23 декабря 2024
В Японии быстро растет число лиц, обращающихся к врачам по поводу депрессии. За последние 10 лет – более чем в 2,4 раза – до 1 млн человек. Отчасти специалисты объясняют это экономическим кризисом, но основной причиной японские психиатры считают появление примерно 10 лет назад нового антидепрессанта SSRI (Selective Serotonin Reuptake Inhibitor). Многие японцы стали прибегать к нему, поскольку считается, что SSRI не имеет серьезных побочных эффектов в сравнении с традиционными антидепрессантами.
До 1999 г., когда SSRI впервые поступил на фармацевтический рынок Японии, ежегодные объемы продаж антидепрессантов в стране составили около 17 млрд иен. В 2007 г. – уже 90 млрд иен. Компании медицинского страхования Японии отмечают, что и в западных странах подобная тенденция отмечалась после выхода на их рынки SSRI. В Японии вместе с дебютом SSRI росту продаж антидепрессантов способствовала энергичная и разнообразная пиар-кампания производителей медицинских препаратов в СМИ, например, увеличилось число лекций врачей и просветительских материалов о депрессиях на ТВ и в сети Интернет.
Это дало результат, появилось даже выражение, что «депрессия – это простуда души», в смысле распространенное и не очень опасное заболевание. Японцы стали без предубеждений посещать психиатров, что также способствовало росту числа лиц, принимающих антидепрессанты. По оценке газеты Yomiuri, сейчас в стране более миллиона человек прибегает к таким препаратам. Есть и другие факторы, способствующие росту их употребления. В одной из крупных токийских компаний в последнее время ежегодно более 70 человек, или 0,6% из 12 тыс. рабочих и служащих, брали отгулы по поводу нервно-психических показаний (mental health problems). При этом более 30 человек оставляли работу более чем на 2 месяца. Диагноз у многих был «депрессия». Десять лет назад такие случаи были единичными. Раньше, свидетельствуют врачи, руководство и коллеги поддерживали тех, кто страдал депрессией, и помогали им возвратиться на рабочее место. Сейчас таких примеров мало. Помощь коллектива заменяется пилюлями.
Но это имеет и свои отрицательные моменты, которые выявились в ходе проведенного в мае газетой Yomiuri исследования. Главное, при оказании психиатрической помощи японские врачи слишком большое внимание уделяют медикаментозным методикам. Это нужно пересмотреть, считает обозреватель газеты, поскольку в наши дни в большинстве индустриально развитых стран рекомендуются совершенно другие подходы, хотя и более дорогие.
Лекарственная терапия весьма важна, особенно при серьезных заболеваниях. Многие больные быстро поправляются после приема антидепрессантов. Однако японские эксперты в психиатрии отмечают, что лекарственные препараты прописываются слишком с большой готовностью. Опросы в 119 больницах и клиниках, в которых оказывается психиатрическая помощь, показали, что в 79 из них врачебная помощь при депрессиях основывалась «прежде всего на лекарствах». При этом в 19% учреждений оказывалась «только медикаментозная» помощь, а в 54% – «более или менее».
По базовому принципу психиатрической помощи только один вид антидепрессанта должен рекомендоваться конкретному пациенту. Однако в Японии некоторым пациентам для снятия чувства беспокойства и депрессии часто прописывается несколько препаратов, иногда до десятка. При опросе Yomiuri 14% психиатров заявили, что прописывают 2 и более видов препаратов большинству пациентов.
Это можно объяснить, но лишь отчасти, тем, что в Японии заработок врача зависит от числа принятых пациентов и объемов выписанных лекарств. Необходимость их и правильность диагностики выборочно проверяется специальными контрольными органами страховых компаний, но врач всегда сможет доказать обоснованность рецепта. Тем не менее во многих случаях антидепрессанты прописываются пациентам с незначительными симптомами, которые купировались бы и без таблеток. Иногда эффект антидепрессантов сравнивают с таблетками плацебо. В случаях незначительных и даже средних симптомов часто нет разницы в эффективности лекарств и плацебо.
Например, при потере близких, особенно в случаях гибели в ДТП или суицида, многие родственники погибших или умерших обращаются к психиатрам по поводу плохого сна. Получают соответствующие лекарства, но при этом задаются вопросом, может ли временная депрессия после потери близкого рассматриваться как психическое заболевание. Японские психиатры считают, что в подавляющем числе случаев – нет. В данном конкретном примере депрессия, как правило, проходит сама собой, но для этого «необходимо просто выплакаться» тому же врачу. Но врачи в Японии, в том числе и психиатры, находятся в жестких рамках административного регулирования, что сдерживает, как считается, внедрение новых подходов в психиатрии, например терапевтического разговора CBT (cognitive behavioral therapy). В этом виде терапии используется диалог психиатра с пациентом для снятия депрессивного состоянии, купажа негативных мыслей.
Во многих странах, отмечают японские специалисты, для пациентов с легкими симптомами достаточно разговора и совета врача вместо приема пилюль. Как пример приводится Великобритания, где за последние 10 лет правительство потратило большие суммы бюджетных денег для реформы психиатрической службы. Например, приняло и осуществило план подготовки 10 тыс. психиатров, специализирующихся на терапии по методике CBT. Практикующим по этой методике врачам отводится больше времени для приема пациентов, а правительство Великобритании рассматривает психические заболевания как серьезные болезни, подобные онкологическим или сердечнососудистым. В результате лицам в депрессивном состоянии стало проще получить квалифицированную и эффективную помощь. Практический результат – качество медицинского обслуживания в этом секторе улучшилось, и уровень суицида за 10 лет сократился на 15%.
Считается, что и в Японии «пришло время пересмотреть подход, по которому антидепрессанты рассматриваются как первоочередное средство в курсе терапии». Первые шаги в этом направлении уже делаются. Правительство с апреля внесло изменения в подзаконные акты о страховании здоровья, по которым частично покрывается стоимость лечения по методике CBT, поскольку по ней, как считается, врачу нужно по крайней мере 30 минут на одного пациента. Пока, как свидетельствуют данные, психиатры в японских больницах в среднем принимают 44 пациента за смену, то есть затрачивают менее 10 минут на человека.
Еще одна проблема – нехватка специалистов, имеющих соответствующую подготовку для работы по методике CBT. В Японии не так много медицинских учреждений, имеющих специалистов с такой подготовкой. Решать проблему начали с переподготовки практикующих психиатров на специальных курсах. В апреле в Университете Тиба был проведен набор на такие курсы.
Ищутся возможности повышения качества диагностики и терапии депрессии. В отличие от физических недугов, которые во многих случаях можно замерить и оценить объективно, результаты терапии, а часто даже диагностирование депрессии более сложно. Рассматриваются предложения оценки работы специалистов в CBT специальной третейской стороной.
Николай ТЕБИН,
старший научный сотрудник
Центра исследований Японии
Института Дальнего Востока РАН.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru