Западе. От себя замечу, что выбор донора зависит от многих особенностей. Прежде всего, ему самому нельзя навредить. Мать предпочтительнее, поскольку еще до родов происходит многомесячный обмен иммунных систем, и потому меньше возникает проблем при реакции «трансплантат против хозяина», реже бывают отторжения.

Сегодня уже можно предсказать, как трансплантация повлияет на злокачественные клетки юного пациента. Исследования могут показать, что трансплантируемый костный мозг от разных доноров неодинаково взаимодействует со злокачественными клетками ребенка. Есть возможность (хотя и не во всех случаях) выбора: какой донор предпочтительнее для воздействия на злокачественные клетки пациента.

– А после правильного выбора клетки костного мозга донора убивают раковые?

– Да. В Москве трансплантацию костного мозга у детей проводят сегодня и в Республиканской детской клинической больнице, и, возможно, будут делать в недавно открытом Федеральном центре онкологии, гематологии и иммунологии.

– У названия сделанного вами доклада, посвященного 20-летию отделению, есть интересная составляющая: «Успехи, разочарования, перспективы».

– Да, у нас накоплен огромный, уникальный опыт проведения различных видов трансплантации, разработки методов лече- ния детей с онкологическими заболеваниями. Сделано более 400 успешных (особенно в последние годы) операций по пересадке костного мозга. Вначале было трудно, да и сегодня еще не все показания к проведению трансплантации полностью установлены. Но детская онкология стремительно развивается. Приходится решать серьезные научные и социальные проблемы.
 
Именно поэтому на конференции широко обсуждались все эти вопросы. Ведь главное для моих коллег – излечить юного пациента, возможно, и без проведения трансплантации костного мозга. Но, конечно, в центре внимания была роль этой операции и других методов в лечении острого лимфобластного лейкоза у детей – самого часто встречающегося вида опухоли в этом возрасте. И хотя сегодня излечивается более 85% юных пациентов (в нашей клинике), в целом для России эта проблема остается трудно решаемой. Обсуждая ее, мы увидели и перспективы дальнейшего развития лечебного процесса.

– И какие же у вас и ваших сотрудников виды на будущее?

– Мы не разделяем и не противопоставляем трансплантацию костного мозга и другие методы лечения, применяемые в детской онкологии. Наша основная задача – способствовать развитию тех технологий, которые наиболее эффективны и наименее вредны для пациентов. Ведь известно, что сегодня хирургия, химио– и лучевая терапия, высокодозная химиотерапия с трансплантацией костного мозга – все эти методы воздействия, к сожалению, обладают серьезными побочными явлениями. И задача всех детских онкологов – разработать идеальную схему лечения для каждого конкретного пациента. Не секрет, что хотя за последние 30 лет детская онкология достигла огромного прогресса, она еще очень далека от совершенства. Нам всем нужно объединять усилия, в том числе в проведении международных исследований. Как показала прошедшая конференция, у сотрудников отделения трансплантации костного мозга НИИ детской онкологии и гематологии РОНЦ им. Н.Н.Блохина РАМН есть много тем для взаимодействия с отечественными и зарубежными коллегами и на следующие 20 лет.

Беседу вел
Леонид ПЕРЕПЛЁТЧИКОВ,
обозреватель «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru