Вы здесь

«Второе дыхание» программы

Начатая под лозунгами улучшения лекарственного обеспечения, она постепенно перешла к формальному администрированию и минимизации бюджетных расходов. Кризис доверия к программе со стороны населения налицо: за три года количество ее участников сократилось почти в 3 раза. В итоге к концу 2007 г. в ней осталось 5,5 млн человек. Очевидно, что программа ОНЛС не может реализовываться в том виде, в каком это происходило до последнего времени, она должна быть пересмотрена. Как считает заместитель руководителя Росздравнадзора Елена Тельнова, основные проблемы программы обусловлены несовершенством механизма ее реализации. Такое мнение она высказала, выступая на Всероссийской конференции «ФармМедОбращение 2007». Е.Тельнова рассказала участникам конференции о тех мерах, которые планирует предпринять Росздравнадзор, чтобы в следующем году программа работала без сбоев.

* * *
Наибольшие сложности в ходе реализации программы ОНЛС возникли в текущем году. Росздравнадзор буквально завален письмами, в которых люди жалуются на отсутствие необходимых лекарств. Ситуация накалилась до предела в апреле - тогда на отсроченном обслуживании в аптеках находилось более 1,5 млн рецептов. Самыми проблемными в этом плане оказались Северо-Западный, Дальневосточный и Приволжский федеральные округа. По словам Е.Тельновой, во многом это связано с плохой организацией работы на местах.

Во многих регионах так и не удалось наладить администрирование программы, отсутствует система управления товарными запасами. В частности, об этом свидетельствуют результаты проверок Росздравнадзора. Как выяснилось, от 40 до 90% неотоваренных рецептов можно было обеспечить за счет тех ресурсов, которые имелись в аптеках и на складах.

Именно действия местных властей получили самую низкую оценку у населения в ходе опроса, проведенного Росздравнадзором в ряде территорий. В целом более 50% льготников не устраивает ситуация с лекарственным обеспечением.

*   *   *

Своеобразным ответом на существующее положение стал массовый исход людей из программы: в некоторых территориях в ней осталось от 15 до 20% льготников. Уменьшение числа людей, участвующих в программе, неминуемо ведет к сокращению ее финансовой составляющей, напомнила Е.Тельнова представителям регионов. При определении объемов финансирования программы используется простой расчет: подушевой норматив, выделенный на одного льготника в размере 417 руб., умножается на количество пожелавших остаться в программе больных. Эта сумма определяется соответственно для каждого субъекта РФ.
 
Некоторые территории уже сегодня заявляют о том, что им не хватит выделяемых денег.

- Надо начинать с организационных моментов, - посоветовала Е.Тельнова.

Она напомнила, что в соответствие с Федеральным законом № 258 в России создается целостная государственная система контроля, которая будет координироваться Контрольным управлением Администрации Президента РФ. Планируется, что Росздравнадзор вольется в эту систему вместе со Счетной палатой и Генеральной прокуратурой, и его функции по контролю будут значительно расширены, в том числе за счет проверок целевого расходования средств, выделяемых на реализацию ОНЛС. Е.Тельнова предупредила, что регионы должны проводить постоянный мониторинг программы и информировать о своих планах Росздравнадзор.

- Сегодня делается всё возможное, чтобы с 1 января 2008 г. пациенты смогли получить лекарственные средства в необходимом объеме, - сказала Е.Тельнова.

*  *  *
Со следующего года схема лекарственного обеспечения в рамках программы ОНЛС полностью меняется. Прежде всего, это касается ее финансирования, которое разделяется на два потока. Основная часть средств в виде субвенций будет поступать из Федерального фонда ОМС в территориальные ФОМС и затем направляться в бюджеты регионов. Со следующего года закупки ЛС будут осуществляться через аукционы - полномочия по их проведению передаются в субъекты РФ.

Другой поток - это средства, выделенные из бюджета на закупку дорогостоящих препаратов для лечения 7 наиболее затратных в финансовом плане нозологий (рассеянный склероз, муковисцидоз, болезнь Гоше, гемофилия, онкогематология, гипофизарный нанизм и реабилитация после трансплантации органов и тканей). В предыдущие годы на них затрачивалось от 40 до 60% всех средств, выделяемых на программу, что значительно ограничивало возможности оказания общетерапевтической помощи другим льготникам. Централизованные закупки медикаментов для этих больных будут проводиться Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию. На эти цели выделено 33 млрд руб., из которых 1 млрд руб. в качестве субсидий предполагается потратить на услуги по транспортировке и доставке этих ЛС в аптеки. В этом году расходы на «дорогостой» составили 17 млрд руб., поэтому в 2008 г. в реестр таких больных, помимо федеральных, решили включить региональных больных, нуждающихся в дорогостоящем лечении.

*  *   *
Объем средств, выделяемых на 2008 г. на ОНЛС, «не уменьшается, а увеличивается». В новой схеме льготного лекарственного обеспечения 2008 г. определяется как переходный период. В 2009 г. предполагается внедрить открытую систему лекарственного обеспечения, согласно которой льготники будут получать лекарства через аптеку, которая самостоятельно сможет определять, где и как закупить лекарственные препараты.

- Это предполагаемая схема, со временем она будет корректироваться и меняться, - уточнила Е.Тельнова.

С будущего года меняется и схема оплаты за поставленные в рамках ОНЛС лекарственные средства. Принято решение перейти к прежней системе расчетов - производители препаратов будут получать деньги по факту поставки лекарств, а не после их реализации. Это делается главным образом для того, чтобы избежать дефектуры ЛС и уйти от долгов по программе и связанных с этим отказов по поставке ЛС. Однако контроль за выпиской и отпуском рецептов сохранится, но будет проводиться потом, после получения больными медикаментов. Е.Тельнова также сообщила, что все долги перед производителями лекарств в рамках ОНЛС за 2006 г. будут окончательно выплачены в первой половине декабря нынешнего года.

Укрепляется и нормативно-правовая база, регламентирующая ОНЛС. По словам Е.Тельновой, уже в ближайшее время должны выйти два документа.   Один из них - постановление правительства, отменяющее регистрацию цен и торговые надбавки на ЛС по программе ОНЛС. Теперь цены на ЛС, утверждаемые Росздравнадзором, будут носить для регионов лишь информативный характер. Другой - обширное разъяснительное письмо на 17 листах по проведению аукционов.

*   *   *
Планируется, что до 25 декабря все препараты по программе ОНЛС должны поступить в регионы. Закупки ЛС на будущий год будут проводиться следующим образом. Теперь цены на препараты определяет сам регион. Е.Тельнова напомнила, что из льготного перечня исключены ЛС по 7 наиболее затратным нозологиям (рассеянный склероз, муковисцидоз и пр.). Планируется, что закупки будут осуществляться по МНН. Однако Федеральная антимонопольная служба дала разрешение на проведение отдельных лотов по торговым наименованиям на закупку инсулинов и препаратов, применяемых при трансплантации тканей. Разрешено также формировать лоты по фармакологическим группам, но при этом уточняется, что наркотические средства и психотропные препараты должны быть выделены в отдельные группы.

Всего планируется провести аукционы по 30-31 лоту по МНН, а также лотам по каждому торговому наименованию на закупку инсулинов и средств на трансплантологию. Помимо проведения аукционов на закупку ЛС будут организованы аукционы на логистические услуги. При этом допускается двухступенчатая или трехступенчатая система закупок. Росздравнадзор обещает, что соответствующие разъяснения по поводу проведения аукционов на закупки лекарств по программе ОНЛС будут разосланы в регионы.

- В программе ОНЛС цены значительно ниже тех, что имеются на рынке, - отметила Е.Тельнова. - Конечно, регион вправе при проведении аукционов выбрать любые из них. Однако следует помнить, что за каждую цифру придется отвечать перед Счетной палатой и прокуратурой.

Ирина СТЕПАНОВА, корр. «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru