Вы здесь

Вовремя вскрыть «черный ящик»

Без квалифицированных рабочих кадров экономику не поднять - это аксиома. Но помимо высоких профессиональных качеств они должны обладать еще и хорошим здоровьем . это тоже банальная истина. Однако кто завтра придет на рабочие места, если уже сегодня здоровье учащихся, осваивающих рабочие профессии, хуже, чем тех, кто давно трудится на производстве? Об этом . наш разговор с доктором медицинских наук, заведую щей лабораторией гигиены труда, профессионального обучения и профориентации подростков НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН Евгенией ШУБОЧКИНОЙ.

        10

- Евгения Ивановна, здоровье школьников сейчас у многих вызывает большую тревогу. А как на этом фоне выглядят подростки, обучающиеся в системе начального профессионального образования (бывших ПТУ)? По возрасту они ровесники старшеклассников, но их вроде бы как и не существует, настолько редко они упоминаются при обсуждении проблем подрастающего поколения. Между тем это довольно большая и значимая категория населения численностью 1,5 млн человек...

- Здоровье этой группы учащихся хуже, чем старшеклассников. До 50 из них имеют хроническую патологию, которая в процессе обучения усугубляется. Тут сказываются и производственные факторы, и социальные, и поведенческие, и многие другие. По данным нашего института, где проводятся углубленные осмотры подростков очень давно, более 40 лет, за последнее десятилетие патологическая пораженность увеличилась на 65%. Причинами   этого являются общая тенденция ухудшения здоровья в детской популяции, но вместе с тем и ухудшение медицинского обслуживания, фактическое отсутствие медицинского отбора при поступлении в учебные заведения профессионального образования. Все документы так называемого перечня противопоказаний теперь не действуют, они отменены, как и многие старые приказы. А новые, уже разработанные, до настоящего времени не введены в действие. И врачи в силу своих знаний должны решать, как давать заключение с указанием их пригодности к осваиваемой профессии. В приказах по медицинскому обеспечению подростков медицинская профессиональная консультация прописана, но как ее проводить?

- Означает ли это, что и на обучение «вредным» профессиям отбора нет?

- К сожалению, фактически нет. Только при прохождении производственной практики подросток должен принести соответствующую справку. А при поступлении в учебное заведение   может отсутствовать такое заключение. Хотя специалисты-медики считают, что это необходимо. Но в Законе об образовании написано, что все имеют право обучаться, без учета пола, возраста, расы, вероисповедания и состояния здоровья. В итоге, закончив учиться, работать подросток не может (ну какой из него, предположим, электрогазосварщик, если у него астматический бронхит, ведь при поступлении на работу он должен быть обследован уже по медицинским регламентам для взрослых, а у него противопоказания), а учиться - пожалуйста. Но это же неразрывные вещи! Подросток, имеющий заболевание, должен получить медицинские рекомендации для выбора профессии, знать, что ему показано, а что нет.

- Общеизвестно, что в училища поступает немало ребят, которые и со школьно-то программой справлялись с трудом, а тут специфическое обучение, большие нагрузки... Наверняка, все это сказывается на состоянии  их здоровья?

- Хочу отметить, что сейчас в профессиональные училища приходят разные дети. Среди них больше, чем раньше, целеустремленных, заинтересованных, знающих, чего хотят. Они прекрасно понимают, что им нужно получить профессию. Что касается нагрузок, то, конечно же, они должны быть адекватными функциональным возможностям подросткового организма. Однако на деле приходится сталкиваться с другим.

Реформа системы образования затронула и профессиональное обучение. Появился новый тип учебных заведений, вводятся более интенсивные формы подготовки. Но не всегда это соответствует требованиям, которые предъявляют гигиенисты. Мы видим, что нередко интенсификация происходит за счет увеличения количества учебной нагрузки. Она достигает 36-44 часов в неделю. Например, при обучении профессии оператора ЭВМ со знанием бухгалтерского учета составляет 42 часа, при этом ребята целыми днями сидят у компьютера.Большие проблемы связаны с организацией производственной практики.

- В чем они состоят?

- Освоение значительного числа рабочих профессий проходит в условиях контакта с комплексом неблагоприятных профессионально производственных факторов, что может негативно сказываться на показателях функционального состояния учащихся, сопровождаться повышенной заболеваемостью и даже ранними проявлениями нарушений профессионального характера. И это надо учитывать и стараться   нивелировать. Раньше была система  организованной практики, ребята прикреплялись к базовым предприятиям, и можно было контролировать условия труда. Сейчас, чтобы кто-то тебя бесплатно учил на рабочем месте – не найти, на практикантов смотрят как на лишнее лицо. Как правило, теперь ребята проходят практику не группами, а по 1-2 человека на разных предприятиях разных форм собственности, и очень сложно контролировать условия труда, а уж тем более обеспечить необходимый их уровень. Получается «черный ящик»: отпустили   детей на практику, а что там происходит, неизвестно. Ответ из «черного ящика» - состояние здоровья.

Мы сравнивали учащихся, которые проходят практику в условиях, отвечающих нормативным требованиям, и в условиях, не отвечающих им. В последнем случае проявления утомления в динамике рабочего дня выражены значительно больше: в 1,4 раза чаще снижается умственная работоспособность по корректурным тестам, в 3 раза чаще отмечаются тормозные процессы в ЦНС, причем с нарушением сложных дифференцировочных реакций (что может быть чревато повышением травматизма), случаи снижения мышечной выносливости увеличиваются почти вдвое.

Одним из чувствительных показателей раннего влияния производственных условий оказались показатели репродуктивного здоровья. Так, риск нарушения менструальной функции у девушек, осваивающих профессии общественного питания намного выше, чем у школьниц такого же возраста.

Когда училища были хорошо оснащенными, систему профтехобразования поддерживали предприятия, государство, у них были свои здравпункты, проводились оздоровительные мероприятия. Подростки осматривались по месту учебы. Был производственный принцип. А сейчас посчитали, что этот принцип избыточный. Есть по месту жительства медицинское страхование и достаточно. «Проходите осмотр - принесите справку из районной поликлиники», - так говорят. Но педиатр, который не знает, каковы особенности будущей профессии, условия обучения подростка, не может оказать всеобъемлющую помощь. Хотя в программу подготовки педиатров включены вопросы медицинской профессиональной ориентации и гигиены труда, для них это сложно, так как в повседневной работе доминирует контингент маленьких детей. А когда медицинские осмотры осуществляются по месту учебы (то есть по производственному принципу), врач обязательно посмотрит, нет ли ухудшения здоровья, связанного с условиями обучения, нет ли начальных признаков влияния производственных факторов, поскольку он соответствующим образом будет ориентирован, ведь учебное заведение на его территории. Он будет знать все свои «профессии». В итоге группа, уязвимая со всех сторон, обслуживается хуже, чем школьники, где нет такой специфики, как у учащихся системы профтехобразования.

- Нельзя ли подробнее остановиться на влиянии производственных факторов...

- Мы обследовали девушек, которые осваивают очень востребованные сейчас профессии общественного питания (они проходят производственное обучение  в условиях немалой физической нагрузки, повышенной температуры, лучистого тепла и нередко электромагнитного излучения, так как сейчас много готовится в СВЧ-печах) и увидели, что к концу третьего года обучения у них в 2 раза возросла заболеваемость с временной утратой трудоспособности, в 1,7 раза увеличилась хроническая патология, появились  начальные признаки профессиональной патологии (нарушение гармоничности физического развития за счет избыточной массы тела, особенно у тех, у кого она была), отмечался рост нарушений менструальной функции такого же характера, как у взрослых работниц. Сильные менструальные боли встречались в 2 раза чаще, чем у школьниц, обращение к врачу - в 4 раза чаще, прием лекарств в 2-3 раза выше, жалобы на общее самочувствие в 1,5 раза чаще. И все это из-за условий производственного обучения. К сожалению, курят до 60-70% подростков. Среди учащихся возрастает алкоголизация. Между тем курение плюс алкоголь - очень распространенный стереотип поведения подростков. У половины из тех, кто курит регулярно, наблюдается сочетание этих факторов. Что, конечно, не может не беспокоить. А помочь подростку отказаться от курения, по сути, некому. Медицинское учреждение такими вещами практически не занимается. Как показало наше анкетирование ребят, никто не бросил курить потому, что врач посоветовал отказаться от вредной привычки. Мне было очень обидно отметить для себя сей факт. Хотя медицинские работники и сами признают, что они очень мало об этом говорят с ребятами.

- Может быть, не так говорят или не в тот момент?

- Они вообще стесняются говорить об этом, считают банальным. Беседуют только тогда, когда у больного уже тяжелое заболевание. Само собой разумеется, это слишком поздно. Поэтому я всегда, когда читаю лекции врачам-гигиенистам, подчеркиваю, что гигиеническое обучение и воспитание организуют именно они, а заниматься им должны все специалисты, причем постоянно и убедительно.    Подростки не понимают, когда им говорят, что когда-то потом у них будет высокий риск инфаркта. Их это не впечатляет. Молодости вообще не свойственно думать об отдаленных последствиях. Но когда им говоришь, что по всем данным (а они сами отвечают на наши вопросы и тесты), оказывается, что курящие больше устают на занятиях и чаще болеют, реакция другая. Ребятам надо показать, что употребление алкоголя и курение вредно сегодня: меняется неспецифическая резистентность, снижаются адаптивные возможности и т.д. Чем больше мы им дадим информации, тем больше   из них призадумаются. Я считаю, что свои резервы мы не исчерпали. Пока подростки медикам доверяют, и это доверие нужно использовать. Сегодня их окружает только негативная информация, а им нужна постоянная информация другого характера и нужен врач, который им поможет. К сожалению, такого врача сейчас нет, и в детские поликлиники подростки практически не ходят.

- А какова здесь может быть роль медицинских работников, которые трудятся в учреждениях образования?

- Очень большая. Но, к сожалению, ощущается дефицит таких кадров. Нужно, чтобы они были в достаточном количестве,   и у них было время на профилактическую работу. Сейчас даже медсестра не во всех училищах имеется. Например, в Москве после реорганизации учебных заведений профессионального образования (бывшие ПТУ и техникумы объединили в единый конгломерат - колледжи) медицинское обслуживание учащихся ухудшилось. Если ранее  было, допустим, 5 небольших училищ и в каждом медсестра, то после объединения в колледж, исходя из численности учащихся 5 медсестер не положено, а всего 3. Значит, 2 точки остались без медицинского наблюдения. На наш взгляд, так оставлять нельзя. Видимо, нужно изменить нормативы, потому что работы для медиков в этих учебных заведениях очень много. Возможно, стоит дать право работать школьными врачами выпускникам медико-профилактического факультета.

По нашему глубокому убеждению, мало выявить у ребят пристрастие к курению, надо знать, куда направить подростка с его проблемой, тогда будет замкнутый цикл: констатируем, помогаем и дальше наблюдаем. А сейчас ситуация обрывается на уровне констатации, так же как и с профилактическими осмотрами: осмотры провели, а кто будет оздоравливать?

- Реально что можно сделать, чтобы улучшить ситуацию?

- На сегодняшний день нужно, чтобы к этой группе учащихся  изменилось отношение. Она требует большего внимания, чем оказывается ей сейчас. Нельзя, чтобы образование было само по себе. Оно должно быть предметом государственной заботы. Задача сохранения и укрепления здоровья детей должна решаться при взаимодействии органов власти, образования, здравоохранения.

О больших проблемах с организацией питания в училищах на со вещании специалистов Роспотребнадзора в марте этого года говорили наши врачи из регионов.

Наука тоже в долгу. Раньше практически в каждом НИИ гигиены труда и профзаболеваний были подростковые лаборатории, а теперь их не осталось нив одном, их первыми сократили.

Работодатели также должны быть заинтересованы в подготовке трудоспособных и здоровых кадров и вкладывать деньги в учебные заведения и главное - в создание условий для прохождения практики. Речь идет о социальном партнерстве, чтобы бизнес принимал участие в подготовке кадров.

Важнейший компонент, который поможет сохранить здоровье ребят, - оздоровление и качественные медицинские осмотры, сейчас они хуже, чем в школе. Мы дали свои предложения в Минздравсоцразвития России, чтобы подростков осматривали при поступлении в учебное заведение и перед практикой как будущих рабочих с учетом особенностей профессии, и чтобы учащиеся получали соответствующее лечение. Нужны новые санитарные правила для новых типов учебных заведений, потому что в существующих многое не учтено. Словом, вопросы медицинского обеспечения, питания и материально технической базы стоят очень остро и решать их нужно как можно скорее, иначе какой рабочий потенциал получим?

Беседу вела Валентина ЕВЛАНОВА,
корр. «МГ».
Фото Александра ХУДАСОВА.

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru