09 ноября 2024
Бондарчук не нуждается в особых представлениях. Мы любим созданные ею роли необыкновенных, глубоких и трепетных женщин, с удовольствием смотрим фильмы, в которых она выступает как сценарист и режиссер. В этом году успех сопутствовал премьере ее нового фильма «Гоголь. Ближайший» на Международном кинофоруме «Золотой витязь» в Липецке и Московском международном кинофестивале. О работе над этой картиной, о необходимости обращения к отечественной классике и воспитании молодого поколения в традициях нравственности и патриотизма, об отношении к профессии врача мы беседуем с заслуженной артисткой РФНатальей Бондарчук.
- Наталья Сергеевна, известно, что после «Соляриса» вы получали в месяц до 40 предложений сниматься, однако предпочли реализовать себя в качестве режиссера. Почему?
- «Солярис» всегда был фильмом для интеллигенции. Поскольку в 70-е его мало кто видел на родине, он сейчас даже более популярен, чем тогда. Но мне не хотелось сниматься в фильмах того времени, играть наших современниц. И вдруг узнаю, что Владимир Мотыль работает над фильмом «Звезда пленительного счастья». А надо сказать, что с 11 лет моей самой любимой была книга «Талисман», изданная в Чите в 1959 г. И я прибежала к маме: «Представь, мою Волконскую будут снимать!» Конечно же, мимо такого шанса пройти было невозможно.
Три года мы снимали эту картину с огромными трудностями, четыре директора сменилось. С таким режиссером, как Владимир Яковлевич, я научилась выдерживать всё, что очень пригодилось в дальнейшей работе. Тогда он намекнул мне, что были некие взаимоотношения между Пушкиным и Волконской. И я решила больше узнать о том периоде, начала интересоваться специальной литературой, у меня уже были записки Волконской и на русском, и на французском, был журнал «Звенья», откуда я черпала интересную информацию.
Исследовательская работа, которая началась параллельно съемкам «Звезды пленительного счастья», осталась со мной на всю жизнь. Но, к сожалению, в фильме линия Пушкин - Волконская выпала, ее вырезали, что для меня стало просто катастрофой.
Но прошло много лет, и в 1999 г., осознав, что наступает празднование юбилея Пушкина, а о нем ни одной картины с 1936 г. не было (собственно, как и о Волконской после «Звезды»), решила внести свою лепту.
- И именно с этого времени вы целенаправленно занимаетесь золотым веком русской литературы?
- Я выпустила10-серийный фильм «Одна любовь души моей», где роль Пушкина исполняет мой муж Игорь Днестрянский, организовала фестиваль «Золотой век», сняла фильмы «Пушкин. Последняя дуэль», «Лермонтов», «Любовь и правда Фёдора Тютчева». В двух последних фильмах я пригласила на главную роль Николая Бурляева, который много лет не снимался, ожидая соответствующей роли. Кстати, в фильме о Тютчеве играла его супруга Инга Шахова, с которой у меня сложились очень теплые отношения.
- Как известно, вы их сняли и в новом фильме о Гоголе, актерский состав которого оказался очень неожиданным - Евгений Редько, Анастасия Заворотнюк, Мария Бурляева. Говорят, Маша долго отказывалась сниматься, боясь «подвести маму»?
- Маша очень переживает, что она - дочь известных людей. На ней лежит огромная нагрузка быть продолжательницей того благородства, которое есть в моей матери, Инне Макаровой, того огромного масштаба личности, который был в Сергее Бондарчуке.
Нужно было сыграть молодую девушку удивительного достоинства, у которой была самая масштабная переписка с Гоголем. Гоголь доверял ей полностью, и это общение их взаимно обогатило. Она, кстати, не вышла замуж до его смерти, и только потом стала княгиней Шаховской. Трудно было найти актрису, соответствующую не только возрасту Анны Вильегорской, но и духу ХIХ века. В Маше, мне кажется, это есть.
Все женщины, которые у меня представлены в фильме, сумели сыграть тонко и достоверно. Валентину Теличкину я выбрала не за внешнее сходство с матерью Гоголя (тут как раз, скорее, можно говорить о несходстве!). Мне нужна была именно ее неординарность, странность. Она - человек глубоко верующий, исповедальный, пишет удивительные картины. При этом Валентина Ивановна не будет кривить душой, если ей что-то не нравится даже в горячо любимых друзьях, она непременно сделает замечание. Вот такая душа мне и нужна была.
Что же касается Настеньки Заворотнюк, то я счастлива, что могу сыграть в ее судьбе поворотную роль. Маска сериальной актрисы могла прицепиться к ней на всю жизнь. А роль Смирновой-Россет дает нам возможность посмотреть на Заворотнюк другими глазами, потому что она, на мой взгляд, очень серьезная драматическая актриса.
Мне очень понравилась работа Инги Шатовой - в ней есть открытость души и заинтересованность в другом человеке.
- «Гоголя» невозможно также представить без музыки, написанной к фильму вашим сыном Иваном Бурляевым.
- Вы знаете, тут не обошлось даже без определенной мистики, но музыка действительно легла идеально.
- Представляя ваш фильм, Николай Бурляев отметил, что здесь дан окончательный ответ в споре, чей писатель Гоголь - русский или украинский. Каким образом?
- Гоголь однажды сказал: «он вобрал всё лучшее с украинской стороны, всё лучшее с русской стороны, соединил, и вот он - идеал человечества!» Говорил он это, конечно, не о себе, но именно такой идеал он в себе чувствовал.
- Удивительно точным можно назвать попадание в образ главного героя Евгения Редько. Тут, мне кажется, даже внешнее сходство присутствует...
- Прежде чем пригласить его на роль Гоголя, я несколько раз ходила смотреть его в Российском молодежном театре. В частности, в сложнейшем спектакле «Берег утопий».
- Как возникло такое необычное название фильма?
- На известной картине Иванова «Явление Христа народу» среди многочисленных фигур выделяется человек с горбоносым профилем. Считается, что художник рисовал его в Риме со своего друга Николая Гоголя. И человек этот - ближайший к Богу не только на картине, но и по жизни. Я понимаю, что сделала очень скромный фильм о Гоголе, у меня нет никакого сомнения, что можно было гораздо лучше, но важен был первый шаг.
- Тем не менее фестиваль в Липецке показал, что зритель соскучился по таким фильмам. Расскажите еще, пожалуйста, о своем театре. Как у вас еще и на это хватает сил?
- Да, кроме всего прочего сейчас есть еще замечательный коллектив двух моих театров «Бемби», где мы показываем спектакль «Красная Шапочка» и где я играю бабушку Красной Шапочки, а в спектакле «Снежная королева» играю и Бабушку и Атаманшу. Хватает сил, наверное, потому, что есть поддержка мужа, мы вместе преподаем в Апрелевской школе искусств, ездим по стране, делаем одно дело. И конечно, отдача со стороны юных актеров и маленьких зрителей - это так важно! Сейчас у нас большая радость: спектакль «Снежная королева» возвращается на сцену Театра киноактера.
- А еще, насколько мне известно, вы время от времени снимаете документальные фильмы?
- Нет, не только время от времени, я занимаюсь этим параллельно. Сейчас в моих планах сделать фильм о моих замечательных родителях и их эпохе. Мне кажется, им выпало очень интересное время. Вскоре на канале «Культура» выйдет еще один фильм по моему сценарию - «Встречи на Солярисе», о работе с Андреем Тарковским.
- В свое время вы пережили увлечение творчеством Рериха, доктриной «живой этики». Как это уживается с православной верой?
- Мое отношение к Рериху остается неизменным уже хотя бы потому, что мне трижды посчастливилось встречаться со Святославом Рерихом. Он единственный из семьи был православным человеком, я сама ему привозила из Лавры иконы Серафима Саровского и Сергия Радонежского. Его похоронили по православному древнейшему обряду, но, к сожалению, в Индии. Может быть, когда-нибудь исполнится его воля быть захороненным и отпетым в Петербурге, где он родился. Святослав Николаевич - лучшее, что я видела в своей жизни, и я несу эту радость встречи и всегда буду ею горда.
Кроме того, в живописи Николая Рериха есть же великолепный русский период. Он как будто предчувствовал, что у нас будет колоссальное гонение на церковь, и он запечатлел главные храмы, которые впоследствии были разрушены. Он пытался защитить храм Христа Спасителя. Известна его миротворческая деятельность.
Я сама православный человек, очень люблю эту религию. Пришла к ней самостоятельно, в 19 лет я крестилась, хотя это было и непросто. Церковь моя первая была в Переделкино, с голубыми куполами. Есть небольшой папин этюд, где он изобразил эту церковь, и мне очень приятно, что эта картина у меня сохранилась. Еще я очень люблю кладбище рядом с ней, там я хожу на могилы Бориса Пастернака, Корнея Чуковского. Моя бабушка, сибирская писательница Анна Герман, воспитала во мне любовь ко всем народностям. Она была невероятно образованным человеком, с детства мне читала стихи, с 4 лет мы с ней «изучали» Андерсена. Я очень благодарна судьбе, что родилась в такой семье.
- В вашем окружении, наверняка, есть не только люди искусства, но и медики?
- Эту профессию боготворю всю жизнь, особенно после выхода картины «Дорогой мой человек» с Баталовым.
Сама постоянно общаюсь с врачами. Мама много лет замужем за академиком, главным фтизиатром Минздравсоцразвития России Михаилом Перельманом. Люблю его как доброго человека, самоотверженного врача, яркую личность. С ним очень интересно говорить о самом главном, о жизни и смерти, о проблемах, которые связаны с этикой. При этом он - самый веселый человек, которого я знаю. Наверно, это своеобразная внутренняя компенсация на фоне постоянных встреч со страданиями и смертью...
Многолетняя дружба связывает меня с санаторием «Урал». В свое время познакомилась с его директором, удивительным человеком и талантливым медиком Галиной Селяниной и на протяжении 20 лет туда езжу. Правда, пройти полный курс лечения никогда не получается, но на недельку, бывает, выбираюсь с мужем, иногда и с детьми (как-то даже Новый год там все вместе праздновали), намереваюсь вывезти туда внуков - Настю и Никиту. Там, в зимнем березовом лесу не могу удержаться, чтоб не встать на лыжи. Именно в этом лесу снят один эпизод фильма о Пушкине, где он бросается в снег. Я больше нигде не видела таких берез...
Дружба с санаторием привела к тому, что там сделали «салон Марии Волконской» в стиле XIX века, где устраиваются балы, приемы, в частности в честь нашего приезда.
Еще один очень близкий мне человек - Галина Шаталова, знаменитый нейрохирург, ученица Павлова. О ней делала фильм, занималась в ее школе здоровья. Если бы в нашей стране серьезно изучали и распространяли ее методики, здоровье нации было бы иным.
- Здесь, я думаю, многое зависит и от самого человека.
- Да, это требует полного переключения сознания на свой организм. В условиях кинематографической жизни нет возможности соблюдать тот режим, который предлагает Галина Сергеевна - вставать в 4, питаться правильно. Но кое-что получается. Я, например, хожу в бассейн, плаваю. Когда не в поездках, стараюсь быть абсолютной вегетарианкой, пытаюсь соблюдать правильный режим дня. Этому способствует жизнь за городом. Надо выгуливать двух собак, собирать яблоки, заниматься цветами, которые очень люблю.
Убеждена: если человек утыкается в свои проблемы, не выходит из них в природу, к людям, к миру - он заболевает. Чудес не бывает. И восстанавливать силы лучше всего, слушая шорохи леса, вдыхая запах антоновки.
А что касается медицины, то огорчает, что, к сожалению, у нас не развит институт семейных врачей, поэтому каждый раз попадаешь к другому доктору, что не очень удобно. Но гораздо больше меня беспокоит происходящая в последние годы коммерциализация искусства, медицины, образования.
- Иными словами, знаменитую фразу «Я люблю Россию до боли сердечной... и желал бы видеть мое отечество счастливым», вы применяете ко всем сферам нашей жизни, в том числе и к медицине?
- Да, конечно. Без заботы о здоровье физическом невозможно представить духовное и нравственное здоровье человека.
Беседу вела Алёна ЖУКОВА.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru