XXI век начался появлением и бурным внедрением новых оперативных технологий: роботизированные эндоскопические вмешательства с помощью телеоперационных систем, тканевая инженерия, вмешательства на геноме человека и многое другое – вот ближайшее будущее медицины. И на этом поразительном взлете макро- и микрохирургии уместны вопросы: как кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии медицинских вузов, созданные в России на основе идей великого Пирогова, отвечают вызовам времени, каковы перспективы их развития после почти 150-летнего существования? Это тем более целесообразно сделать в год 200-летия со дня рождения выдающегося русского хирурга, анатома и гражданина России.
Целесообразный симбиоз
В основе кафедр оперативной хирургии и топографической анатомии лежит идея Н.И.Пирогова о совместном преподавании прикладной (хирургической, топографической) анатомии и оперативной хирургии на трупах с передачей преподавания прикладной анатомии в руки хирургов.
Эта идея была реализована в 1865 г. путем организации в Медико-хирургической академии в С.-Петербурге первой в России самостоятельной кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии. Через 3 года, в 1868 г. была организована самостоятельная кафедра оперативной хирургии и топографической анатомии на медицинском факультете Московского университета.
На этих двух кафедрах сформировались петербургская и московская научные школы топографоанатомов и оперативных хирургов, сыгравшие выдающуюся роль в становлении кафедр оперативной хирургии и топографической анатомии, развитии современной топографической и клинической анатомии, крупных разделов оперативной хирургии.
Особое значение имела педагогическая, научная и организационная деятельность выдающихся отечественных хирургов-топографоанатомов, академиков Виктора Николаевича Шевкуненко и Владимира Васильевича Кованова.
После организации кафедр оперативной хирургии и топографической анатомии во всех медицинских вузах страны сложился корпус специалистов хирургов-топографоанатомов, воспринявших и активно развивших пироговские традиции, обеспечивших уверенную деятельность кафедр, подготовку собственных научно-педагогических кадров.
В начале ХХ века С.Н.Делицин и В.Н.Шевкуненко в Военно-медицинской академии, а затем П.И.Дьяконов в Московском университете ввели обязательные занятия на животных для приобретения хирургических навыков обращения с живыми тканями и приближения обучения к хирургической клинике. В результате на кафедрах сформировался законченный методический комплекс, включающий изучение топографической анатомии путем топографо-анатомического препарирования, освоение оперативной техники и хирургических операций на трупах и животных. Ключевым содержательным моментом в преподавании топографической анатомии и оперативной хирургии являлось топографо-анатомическое обоснование хирургических операций, их оперативных доступов и приемов.
Оценивая в целом почти 150-летний исторический путь, пройденный кафедрами оперативной хирургии и топографической анатомии, можно уверенно утверждать, что совместное преподавание топографической анатомии и оперативной хирургии составляет одну из важнейших традиций отечественной высшей медицинской школы, доказавшей свою педагогическую и практическую целесообразность.
Подтверждение расцвета
В настоящее время кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии представляют собой устойчивые традиционные учебно-научные подразделения медицинских вузов. Учебный процесс на кафедрах характеризуется выраженной клинической направленностью, тесной связью с хирургической клиникой, органическим единством топографической анатомии и оперативной хирургии. Важная черта нашей учебной дисциплины – сочетание значительного массива фундаментальных и прикладных знаний с приобретением конкретных практических навыков по общей хирургической технике оперирования.
Многие кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии работают не только на додипломном этапе со студентами, но и на последипломном – с интернами, клиническими ординаторами, врачами-курсантами факультетов последипломной подготовки специалистов.
В последнее время отмечается стремление к расширению преподавания разных направлений клинической анатомии, особенно на последипломном этапе, в том числе для интернов и врачей не только хирургических специальностей. Это отражает мировую тенденцию в развитии клинической анатомии. В соответствии с этим ряд кафедр, работающих и на последипломном этапе высшего медицинского образования, произвели частичное изменение своего названия на «кафедра оперативной хирургии и клинической анатомии».
Особенностью некоторых кафедр оперативной хирургии и топографической анатомии является включение в структуру кафедр клинических хирургических баз. Это характерно для кафедр, заведующие которыми активно работают в клинической хирургии.
В научном плане кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии в нашей стране являются основными исследовательскими центрами развития современной клинической анатомии, экспериментальными базами дальнейшего развития оперативной хирургии, разработки новых хирургических технологий. Их научно-исследовательская работа строится на основе тесной и разнообразной кооперации с клиническими кафедрами. На наших кафедрах изучаются различные проблемы прикладной анатомии, разрабатываются новые оперативные вмешательства, дается их топографо-анатомическое и анатомо-экспериментальное обоснование. Кстати следует заметить, что в мире увеличивается количество публикуемых научных статей и даже целых журналов по анатомическому обоснованию хирургических технологий. Традиционно на Западе подобные работы выполняют хирурги в сотрудничестве с клиническими анатомами.
Разумеется, у нас нет сомнений в необходимости существования двуединых кафедр оперативной хирургии и топографической (клинической) анатомии, и мы рады, что это не требуется сейчас никому в России доказывать. Косвенным подтверждением этому является то, что сегодня в мире переживается расцвет изданий книг и атласов по хирургической анатомии и оперативной технике.
К научно-практическим центрам!
Кафедры оперативной хирургии и топографической (клинической) анатомии и в XXI веке безусловно должны опираться в своей учебной деятельности на традиционную триаду: обучение топографической анатомии на фиксированных препаратах, производство операций на нефиксированных трупах и экспериментальные операции на животных с применением новейших хирургических технологий.
Прогнозировать будущее кафедр оперативной хирургии и топографической анатомии необходимо, исходя из общих тенденций развития современной хирургии и всей медицины, а в соответствии с этим системы высшего медицинского образования.
Применительно к нашим кафедрам это выраженная прижизненная визуализация диагностики и бурное развитие новых разделов и направлений оперативной хирургии. Современные методы прижизненной визуализации: компьютерная, спиральная, магнитно-резонансная томография исключительно «анатомичны». Они требуют хорошего знания анатомических основ, то есть топографической анатомии. КТ- и МРТ-граммы – это ведь, по сути дела, прижизненные пироговские срезы. Кроме того, эти методы являются прекрасными методиками прижизненных топографо-анатомических исследований и могут служить дальнейшему развитию этой прикладной анатомической науки.
Современные технологии оперативной хирургии (микрохирургия, миниинвазивная, эндо скопическая, катетерная хирургия), значительно расширяющие возможности хирургических лечебных методов в медицине, определяют необходимость информированности широкого круга врачей, знакомства и освоения на этапах до- и последипломной подготовки новых методов оперирования, изучения и разработки таких направлений клинической анатомии, как микрохирургическая и эндоскопическая анатомия.
Наши кафедры являются идеальной базой для отработки
виртуальных методик в хирургии. Западные университеты сейчас создают самостоятельные подразделения (кафедры) для виртуального обучения современным хирургическим технологиям. Многие кафедры оперативной хирургии и топографической (клинической) анатомии в России, особенно осуществляющие последипломное обучение врачей хирургического профиля, уже несколько лет идут по пути создания таких подразделений или сотрудничества с центрами обучения высоким хирургическим технологиям.
В этом, по нашему мнению, одно из главных направлений развития кафедр на длительную перспективу в России. Наши наблюдения показывают, что обучение виртуальным хирургическим умениям и навыкам должно быть сосредоточено в одних руках и в одном месте. Хирургам-клиницистам очень трудно выделить время для обучения курсантов высоким хирургическим технологиям (включая виртуальные) в рамках как своих кафедр, так и специализированных центров. Подобным обучением лучше всего, по нашему мнению, заниматься на кафедрах оперативной хирургии и топографической (клинической) анатомии. Содержание и формы деятельности кафедр оперативной хирургии и топографической анатомии должны изменяться и совершенствоваться в соответствии с меняющимися задачами подготовки врачебных кадров и развитием медицины.
На додипломном этапе в рамках преподавания классической топографической анатомии необходимо вводить преподавание анатомических основ компьютерной и магнитно-резонансной томографии с использованием в учебном процессе КТ- и МРТ-грамм. Перспективной будет задача кафедры обеспечить умение студентов анатомически ориентироваться в компьютерных и магнитно-резонансных томограммах.
Огромную перспективу для кафедр представляет значительное расширение объема и видов работы на последипломном этапе обучения с интернами, клиническими ординаторами, врачами-курсантами циклов специализации и усовершенствования. Кафедры оперативной хирургии и топографической (клинической) анатомии должны принимать активное участие в подготовке хирургов, травматологов, онкологов, акушеров-гинекологов, анестезиологов-реаниматологов, эндоскопистов, рентгенологов, врачей скорой медицинской помощи, офтальмологов, оториноларингологов.
Это участие должно быть отражено в учебных планах и программах последипломного этапа обучения. Именно на этом этапе могут быть полностью реализованы пироговские принципы подготовки хирургов, преподаваться хирургическая анатомия и другие профильные разделы клинической анатомии для врачей как хирургических, так и нехирургических специальностей.
Перспектива развития кафедр в научно-организационном плане состоит в превращении их в научно-практические центры медицинских вузов по развитию клинической анатомии, разработке и обоснованию новых хирургических технологий и оперативных вмешательств.
Сохранение пироговских традиций и инновационное развитие в соответствии с запросами медицины XXI века – вот столбовая дорога для российских кафедр оперативной хирургии и топографической анатомии.
Сергей ДЫДЫКИН,
профессор кафедры
оперативной хирургии
и топографической анатомии
1-го Московского государственного
медицинского университета
им. И.М. Сеченова.
Илья КАГАН,
профессор кафедры
оперативной хирургии
и клинической анатомии
им. С.С. Михайлова
Оренбургской государственной
медицинской академии,
заслуженный деятель науки РФ.