Вы здесь

Нани БРЕГВАДЗЕ: Призвание медика - дар Божий, как и талант певца

В Тбилиси говорят: «Есть хорошие певицы. Есть очень хорошие певицы. И есть Нани Брегвадзе». Впрочем, этот вывод разделяют миллионы ценителей вокала в десятках городов мира, где выступала с концертами народная артистка СССР, заслуженная и народная артистка Грузии Нани Георгиевна Брегвадзе. Слушатели оценили редкий по красоте - ни с кем не спутаешь! - завораживающий голос певицы, ее сдержанную, но всегда проникновенную, элегантную манеру держаться на сцене.

Нани Брегвадзе, известная исполнительница народных грузинских песен, русских и цыганских романсов, охотно согласилась встретиться с корреспондентом «МГ», чтобы рассказать о себе, о гранях своего творчества.

- Как получилось, что именно музыка стала для вас судьбоносным выбором? Что способствовало этому?

- Сколько помню себя, меня всегда окружают чудесные мелодии, прекрасная музыка. Моя мама Ольга Александровна, она родом из знатной княжеской семьи Микеладзе, обладала красивым голосом, играла на рояле. Отец - Георгий Ефремович, инженер, имел театральное образование, тоже пел. Что говорить, если моя прабабушка и тетя с папиной стороны были профессиональными певицами, а мама, ее пять сестер и брат выступали в музыкальном ансамбле.

Старшие вполголоса пересказывали, как легенду, эпизод, участником которого стала моя тетя Кэто. Солистка народного хора, она в 1937 г. попала на декаду грузинского искусства в Москве. На банкете увидела Сталина. А тот вдруг запел народную грузинскую песню. У него был сильный красивый голос. Это была песня-диалог между пареньком и его любимой. Кто-то должен был ему ответить: «Мальчик мой!..» Все были в шоке. Не растерялась лишь тетя Кэто - встала и спела нужные слова. После этого она получила орден и квартиру...

Так что у нас была не семья, а хор - и какой еще хор!.. Когда приходили гости, мама обращалась ко мне, 6-летнему ребенку: «Нани, ты должна для них спеть... Я выходила и объявляла: «Я исполню сейчас романсы, только с чувством!..» И пела «Калитку», «Вернись», грузинские песни, конечно же мало что понимая в тексте...

Семейный совет решил: девочка должна заниматься в музыкальной школе. На вступительном экзамене я аккомпанировала себе сама. Помню, профессор, услышав мой голос, попросил повторить одну, вторую песню. После «Калитки» он взял меня на руки и вынес из класса в коридор к маме: «Поздравляю!» Но вот ведь как бывает - в списке новых учащихся меня не оказалось. Мое место отдали кому-то другому...

Я поступила в музыкальный техникум, а затем стала студенткой Тбилисской государственной консерватории им. В.Сараджишвили по классу фортепиано. Всё шло к тому, что должна была заявить о себе новая пианистка. Жизнь, однако, распорядилась по-своему. И слава Богу, что получилось именно так. Я бы не достигла того, кем стала.

- Кстати, а как появилось такое нежное имя - Нани?

- О, с этим связана особая история!.. Мои родители ждали ребенка, когда Николай Шенгелая пригласил папу сняться в кино. На съемки поехали вместе. Героиня картины, ее играла красавица Нато Вачнадзе, жена режиссера, носила имя Нани. В фильме участвовала прекрасная артистка Верико Анджапаридзе. Обе тоже были в «интересном положении». Тогда-то и договорились: родятся дети - их назовут именами героев фильма. Так появились я - Нани, Георгий Шенгелая и Софико Чиаурели... С тех пор мы неразлучны.

- Когда вы почувствовали себя профессиональной певицей, осознали свое место на сцене?

- В дни моей юности Тбилиси был маленьким городом. Все друг друга знали. Однажды друзья пригласили меня в Государственный политехнический институт. Здесь имелся свой самодеятельный оркестр. Им была нужна пианистка и певица. Пианисткой стала моя ровесница будущая народная артистка Грузинской ССР Медея Гонглиашвили. Меня пригласили на роль солистки.

Незабываемый 1957 год. Мы - участники VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Я выступала в Театре Советской армии вместе с квартетом мальчиков. Пела грузинскую песню «Потушила я свечу». Она и сегодня звучит в моем репертуаре. Волнуясь, я начала петь очень тихо. Оглушительная тишина в зале. А потом голос окреп. Те бурные аплодисменты в Москве запомнились навсегда. Мы заняли первое место по Союзу и третье - в мире.

Тогда же меня пригласили в государственный оркестр «Рэро» Грузинской филармонии. Начались поездки по стране, за рубеж. Но еще долго я почему-то думала, что пение - мое временное занятие, лишь какая-то отдушина. Казалось, что вот-вот - и вернусь в консерваторию, пойду в аспирантуру. Но сцена всё больше тянула к себе. Это как болезнь...

- Вам довелось много поездить по миру, выступать в разных столицах. Что особенно запомнилось?

- Пожалуй, поездка с Московским мюзик-холлом в Париж в 1964 году. Тогда я впервые выступила во всемирно известном зале «Олимпия». Мы попали в Париж в момент, когда ушла из жизни Эдит Пиаф. Это было очень тяжелым известием для всех.

На концертах не раз присутствовал Шарль Азнавур. Мне было очень приятно услышать слова одобрения из его уст. И, вернувшись домой, решила, что моя дочка будет непременно учить французский язык... После выступлений во Франции, Канаде, других странах меня позвали в вокально-инструментальный ансамбль «Орэра». Здесь я проработала солисткой полтора десятка лет.

- Не смущало сплошь мужское окружение на работе?

- Мальчики были очень порядочными. Они буквально носили меня на руках. Ни малейшей пошлости. Хотя иногда приходилось переодеваться в одной комнате. И через годы мы по-прежнему остаемся друзьями. Более того, их постоянное рыцарское отношение ко мне на сцене, как к королеве, - когда они становились перед солисткой на колени, целовали руки, - сформировало мой сценический образ. И это чувствовала публика.

- Какие песни петь сложнее - русские или грузинские?

- Грузинские петь очень непросто. В них всегда присутствует особый - классический - уровень. Ухо режет, если сфальшивишь, пусть чуточку. Если ты освоил искусство исполнения такой песни, то это наверняка означает - сможешь спеть всё.

- Несколько слов о ваших взаимоотношениях с кинематографом...

- Подростком ловила себя на том, что прохаживалась мимо киностудии Грузии в надежде - вдруг меня заметят... Тенгиз Абуладзе предложил мне небольшую роль в фильме «Ожерелье для моей любимой». Но экран не стал главным в моей творческой судьбе, хотя снялась еще в трех картинах. Мой голос не однажды звучал с экрана. Не раз озвучивала «пение» Софико Чиаурели. А в фильме, о котором я упомянула, моя героиня говорила голосом Софико.

- Нани, не могу не задать вам вопрос: как при такой нагрузке, огромном и сложном репертуаре вам удается сохранять силу, тембр вашего удивительного голоса? Вы что-то делаете для этого?

- У меня, наверное, связки хорошие от природы. Специально я ничего не делаю, чтобы укрепить их. Не знаю даже, как надо правильно распеваться перед концертом. Моя распевка обычно происходит к четвертой песне. Сначала ведь слушатели смотрят на артистку - как выглядит, во что одета... Я тоже приглядываюсь к залу. Идет такое знакомство.

Когда-то занималась йогой, делала кобру, стояла на голове. Но это в прошлом. Люблю холодную воду. Теплую пить не могу. И всё же, главное, повторюсь, было заложено изначально. Просто так ничего не бывает. Убеждена: надо всё время петь. Во время пения приходят новые ощущения. Когда я слушаю записи своих прошлых выступлений, они часто мне не нравятся: не то, совсем не то!.. Сегодня бы исполнила более глубоко, проникновеннее.
 
- В начале 60-х годов, услышав юную Нани, мастер романсов Тамара Церетели угадала в ней будущую «царицу эстрады». Сегодня в вашем репертуаре множество старинных и современных романсов. Чем вас привлекает этот песенный жанр? Ведь в разные годы к нему было разное отношение.

- У меня никогда не возникало проблем с репертуаром - исполняла ли я русские, цыганские романсы или народные песни Грузии. «Калитка», к примеру, сразу стала визитной карточкой оркестра «Рэро». Слушатели «Орэра» всегда на бис принимали «Дорогой длинною», «Ожидание», «Не уезжай ты, мой голубчик»... Романс как никакой другой жанр вокального искусства позволяет раскрыть внутренний мир человека во всех психологических нюансах.

- Легкое ли оно - бремя славы эстрадной примы, не давит ли оно плечи?

- Когда мне присвоили звание заслуженной, а через несколько лет - народной артистки республики, искренне удивилась - что я такого сделала, чтобы так меня отмечать? Никогда не забыть, каким общенародным праздником у нас стало присвоение мне звания народной артистки СССР. Из разных уголков России пришла масса телеграмм. Кто мне только ни звонил, ни поздравлял!.. И всё же без всякого кокетства скажу: регалии - их много у меня и самых разных - были где-то на втором плане. Главным же всегда была возможность петь, доставлять удовольствие людям.

- Вы считаете себя счастливым человеком?

- Бог, наверное, на моей стороне. И оберегает меня. Я спокойно смотрю на всё. Кроме того, что касается моей семьи, моей Родины. Я занята лишь творчеством. Раньше летала, ездила, один город сменялся другим. Теперь с поездками, естественно, сложнее. Но если меня приглашают, то никому не отказываю. Дни плотно расписаны далеко наперед. В мечтах - творческий концерт в Москве, в котором хотела бы выступить вместе со своей дочерью Экой - она популярная певица в Грузии, и внучкой. Люблю свой теплый дом в Тбилиси. У нас много друзей. Приходят порой без звонка. Всем рада...

- Читателям газеты хотелось бы узнать ваше отношение к профессии медиков, к той непростой миссии, которую они выполняют...

- Медики - необыкновенные люди. Говорю об этом искренне. У нас в семье немало врачей. Так, муж маминой сестры - он меня вырастил - академик Михаил Самсонович Гигинеишвили, был крупным специалистом-гинекологом. Имя другого близкого нам человека, тоже выдающегося медика - академика Константина Чачавы носит сегодня институт, где он работал. Среди родственников есть стоматологи, представители других медицинских специальностей...

Мне, к счастью, не приходилось обращаться с серьезными проблемами к докторам. Но уважение к этой профессии заложено с детства. Можно ли не ценить тех, кто стоит на страже здоровья, жизни? Призвание врача - огромный, Божий дар. Как и талант певца.

Беседу вел
Михаил ГЛУХОВСКИЙ,
корр. «МГ».

Издательский отдел:  +7 (495) 608-85-44           Реклама: +7 (495) 608-85-44, 
E-mail: mg-podpiska@mail.ru                                  Е-mail rekmedic@mgzt.ru

Отдел информации                                             Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru                                          E-mail: mggazeta@mgzt.ru