Вы здесь

«К служению общему благу»

Имя и дела Н.И.Пирогова всегда высоко чтили в России. Вскоре после кончины великого хирурга врачи и ученые Петербурга и Москвы, желая увековечить его память, высказали мысль об устройстве в честь Пирогова Общества российских врачей. Мысль эта обрела широкую поддержку и сравнительно быстро (по российским понятиям) осуществилась. Такое медицинское общество было создано, его устав получил официальное утверждение 23 ноября 1883 г.

Вначале вновь созданное общество объединяло ученых и врачей двух столиц, почему и именовалось Московско-Петербургским. Но очень быстро оно расширилось за счет представителей многих губерний тогдашней России, приобрело поистине всероссийский характер. Поэтому в 1886 г. общество получило новое официальное название - Общество русских врачей в память Н.И.Пирогова. Для краткости его именовали просто Пироговским обществом.

Основываясь на достижениях науки

Пироговское общество было отнюдь не первым врачебным обществом в России. Еще в 1804 г. появилось Общество соревнования врачебных и физических наук при Московском университете, в 1845 г. - Физико-медицинское общество в Москве, в 1833 г. - Общество врачей в Петербурге. Возникли также врачебные общества в Вильно, Одессе, Харькове, Твери и других губернских городах России. Во второй половине XIX века, когда медицина развивалась особенно интенсивно, и шел активный процесс дифференциации медицинских знаний, возникли специализированные врачебные общества - психиатрические, хирургические, сифилидологов и дерматологов, детских врачей и др.

Характерно, однако, что медицинские общества России были не только профессиональными объединениями врачей. Своеобразным законом для российской медицинской интеллигенции, традицией, установившейся и получившей особое развитие еще в 60-е годы XIX века, в эпоху великих реформ, стало стремление к общественной пользе, к проведению широких мер по охране здоровья. Поэтому всё более отчетливой становилась мысль о том, что помимо узкопрофессиональных перед российскими врачами встают и более широкие задачи - «врачебные, санитарные и врачебно-бытовые». И решать их следовало общими силами.

Поэтому-то создававшееся новое врачебное общество, отнюдь не посягая на «суверенитет» различных медицинских специальностей, основное внимание сосредоточило на том, чтобы, основываясь на достижениях науки, помогать в развитии российской медицины, делать ее успехи и достижения достоянием самой широкой практики, поддерживать всё, что делала медицинская интеллигенция для сохранения народного здравия. Позднее это хорошо выразил известный врач С.Н.Игумнов: «Обстоятельства того времени, начавшийся подъем общественного настроения, естественно, раздвигали поставленные рамки деятельности, влекли общество (врачебное. - М.М.) из круга чисто научной работы и профессиональных интересов к удовлетворению нужд и служению общему благу».

Но первоначально цель общества состояла в разработке научно-врачебных вопросов, а равно и вопросов, касающихся врачебного быта. Делать это предстояло соединенными силами врачей, ученых, а также медицинских обществ и других коллегиальных медицинских учреждений. Предусматривалось, что на съездах общества всё будет решаться демократическим образом - голосованием простого большинства участников съезда. Как подчеркивалось в уставе общества, съезды должны были заниматься «чтением, выслушиванием и разбором научных трудов и других сообщений».

В промежутках между съездами должно было действовать правление общества, которое избиралось на съездах: его обязанностью было устраивать съезды и приводить в исполнение принятые там постановления, в частности, доводя их до сведения правительственных учреждений. Впоследствии в помощь правлению возникли довольно многочисленные постоянные комиссии по тем или иным актуальным проблемам.

Принципиально важно, что с самого начала в основу устава общества его члены-учредители положили демократические принципы, коллективное принятие решений, отказ от какого-либо подчинения бюрократическим структурам. Учредителями общества стал довольно узкий круг людей, в который входили, прежде всего, ученики, соратники и друзья Н.И.Пирогова.

«Славная восьмерка» - так можно назвать первых учредителей нового врачебного общества. Это один из «внучатых» учеников Пирогова профессор акушерства и гинекологии Военно-медицинской академии А.Я.Крассовский и его коллеги по академии, профессора-терапевты Э.Э.Эйхвальд (близкий друг Пирогова) и В.А.Манассеин, редактор еженедельника «Врач», человек, которого называли «врачебной совестью России». Это очень близкие друзья Пирогова врачи-хирурги И.В.Бертенсон и А.Л.Эберман. Это петербургские акушеры-гинекологи профессор К.Ф.Славянский и врач В.В.Сутугин. Это, наконец, фактический преемник Пирогова в почетной роли лидера российской хирургии профессор Московского университета Н.В.Склифосовский.

Всех их роднило трепетное поклонение перед памятью великого Пирогова, стремление продолжить «пироговскую линию» в российской медицине, поднять ее научный и практический уровень.

Стоит особо подчеркнуть важный факт: во главе Пироговского общества всегда стояли прославленные российские ученые-медики. Первым председателем общества стал один из инициаторов его создания, видный акушер-гинеколог А.Я.Крассовский. Вместе с ним работой общества руководили ученые, чьи имена составляют гордость русской науки и говорят сами за себя. Это хирург Н.В.Склифосовский и терапевт С.П.Боткин, гигиенист Ф.Ф.Эрисман и хирург А.А.Бобров, терапевт А.А.Остроумов и патолог В.В.Пашутин, психиатр С.С.Корсаков и хирург П.И.Дьяконов, офтальмолог А.Н.Маклаков и деятель земской медицины Е.А.Осипов, бактериолог Г.Н.Габричевский и хирург С.П.Фёдоров. В Пироговском обществе это стало неписаным законом: на протяжении всей его почти 40-летней деятельности ученые-медики возглавляли правление общества, были его самыми активными и деятельными членами, своеобразным «мозговым трестом».

Самым, пожалуй, важным в деятельности Пироговского общества стало регулярное проведение Пироговских съездов. I Пироговский съезд открылся в Петербурге 26 декабря 1885 г., в его работе участвовало более 500 врачей из 50 городов и губерний страны: такого представительного медицинского форума Россия до того не знала никогда. А само общество насчитывало в то время в своих рядах около 300 действительных членов - ученых-медиков и практических врачей.

Каждый Пироговский съезд становился большим событием в жизни русских медиков, всей России. Высоким был научный уровень этих съездов. Как правило, на их заседаниях обсуждались наиболее актуальные вопросы медицинской науки и практики.

Вопросы общественного здравия

Современники отмечали, что на Пироговских съездах многие «чисто научные» доклады были социально направленными, их авторы стремились внедрить в повседневную медицинскую практику наиболее совершенные, апробированные наукой методы. Таков, в частности, был доклад на IX Пироговском съезде известного акушера-гинеколога, профессора Г.Е.Рейна «Организация подачи помощи при родах в сельском и городском населении России». В постановлении съезда по этому докладу говорилось, что необходимо распространить на всю территорию России земские учреждения с широким представительством от всех слоев населения, а также развивать русское фабричное законодательство по охране здоровья работниц во время беременности, родов и послеродового периода.

Напомню, что предметом особой гордости российских врачей в те годы была земская медицина - приоритетный вид медицинской помощи, созданный впервые в нашей стране и не имевший аналогов в мире. По образцу земской в 80-е годы в стране стала создаваться городская медицина: ту и другую позднее стали называть общественной медициной.

Проблемы общественной медицины, рациональной, научно обоснованной организации медицинской помощи населению, занимали всё большее место в деятельности Пироговского общества. Особый отклик они находили у земских врачей, которых от съезда к съезду становилось в Пироговском обществе всё больше.

Регулярно рассматривать вопросы общественной медицины было важно еще и потому, что Пироговское общество предоставляло медицинской интеллигенции замечательную возможность легально, с большим общественным резонансом, обсуждать самые острые и неприятные для властей предержащих вопросы, связанные прямо и непосредственно со здоровьем народа. «Пироговские съезды, кроме разработки специально-научных вопросов по различным отделам практической медицины, - говорил профессор А.А.Бобров, - занимаются вопросами чрезвычайной важности, которые не могут быть разрешаемы знанием и опытностью одного человека, а лишь соединенными усилиями многих, направленными к благоустройству общественной жизни. Я разумею вопросы общественного здравия, которые, несомненно, находятся в тесной связи с благосостоянием всего народа и целой страны».

Может быть, именно поэтому в повседневной деятельности Пироговского общества участвовали, кроме врачей и ученых-медиков, многие видные представители российской интеллигенции (например, известный юрист А.Ф.Кони). Во всяком случае, факт остается фактом: по словам очевидца, на съезды Пироговского общества нередко собиралось по 5-7 тыс. человек, «так что даже в столицах трудно бывает найти настолько обширное помещение, в котором возможно было бы принять всех желающих».

Демократические устремления

Проблемы земской медицины всё время оставались в Пироговском обществе одними из самых главных. Так, на III съезде почетный председатель, известный ученый-гигиенист Ф.Ф.Эрисман, дал высокую оценку Пироговским съездам, где русские врачи заинтересованно обсуждают и специальные, и общие вопросы, например, «о возможном улучшении медицинского и санитарного дела в России - о дальнейшем развитии нашего сокровища, которому нет ничего подобного в Западной Европе, - нашей общественной земской медицины».

О дальнейшем развитии земской медицины шла речь и на IV съезде (1891): итоги обсуждения подвел И.И.Моллесон, подчеркнувший, что для дальнейшего развития общественной медицины необходимо создать стройную систему санитарных учреждений, объединяющих деятельность всех земских врачей.

Пироговское общество, отражая демократические устремления российских врачей, не чуждалось иногда и обсуждения политических вопросов. Так, на VII съезде (1899) по докладам Д.Н.Жбанкова, М.М.Грана, В.А.Перимова и с учетом материалов, накопившихся в Московском комитете общественной помощи голодающим, участники съезда впервые, пожалуй, приняли постановление, носившее ярко выраженный политический, антиправительственный характер. Всё же при обсуждении на Пироговских съездах различных животрепещущих вопросов, прямо и непосредственно связанных со здоровьем народа, хотя порой и звучали гневные обличительные речи, дело чаще всего заканчивалось очередным обращением с ходатайством к правительству.

Любопытна судьба таких ходатайств. Как показывает сводка, составленная Пироговским обществом за 20 лет, «в общем итоге 2/3 всех заявленных ходатайств остались безрезультатными, а именно 43% совсем не были удостоены ответом, по 20,8% ответ был отрицательный, в 2,8% случаев он носил характер формальной отписки». Да, не жаловали, совсем не жаловали Пироговское общество власти предержащие!.. Хотя к «высшей власти» - императору Николаю II - Пироговское общество не апеллировало.

И все-таки, невзирая ни на что, врачи проводили свою линию. Хотя российские медики в большинстве своем не занимались политической борьбой против существующего строя и отрицали крайний радикализм, всё же на Пироговских съездах они делали достоянием общественной гласности факты, будоражившие всю Россию. Не случайно после VIII съезда, проходившего в 1902 г., был усилен существовавший и до того полицейский надзор за деятельностью Пироговского общества. Более того, накануне следующего, IX съезда - он должен был проходить в Петербурге - оргкомитет получил от Департамента полиции письмо с «убедительной просьбой» исключить из повестки дня доклады, проникнутые оппозиционными настроениями по отношению к правительству.

Нередко, особенно на заседаниях оргкомитетов Пироговских съездов, возникали острые дискуссии об их программе и направлении. Некоторые ученые призывали к полному академизму и профессионализму, предлагая не вмешиваться в организацию медицинской помощи; некоторые врачи, наоборот, выступали за отказ от обсуждения научных проблем, призывая сосредоточиться исключительно на организационных вопросах медицинской практики. Это были крайние точки зрения. «Страстная борьба из-за направления деятельности Пироговских съездов между представителями медицинской науки и врачами -представителями русского общественного строя медицины, - отмечал известный деятель Пироговского общества В.И.Долженков, - ... вызывала сильные опасения за распадение нашего общества, но славный учитель и тонкий диагност С.П.Боткин верно угадал значение бывшей борьбы, назвав ее криком здорового ребенка и обещая ему могучее развитие в будущем».

Получилось так, как и предвидел великий русский терапевт: отринув крайние точки зрения, российские врачи сумели превратить съезды Пироговского общества в трибуну для обсуждения самых насущных проблем медицинской науки и практики охраны здоровья.

Как показывают факты, демократически настроенная медицинская общественность не боялась высказывать открытую критику в адрес самодержавно-бюрократического строя.

Характерен в этом отношении внеочередной Пироговский съезд по борьбе с холерой (1905). Съезд проходил в Москве во время начавшейся первой русской революции и, несмотря на огромную важность, встретил сильнейшее противодействие со стороны правительства. 19 марта председатель правления Г.Н.Габричевский получил правительственное предписание, в котором указывалось, что съезд не может быть разрешен, поскольку его устроители «намереваются воспользоваться таковым для производства противоправительственных демонстраций и произнесения ряда речей недопустительного содержания». Правда, энергичные меры, предпринятые правлением Пироговского общества, способствовали тому, что министр внутренних дел вынужден был дать согласие на проведение съезда при условии отсутствия всякой публичности заседаний и исключения обсуждения «каких-либо вопросов политического характера или относящихся к современному общественному движению».

Однако грозные предупреждения дали обратный эффект и не смогли ликвидировать характерной особенности Пироговских съездов -открытого, свободного, искреннего обмена мнениями и раскрытия горькой правды об основных социально-экономических причинах высокой заболеваемости населения страны. Оставаясь верным имени Н.И.Пирогова и сути врачебной профессии, Пироговское общество показало, что оно стало не только самой авторитетной медицинской общественной организацией, но и важным фактором демократического развития России.

Февральская революция (1917) и падение самодержавия были встречены медицинской общественностью страны, если судить по реакции Пироговского общества, с большим удовлетворением. Иной была реакция на Октябрьскую революцию: правление общества расценило ее как «события, разрушающие основные устои демократического строя и приводящие страну к развалу и гибели». Из-за нескольких политических резолюций, резко обличавших новую власть, Пироговское общество, объединявшее большинство российских врачей, было объявлено «контрреволюционным», а группировавшиеся вокруг него врачи - «противниками советской власти».

Деятельность Пироговского общества, к которому советская власть отнеслась как к «контрреволюционной организации», прекратилась в 1922 г.

Марк МИРСКИЙ, профессор.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru