12 ноября 2024
«Никогда не было в хирургии открытия, которое принесло бы столько счастья человечеству, как антисептика» - эти слова принадлежат видному отечественному хирургу профессору А.Д.Павловскому, одному из пионеров и энтузиастов антисептики и асептики в нашей стране, ученому, который осуществил в своей научной деятельности подлинный синтез бактериологии и хирургии.
Первые научные работы
Сын сельского священника, Александр Дмитриевич Павловский родился в 1857 г. в селе Чуфарово Ярославской губернии. Как и положено потомку духовного лица, он учился сначала в духовном училище, а затем в Ярославской духовной семинарии. Однако прямую, казалось бы, дорогу в священники неожиданно прервал - стал студентом естественного отделения физико-математического факультета Варшавского университета, а позднее, в 1876 г., перешел в Петербургскую медико-хирургическую академию. Учеба в Петербурге шла успешно, и в 1881 г. Павловский получил диплом врача. Сначала он был направлен на службу в военный госпиталь, а затем стал ординатором хирургической клиники профессора Е.И.Богдановского - хирургия уже тогда была главной в его жизни.
Но интересовался он не одной только хирургией. Так, когда еще в студенческие годы Павловский некоторое время замещал земского врача в селе Минцы Боровицкого уезда Новгородской губернии, он, используя метод скарификации, успешно лечил поздние формы волчанки и на основании своего небольшого опыта сделал важный вывод - отверг «причинную связь с золотухой и сифилисом». Тогда же он опубликовал в «Еженедельной клинической газете» еще одно свое наблюдение - случай быстро развившегося воспаления костей. Наконец, на заседании Общества русских врачей в октябре 1881 г. он сообщил о наблюдавшемся им случае асфиксии на почве сифилитического поражения гортани: Павловский произвел трахеотомию, больная выздоровела.
Способности молодого военного врача в полную силу развернулись в клинике профессора Богдановского. Учитывая, что руководитель клиники большое внимание уделял экспериментальной хирургии, Павловский темой своего диссертационного исследования избрал гистологическое и экспериментальное исследование костномозговых опухолей: это исследование он проводил в патологоанатомической лаборатории под руководством профессора Н.П.Ивановского. Работа продвигалась, и уже в 1884 г., защитив диссертацию, Павловский получил диплом доктора медицины. После этого, оставаясь хирургом, он по предложению Ивановского овладел еще одной специальностью - патологической гистологией, и с успехом преподавал ее студентам.
В это же время в сфере его научных интересов, где по-прежнему преобладала хирургия, появилась еще одна наука - новая тогда бактериология. Собственно говоря, обе эти науки словно бы совместились в вызвавших большой интерес исследованиях Павловского. Так, строго следуя происходившей тогда, как он писал, «горячей разработке бактериологии», Павловский исследовал причины возникновения рожистого процесса и возможные способы его лечения, подтвердил роль стрептококков в возникновении рожистых флегмон. Исключительно важны были практические выводы Павловского, особенно рекомендации по использованию антисептиков.
В 1886 г. Павловский стал приват-доцентом. В своих научных исследованиях много внимания он продолжал уделять бактериологии и борьбе с хирургической инфекцией. Об этом шла речь в его монографии «Бактериологические исследования» (1886), явившейся важным вкладом в антисептику и особенно в только зарождавшуюся тогда асептику (раздел «О микроорганизмах воздуха»). За это исследование он был отмечен премией имени профессора Ильинского и серебряной медалью.
Осенью 1886 г. приват-доцент Павловский «для подготовки к профессорскому званию» был командирован в Германию и Францию, Швейцарию и Австрию. За рубежом он провел несколько лет.
В Германии он работал в ведущих хирургических клиниках Э.Бергманна и Р.Фолькманна, Ф.Кенига и Ю.Розенбаха, во всемирно известных лабораториях Р.Вирхова и Р.Коха. Особенно много внимания в своей научной командировке уделял Павловский экспериментально-биологическим исследованиям, в том числе по бурно развивавшейся тогда бактериологии. Весьма ценной была его работа, в которой он предложил бактериотерапию - лечение инфекционных болезней с помощью бактерий-антагонистов. Так, с помощью бактерий-антагонистов (диплококков, стрептококков и др.) он предпринял в эксперименте на кроликах удачную попытку лечения сибирской язвы. Это исследование в течение полугода он выполнял в лаборатории Р.Вирхова, а о его результатах сообщил в 1887 г. в авторитетном немецком журнале, издававшемся под редакцией Р.Вирхова.
Во Франции Павловский посещал известные хирургические клиники Ж.Пеана и Ф.Гюйона, Л.Террье, Ф.Шампионьера и М.Тюффье. Работал он и в лаборатории великого Л.Пастера. В Швейцарии Павловский знакомился с хирургической клиникой Т.Кохера и исследованиями в Бактериологическом институте, а в Австрии - с хирургическими клиниками Т.Бильрота и Е.Альберта.
В годы зарубежной командировки у Павловского окончательно созрело и окрепло давнее желание стать хирургом-бактериологом. «Я решил проповедовать в России бактериологию, - писал он позднее в своих воспоминаниях. - ...Я был тогда наиболее осведомленным о методах, наиболее просвещенным в этой области».
Исследования по хирургии
По возвращении на родину Павловский возглавил кафедру хирургической патологии и терапии Университета Св. Владимира (Киев), этой кафедрой он руководил почти четверть века - с 1888 по 1912 г.
Свое видение хирургии, свое кредо ученого - хирурга и бактериолога Павловский выразил во вступительной лекции студентам Университета Св. Владимира. «Новая, обширная наука - микробиология, или бактериология, ... является ныне ... основным источником и силой современной хирургии, - говорил он с университетской кафедры. - Она руководит действиями хирурга, дает им силу и научное основание, налагая на него и нравственную ответственность за последствия его мероприятий. Ее результаты оказали огромное влияние на создание новых принципов современной хирургии».
Наряду с занятиями хирургической патологией на университетской кафедре Павловский много занимался также хирургической практикой в больнице Красного Креста и в Киевском военном госпитале. В эти годы он выполнил ряд научных исследований по хирургии, посвященных главным образом вопросам асептики и антисептики, борьбе c хирургической инфекцией.
Еще в Германии, работая в клинике и лаборатории увлекавшегося бактериологией хирурга Ю.Розенбаха, Павловский занялся исследованиями о причинах, механизме развития и формах острого перитонита. Вопрос этот, в связи с происходившим тогда бурным прогрессом хирургии брюшной полости, приобретал огромное значение. Павловский произвел более 100 опытов на кроликах и, вопреки существовавшему тогда мнению, установил, что химические вещества не вызывают нагноения, что «без микробов нет нагноения». Чрезвычайно важным был еще один вывод, который он сделал: «Борьба с подобными перитонитами... возможна лишь чисто хирургическим путем... Это - глубоко рациональная и единственно мыслимая в подобных случаях борьба». Все эти выводы, особенно последний, были исключительно важны, их уже тогда полностью подтверждала медицинская практика.
Профессор Павловский был одним из первых энтузиастов асептики в России; он применял ее и в университетской клинике, и в больнице Красного Креста в Киеве, где оперировал.
Еще в 1890 г. он ввел в практику кипячение хирургических инструментов в 1% растворе соды. А уже в 1892 г., как сообщил в докладе на заседании Общества киевских врачей, в больнице Красного Креста постоянно применялись асептические приемы. В результате удалось сократить применение антисептических средств, хотя - вопреки мнению ряда зарубежных хирургов - они продолжали оставаться в арсенале хирургов. «Сферы применения антисептики и асептики, по нашему мнению, ясны и строго разграничены, - считал Павловский, - антисептика - для ран инфицированных, с микробами; асептика - для ран чистых и тканей нормальных, без микробов, то есть в операциях пластических, опухолях, лапаротомиях, грыжесечениях, ампутациях и др.»
Борьба с инфекциями
Большое место среди научных работ Павловского занимали исследования по бактериологии и клинике инфекционных болезней. Он изучал такие заболевания, как дифтерия, риносклерома, туберкулез, холера, сибирская язва, столбняк и др. При своей клинике он организовал образцовую бактериологическую лабораторию. В 1893 г. в его лаборатории была приготовлена противохолерная сыворотка: позже ее с успехом применяли известные бактериологи Р.Пфейффер в Германии и C.Китасато в Японии. В 1894 г. под руководством профессора Павловского доктор Гримановский приготовил противострептококковую сыворотку - ее с хорошими результатами использовали в Киевском военном госпитале.
В 1894 г. профессор Павловский был вновь направлен в Париж, в Институт Пастера, с целью усовершенствования методики приготовления антидифтерийной сыворотки. Вернувшись из Франции, он в бактериологической лаборатории Киевского университета быстро освоил получение такой сыворотки: уже в 1894 г. в этой лаборатории начали выпускать первую в России лечебную антидифтерийную сыворотку, а в 1895 г. существенно модифицировали ее производство. Готовили эту сыворотку, в которой тогда была большая нужда, на средства, собранные в результате пожертвований.
Павловский предложил новую схему иммунизации, при которой дифтерийный токсин вводился с антитоксином. Киевская сыворотка содержала до 300 антитоксических единиц, значительно превосходя зарубежную (так, парижская и берлинская содержали лишь 50-75 единиц). Сыворотка Киевской станции по договору с земствами отпускалась для сельских врачей по рублю за флакон, в частной продаже - по два рубля, но часть ее раздавалась бесплатно - детским больницам, беднейшим жителям и т.п.
Противодифтерийной сывороткой, приготовленной в лаборатории профессора Павловского, снабжали Киев и многие губернии (Киевскую, Воронежскую, Черниговскую, Курскую, Херсонскую), ее отправляли на Дон и на Кавказ. По отзывам педиатров, эта сыворотка отличалась высокой активностью, смертность при ее применении не превышала 10%, в то же время использование сыворотки немецкого ученого Э.Беринга сопровождалось в Германии 19-процентной смертностью, а применение сыворотки француза Э.Ру в парижском госпитале Труссо давало смертность 16-19%.
В феврале 1896 г. состоялось торжественное открытие пастеровской станции для лечения бешенства. Директор станции профессор Павловский в обстоятельной речи изложил суть открытия Пастера - лечения бешенства предохранительными прививками. А затем уже была произведена первая прививка пятерым больным из Волынской губернии. В течение двух последующих месяцев услугами руководимой профессором Павловским пастеровской станции воспользовались еще 93 человека.
Павловскому принадлежало немало других достижений. Так, в 1894 г. он создал препарат риносклерин для лечения риносклеромы: о лечении этого заболевания Павловский говорил в докладе на XII Международном съезде врачей (Москва, 1897). Павловский разработал также питательную среду для культивирования возбудителей туберкулеза, начал исследования по изучению взаимодействия бактерий и организма человека. По проблемам бактериологии и инфекционной патологии он выполнил более 100 научных исследований, а на Х съезде естествоиспытателей и врачей, проходившем в Киеве, сделал доклад, посвященный проблемам иммунитета.
Много внимания уделял Павловский не только научным, но и практическим вопросам борьбы с инфекционными болезнями. По его инициативе в Киеве в 1894 г. было организовано «Общество для борьбы с заразными болезнями». В 1896 г. он организовал Бактериологический институт, где читал систематический курс теоретической и практической бактериологии для врачей, до 1909 г. возглавлял сывороточный отдел, а до 1918 г. был научным руководителем института.
Небезынтересно, что именно хирург Павловский еще на I Пироговском съезде российских врачей (1885) предложил создать на медицинских факультетах российских университетов самостоятельные кафедры бактериологии (микробиологии).
Интенсивно занимался Павловский и практической хирургией, много и успешно оперировал в своей клинике, в киевских больницах и госпиталях. Важно отметить, что занимался он не только гражданской, но и военно-полевой хирургией. Во время Русско-японской войны 1904-1905 гг. Павловский был врачом действующей армии в Маньчжурии, а в годы Первой мировой войны - хирургом в военных госпиталях Киева и Ровно.
В эмиграции
Интеллигент старой формации, профессор Павловский не принял революцию: его ужасали наступившая Гражданская война, крушение моральных ценностей, воцарившееся бесправие. В 1918 г. Павловский покинул Россию и почти до последних лет жизни жил в ставшей тогда частью Румынии Бессарабии. Высокообразованный и авторитетный врач, он работал хирургом в гражданских больницах городов Кишинёва и Сороки и пользовался большим авторитетом у населения и коллег-медиков.
В 30-е годы Павловский много занимался проблемами эндокринологии. С докладом о лечении кретинизма он выступал на XV конгрессе Румынского общества невропатологов, психиатров, физиологов и эндокринологов (Кишинев, октябрь 1936 г.). Его доклад вызвал большой интерес. О диагностике заболеваний желез внутренней секреции и применении гормонов и эндокринных препаратов он писал в статьях, опубликованных в румынских медицинских журналах (Бухарест, 1937-1938 гг.).
А.Д.Павловский умер в Румынии в 1946 г., на 90-м году жизни.
Научные труды и практическая деятельность видного ученого -хирурга и бактериолога А.Д.Павловского по праву обеспечили ему место в истории отечественной и мировой медицины и хирургии.
Марк МИРСКИЙ, профессор.
Москва.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru