Вы здесь

Откуда приходят абасы?

Страницы ряда якутских республиканских газет заполнили статьи о привидениях, призраках, духах, иччи и прочих разных существах нечеловеческого рода.

Основное содержание статей о «нечистых силах» сводится к одному только голословному утверждению: «Абасы есть, и были всегда». Абасы - это якутский вариант привидений, один из самых отрицательных персонажей якутских народных легенд, сказок. Авторами статей обычно являются сельские жители, среди них есть и учащаяся молодежь из Якутска, своими корнями уходящая в сельскую реальность. Как правило, они себя считают очевидцами злых проделок «нечистых сил», чаще всего невидимых, или, более того, участниками непосредственного контакта-«столкновения» с воочию увиденным существом, принятым за абасы.

Восприятие без объекта

Познание мира осуществляется двухступенчато и состоит из чувственного и рационального (логического) этапов. Восприятие органами чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) как раз является первым этапом общего познания. Ряд симптомов и синдромов психических болезней связан с нарушением сферы восприятий, то есть чувственного познания. Его ступени: ощущение, восприятие, представление. Ощущение - форма отражения отдельных сторон, качеств, свойств объектов действительности, непосредственно действующих на органы чувств. Более сложным актом познания является восприятие. Это психический процесс отражения предметов и явлений в целом, в совокупности их чувственно конкретных свойств и составных частей при их непосредственном воздействии на так называемые рецепторные зоны анализаторов (зрение, слух, обоняние и т.д.). Восприятия всегда предметны, а представления являются следами бывших восприятий, их образы, возникающие в сознании в отсутствие соответствующего предмета, явления. Во время действия внешнего раздражителя (предметов, явлений) на органы чувств ему соответствует оживление былых представлений о качествах объекта или предмета в целом, узнавание его как ранее познанного, сопоставление с аналогичными близкими. Акту ощущения и восприятия сопутствует соответствующее эмоциональное отношение человека как к предмету в целом, так и к его качеству. Так что ощущение и восприятие всегда являются сложным аналитико-синтетическим процессом. Представление же составляет высшую ступень чувственного этапа познания.

Из всего разнообразия психических нарушений расстройства чувственного познания, к которым относятся иллюзии и галлюцинации, занимают в них одно из ведущих мест. Иллюзии - это ложное, искаженное восприятие реально существующих предметов и явлений. Они наблюдаются и у практически здоровых лиц, например в состоянии утомления: миражи в степи, пустыне или тундре, но чаще бывают при невротических состояниях и психозах. В психиатрии есть понятие «аффективные иллюзии», которые определяются как иллюзии, возникающие у людей, пребывающих в состоянии тревожного беспокойства, страха, угнетенного настроения и даже порой его подъема.

Есть легковерные, внушаемые, тревожно-мнительные, робкие, боязливые люди. Есть люди, страдающие тяжелыми психическими расстройствами. Врожденная умственная отсталость по своей распространенности занимает одно из ведущих мест среди всех психических расстройств. Известно, что 1-3% населения страдают ею. В некоторых регионах ряда стран этот показатель может достигать более высоких цифр.

В настоящее время распространенность психических расстройств   среди населения, как считают многие исследователи, равна 17-30% и даже больше. Принято считать, что галлюцинации типичны для психозов. Однако это не всегда так.

Галлюцинации - это чувственно яркие образы предметов и явлений, объективно отсутствующих в воспринимаемом органами чувств пространстве действительности. Традиционное определение: «галлюцинация - это восприятие без объекта».

Галлюцинаторные образы практически являются образами представлений. Галлюцинации не бывают при неврозах. Они всегда появляются в результате биологического страдания головного мозга, патологического процесса без органических деструктивных изменений коркового центра анализатора, рецепторных полей и проводящих его путей.

Хронический алкоголизм среди населения России принимает катастрофические размеры: распространенность этой болезни саморазрушения достигла 5-7%. Следовательно, наблюдается и рост алкогольных психозов. Примерно каждый 6-7-й больной, страдающий алкоголизмом, за время своей жизни переносит тот или иной вид алкогольных психозов. При доминировании в картине болезни зрительных галлюцинаций, которые могут носить калейдоскопический характер, у больного, как правило, наступает помрачение сознания. Сон обычно исчезает. Нередки случаи, когда даже после выхода из болезненного состояния человек не понимает, что это была психическая болезнь. Он продолжает считать, что «видел» оживших покойников, в якутском варианте «абасы», другие могут говорить о «духах», которые, мол, «начали бродить по миру» с явно недобрыми намерениями.

Примеры из практики психиатра

Мужчина 28 лет, бывший выпускник вспомогательной школы, дворник, не замеченный в употреблении токсических, наркотических средств и алкогольных напитков, вдруг начал слышать «голоса» (мужской и женский), угрожающие истреблением всего рода семьи. Сам был холост, жил с родителями. «Голоса» с перерывами, порой длительными, продолжались около 4 месяцев. Особо выраженного страха не испытывал, свое болезненное состояние не понимал, родителям о своих переживаниях не говорил. В день госпитализации, будучи в квартире один, внезапно «увидел», как двое - мужчина и женщина, внешностью почему-то похожие на его родителей, стали «проходить» сквозь каменные стены. «Услышал» и их угрозы убить всех членов семьи, а также родственников. Он «догадался», что пришли те, которые в последнее время словесно угрожали расправой и подумал, что «они - духи». В состоянии крайне выраженного страха, переросшего в панический, он убежал из дома и обратился за помощью в отделение милиции.

Второй случай. У жителя одного из улусов центральной зоны были обнаружены метастазы в головном мозгу, причиной которых был первичный рак легких. В стационаре онкодиспансера, где он находился на лечении, развились зрительные галлюцинации. «Видения» были устрашающего содержания, которые вызвали большой страх: он кричал диким голосом, взывал о помощи. Как выяснилось, они заключались в сценах хоровода покойников. Среди них он узнавал давно умерших односельчан, родственников. В результате лечения зрительные галлюцинации быстро исчезли, но критического отношения к перенесенному патологическому состоянию у больного не было. Он и при выписке оставался в своем твердом убеждении, что «видел абасы».

Психические болезни нередко имеют стертые и скрытые формы. Шизофренией, например, страдает 0,8-1% населения, но выявляемость ее составляет 0,4-0,6%, то есть значительная часть больных - остается нераспознанной. Те люди, которые не попали в поле зрения психиатров по разным причинам, в том числе не выявленные из-за особенностей течения психической болезни и ее недостаточно выраженной клинической оформленности, оставаясь в обществе часто вполне адаптированными, могли быть причиной происхождения расхожих слухов и даже легенд о привидениях, пришельцах, духах и т.д.

А вот галлюцинации, называемые психогенными, могут возникать у психически здоровых людей под влиянием аффекта, внушения, религиозного экстаза. Галлюцинации в таких случаях отличаются четкостью оформления, реалистичностью образов, могут быть объемными - трехмерными и плоскостными - двухмерными, видимыми при открытых глазах. Сцены «шаманов без головы», «рожающих» утку, чайку, щуку, земноводных, которые в прошлом навязывались окружающим великими шаманами, могли быть из круга внушенных галлюцинаций.

Выделяют и условно непсихотические галлюцинации, но в целом галлюцинации типичны для психозов.

Сновидения, видения в состоянии гипнотического сна и внушенные галюцинации относят как раз к условно непсихотическим. Образы сновидений так же, как галлюцинации, могут иметь самый разнообразный характер. Так во сне могут сочетаться зрительные образы и слуховые, а также запахи, прикосновения, удары, вкусовые ощущения. Всё это говорит о том, что механизмы происхождения сновидений и галлюцинаций имеют много сходств.

Источник верований в духов

Почему верование в духов, привидения и различные существа нечеловеческого рода остается среди определенной части населения еще таким стойким и незыблемым?

Выдающийся швейцарский психолог, психиатр и философ Карл Густав Юнг (1875-1961), излагая проблему вещности в мире чистой мысли, считал этот элемент как нечто в своем роде естественное и необходимое, коснулся и вопросов происхождения верований в духов, проводя параллели между ними. Никому не надо доказывать, что, например, слова «тепло» и «холодно» представляются нам как теплые и холодные вещи. Отдельное абстрактное слово слышится отголоском конкретно воспринимаемого предмета. Вот это и есть вещность чистых мыслей.

Психологам, по словам К.Г.Юнга, было давно известно, что у первобытного человека «психическое отображение ощущений так сильно бывает окрашено чувственным элементом, что, возникая при воспоминании в виде непроизвольных образов, оно иногда даже принимало свойства галлюцинации». Происходит оживление былых представлений - «видение без объекта». И вот первобытный человек, например, вспоминая умершую мать или кого-то из близких, непроизвольно мог воспроизвести их образ так ярко, что как бы видел и слышал их духов. Современный цивилизованный человек лишь «думает» об умерших, в отличие от первобытного человека, который их воспринимал конкретно, как наяву, вследствие крайне чувственного свойства его психических образов. Это и послужило, как считал великий Юнг, «источником первобытного верования в духов». Духи - не что иное как то, что мы называем мыслями, это, так сказать, мысли, приобретшие свойства галлюцинации. «Мысли первобытного человека претворялись в видения, реальность которых для него была очевидна, и он постоянно смешивал психическую реальность с внешней действительностью».

Юнг соглашался с мнением предшествовавших ему исследователей, которые утверждали, что «мысли нецивилизованного человека неясны, главным образом, вследствие того, что он не отличает объективное от субъективного». Психологи Спенсер и Шиллен как-то писали: «То, что дикарь испытывает во сне, для него так же реально, как то, что он видит наяву».

Юнг в начале 20-х годов прошлого века предпринял ряд путешествий в некоторые страны Африки и к индейцам Северной Америки с целью понять смысл чужой культуры, проводя культурно-психологические исследования. В результате этих исследований он еще раз удостоверился, что источником верования в духов являлся тот же феномен, о котором писали до него другие исследователи, объясняемый «психическим реализмом самостоятельности образа в противоположность самостоятельности чувственных восприятий, а вовсе не какая-то потребность со стороны дикаря объяснить что-то такое - потребность, которую неправильно приписывают ему европейцы». Для первобытного человека мысль имеет характер зрительных и слуховых галлюцинаций, а следовательно, и характер откровений. Современный просвещенный человек сумел освободить психический объективный образ от характера чувственности. Он научился мыслить абстрактно, оперировать категориями понятий. В ходе исторического развития у человека головной мозг достиг своего наивысшего развития с тонкой дифференциацией психических функций, сделав его человеком разумным в широком понимании этого слова.

То, что психический образ приобретает свою изначальную (древнюю) реальность, мы видим на примере сновидения у психически здоровых людей и галлюцинаций при психических заболеваниях. Феномен «мысли не что иное как галлюцинации» как бы получает свое подтверждение уже у современных людей при определенных состояниях организма.

Иван ИВАНОВ,
психиатр высшей категории.
Якутск.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru