08 января 2025
Мальчишками и смутьянами назвал император участников восстания. На самом деле в нем принимали участие 60 офицеров (на Сенатской площади - 30); из них 18 участников Бородинского сражения, 7 князей, 2 графа, 3 барона, 4 генерала, 23 полковника и подполковника. Самому молодому из осужденных, подпоручику Лихареву, было 22 года, а самому старшему, полковнику Тизенгаузену - 45 лет.
Среди 17 человек, осужденных по второму разряду - «за согласие с умыслом цареубийства», - был и Фердинанд Богданович Вольф.
По ритуалу политической смерти они должны были положить голову на плаху палача, после чего зачитывался приговор о каторге.
Фердинанд Вольф родился в Москве в 1796 или в 1797 г. Его отец, Богдан Христофорович, был аптекарем с чином титулярного советника.
С 7 лет Фердинанд воспитывался в частном пансионе при лютеранской церкви в Москве, а в 13 поступил волонтером по медицинской части в московское отделение медикохирургической академии. Будучи слушателем, во время Отечественной войны 1812 г. добровольно помогал раненым в Касимовском госпитале под Рязанью. Из академии был выпущен кандидатом по медицинской части с серебряной медалью.
С 1814 г. начал служение военной медицине в различных госпиталях, поднимаясь от одной должности к другой. В 1821 г. «за усердную службу « получил орден Владимира IV степени. Коллежским асессором стал в январе 1824 г. и с этого же года - штаб-лекарем при главнокомандующем 2-й армией Витгенштейне.
В 1820 г. Вольф вступил в Союз благоденствия, затем в Южное общество, являясь сторонником введения республиканского правления в России с «изведением тех лиц, которые представляют в себе непреодолимые препоны, и одобрял решительный революционный способ действия».
Арестованного в Тульчине 30 декабря 1825 г., Вольфа доставили в Петербург, а 14 января 1826 г. поместили в Петропавловскую крепость с царским предписанием: «посадить по усмотрению». Приметы заключенного: рост 2 аршина 7 7/8 вершков, «лицо чистое, смуголоватое, продолговатое, глаза темно-карие, нос средний, остр, волосы на голове и бровях темно-русые, на левой щеке подле носу родимое небольшое пятнышко». Осужденный Верховным судом, до отправки на каторгу Вольф почти год содержался в Петропавловке. В Читинский острог его доставили в начале марта 1827 г. «В числе нас находился бывший надворный советник Вольф... Казалось бы, для чего Пестелю принимать доктора в члены общества? Но судьба готовила нам общего спасителя. Сосланный с нами на 15 лет в Сибирь, почтенный ученый доктор Вольф... пользовал наших дам (принимал роды), детей и всех нас самих. С самого начала прибытия он занялся устройством аптеки, которую и организовал в одном пустом отделении острога. Выписывали лекарства из Москвы, Петербурга, Лондона и Парижа» - таков рассказ декабриста Н.Ло-рера об этом удивительном человеке.
Отбыв более 3 лет в Читинском остроге, вместе с другими декабристами в сентябре 1830 г. Фердинанда перевели в Петровский завод, где срок каторги сократили до 10 лет. На новом месте доктор оставался доктором, для него всегда находилась работа. Декабрист А.Розен вспоминал: «Самую деятельную жизнь из всех моих товарищей в петровской тюрьме вели Ф.Б.Вольф и А.З.Муравьёв... Старик наш, комендант, лечился только у Вольфа, также много заводских чиновников и рабочих; приезжали также страждущие недугами из окрестных и дальних мест». Когда умирала жена Никиты Муравьёва - Александра Григорьевна, доктор не отходил от нее и дал ей обещание, что сохранит здоровье ее дочери Нонушке (Софье), и выполнил это с честью.
Не было счастья, да несчастье помогло. Захворал 70-летний комендант тюрьмы генерал Лепарский, пригласили доктора Вольфа. Генерал выздоровел и радостью поделился с Бенкендорфом, а тот доложил царю. Последовало повеление: «Талант и знания не отнимаются. Предписать Иркутской управе, чтобы все рецепты доктора Вольфа принимались и дозволить ему лечить».
Даже в условиях заключения доктор пополнял свои профессиональные знания, выписывая и читая различную медицинскую литературу. Кроме того, его интересовала ботаника, минералогия, гидрография озера Байкал. В тюремной «академии» Вольф читал для соузников лекции по анатомии, физике, химии.
Срок каторги истек в 1835 г., и Фердинанд Богданович вышел на поселение в село Урик неподалеку от Иркутска, где оказались Волконские, и главное - братья Н. и А.Муравьёвы. Доктор и на поселении оставался добрым гением семейств Анненковых, Трубецких, Юшневских и других декабристов-поселян.
В 1836 г. Вольф получил официальное разрешение на врачебную деятельность. Однако, во избежание воздействия его мятежных мыслей и поступков на граждан, каждый визит к пациенту прикрывался завесой тайны. С нескрываемым юмором доктор сообщал Фонвизиным: «...меня таскают беспрерывно... Уже несколько раз меня возили в Иркутск, и всегда самым тайным образом, а между тем весь город со мною видится, советуется, начиная от высших до самых бедных с утра до вечера и день и ночь... При всяком важном случае меня везут в Иркутск, и там я решительно с утра до вечера пишу рецепты и навещаю больных, потом возвращаюсь в Урик, чтобы отдохнуть; иногда и довольно часто больные и сюда ко мне приезжают».
Бескорыстие доктора было потрясающим. Из письма друзьям Пущиным: «Вы будете смеяться, Наталья Дмитриевна, но... мне случалось у богачей не принимать несколько раз предлагаемых щедрою рукою денег - надо видеть их удивление. Не брать денег? Это вне всякого понятия». Воспитанница Фонвизиных в воспоминаниях приводит такой случай, бывший с доктором Вольфом: «...Когда он был еще в Иркутске, то там прославился, вылечив одного богатого золотоискателя, от которого отказались уже все тамошние знаменитости. По выздоровлении своем золотоискатель, признательный доктору Вольфу за спасение... своей жизни, но вместе с тем зная, что тот никогда ничего не берет за визит, послал ему в пакете пять тысяч ассигнациями с запиской, в которой написал ему, что если он не возьмет эти деньги из дружбы, то он при нем же бросит их в огонь. Денег всё-таки Фердинанд Богданович не взял».
Летом 1845 г. доктор Вольф был переведен в Тобольск. О городе можно судить по отзыву поэта В.Жуковского: «... Тобольск бедный город... Нижний город не богат, верхний без воды... 15 церквей. Дом архиерейский. Присутственные места... Деревянная мостовая. Осыпающаяся гора. Каменные здания: генер.-губ. дом, церкви. Деревянный гостиный двор... Тюремный замок. Собор (премерзкий)». По «высочайшему указу» Фердинанда Богдановича назначили врачом в тюремный замок и разрешили читать лекции по гигиене в Тобольской духовной семинарии.
В конце 1852 г. слег А.Муравьёв, все попытки доктора вылечить друга оказались напрасными. После его смерти Фердинанда Богдановича будто бы подменили, он разом постарел и начал медленно угасать, отказываясь от лечения. Декабрист Штейнгель писал: «Медики одно говорят: «плохо». Впрочем, никто его не лечит: он не хочет дозволить это». Светя другим, сгорел и сам доктор, 27 декабря 1854 г. Его похоронили на Завальном кладбище рядом с А.Муравьёвым. Было ему 58 лет.
«... длинный кортеж тянулся до самой могилы. Между простыми слышны были рассказы о его бескорыстной помощи страждущим: лучшая панегирика!» - записал Штейнгель о похоронах.
В своем завещании душеприказчиком Ф.Вольф оставил декабриста Н.Анненкова, распорядившись, чтобы наследство его было роздано бедствующим товарищам: Фролову, Кирееву и Фаленбергу.
Добрая память - главное, что оставляет после себя человек. Об этом свидетельствуют строки воспитанника декабристов Н.Белоголового: «...память о нем (Вольфе) долго сохранялась в иркутском обществе, как о весьма искусном и гуманном враче: вера в него была такая, что и двадцать лет спустя мои иркутские пациенты мне показывали его рецепты, уже выцветшие от времени и хранимые с благоговением как святыня, спасшая некогда от смерти».
Валерий ПЕРЕДЕРИН.
Зеленоград.
Издательский отдел: +7 (495) 608-85-44 Реклама: +7 (495) 608-85-44,
E-mail: mg-podpiska@mail.ru Е-mail rekmedic@mgzt.ru
Отдел информации Справки: 8 (495) 608-86-95
E-mail: inform@mgzt.ru E-mail: mggazeta@mgzt.ru